Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новые основы морали




Чем это произведение интересно сегодня

Этика как теория сознания

Путь, предлагаемый Спинозой в Этике — это не просто последовательный переход от первого ко второму, а затем к третьему виду познания. Это теория того, как сознание, рассудок, разум, опираясь сами на себя, переходят в философское сознание. Этику можно рассматривать как описание деятельности сознания. Спиноза считает, что разум способен к познанию и спасению. Вера в ценность рационализма — вот к чему, в конце концов, приходит Этика. Этот вывод получен в результате развития «общих идей», противопоставляемых идеям всеобщим. Спиноза всегда стремится найти мысль, строго соответствующую бытию, составляющую с ним единое целое.

Этим можно объяснить, почему Спинозу не удовлетворяла картезианская система, согласно которой идеи лишь представляют сущности. Ведь Декарт говорил, что в самих идеях нет ни истины, ни заблуждения, истинными или ложными могут быть лишь суждения. Лишь воля человека устанавливает связи и соответствие между идеей и предметом. Спиноза, напротив, считает истинность неотъемлемым свойством идеи. И это избавляет нас от необходимости прибегать к сомнению и к другим путям установления истинности идеи. Во второй части Этики, когда Спиноза переходит от исследования неадекватного знания к адекватному, он вводит термин «общие понятия»: «Существуют некоторые идеи и понятия, общие для всех людей» (теорема 38). Согласно Спинозе, эти понятия не могут быть неадекватными, поскольку они относятся к самим вещам: то, что у вещей общее, присутствует одновременно и в части, и в целом, а значит, может быть представлено лишь адекватно.

Этика Спинозы является прямой противоположностью морализму, выводившему нравственные обязательства из существования «потустороннего мира». Спиноза отказывается от построения своей морали на основе теологии. то же время он не согласен с мыслью, что в основе морали должен лежать страх перед наказанием — внешним или внутренним. По мнению философа, представление о Боге как о некоем судье, монархе или отце является ложным, поскольку предполагает у Бога человеческий образ. То же самое справедливо и для политики. Ее больше нельзя строить на основе теологии. Спиноза поддерживает высказанную Гоббсом идею о том, что общество основано на общественном договоре, по которому люди соглашаются соблюдать и уважать единые обычаи, основанные на принципах справедливости.

основе морально-политических взглядов философа лежит идея Бытия (Всего сущего в Природе) — совокупности всех душ и материальных тел. Бытие действительно само по себе в том смысле, что основывается на самом себе и является всеобщей, изначально существующей, независимой и никем не созданной данностью. Бытии проявляется абсолютная и беспредельная независимость Природы, выходящей за границы конкретных определений и внешних проявлений.

Этот монизм (идею обо Всем сущем) можно рассматривать как своего рода атеизм, поскольку Бог здесь отождествляется с Природой, понимаемой как все, что существует на свете. Но в то же время этот атеизм нисколько не отрицает мораль. Почему?

Мы уже видели, что желание само определяет благо, поскольку стремится к нему, и зло, поскольку его избегает. Желание существовать, упорствовать в своем существовании, желание как возможность (принцип существования и действия) вызывает радость, когда оно воспринимается как развитие. Спиноза считает, что это движение сущего к тому, чтобы без конца становиться чем-то большим, приводит к блаженству, наслаждению высшего порядка, поскольку его целью является само совершенство, и испытать блаженство можно лишь, пройдя через познание Всего сущего в Природе.

Многие наши современники разделяют эту точку зрения. Они согласны с мыслью о том, что совершенство можно искать в самом себе и для себя самого и что оно не требует внешнего приказа. Еще и сегодня многие считают, что этика представляет собой продвижение к освобождению от зависимости и свободе не абстрактной, а содержащейся в стремлении человека быть в гармонии с самим собой и с Природой. Разве не присутствует эта идея в некоторых экологических учениях? Под экологией мы в данном случае подразумеваем не политическое или профсоюзное движение за охрану природных ресурсов, а представление о том, что человек находится в тесной взаимосвязи не только с окружающей средой, но и со всем человечеством. Мудрость состоит в бесконечном познании всего, что нас окружает. Индивидуальной свободы можно достигнуть, лишь приведя свое желание в соответствие с социальным, биологическим и природным контекстом.

Общественные институты следует рассматривать как средство, помогающее самоутверждению человека. Политика необходима лишь для того, чтобы помочь тем людям, что не познали еще наслаждения и до сих пор рабски зависят от собственных страстей. Им нужно очертить рамки, в которых они могут существовать до перехода на путь, ведущий к мудрости. Политика, следовательно, — та сила, что помогает людям жить. По мнению Спинозы, общественные институты функционируют по тем же правилам, что и отдельные индивиды. Их независимость реально существует лишь в виде свободы, заложенной в самом факте существования. Их свобода находится в самом их бытии, всегда направленном на раскрытие собственного потенциала.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 347; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.