КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
О природе и происхождении духа
Бог Первая часть Этики посвящена размышлениям о Боге. Это он положил начало миру, он — основа и отправная точка философского познания. Этические рассуждения автора опираются на онтологию. (Учение о бытии. — Примеч. пер.) Идея Бога есть первая и самая совершенная из идей. Исходя из нее и придерживаясь логического порядка, можно вывести знание обо всей сущей природе. Эта первая идея является по сути дела идеей природы: Deussive Natura (Бог или Природа). Философское исследование этики представляет собой логическую прогрессию, входящую составной частью в учение о природе. Природа — это Все сущее, она бесконечна, не имеет ни начала, ни конца, а присущие ей самодостаточность и совершенство позволяют метафорически отождествить ее с традиционным понятием Бога. Выражение Deus sive Natura означает у Спинозы монизм субстанции. Хотя автор и использует в своем трактате логическую терминологию: субстанция, атрибуты, бесконечные модусы, конечные модусы и т. д., но делает это лишь для удобства изложения. Его концептуальная система имеет целью постижение бытия Природы в ее бесконечном и двойном единстве: к примеру, порядок и последовательность вещей у него те же, что и порядок и последовательность понятий. Лучезарный образ Бога-Природы полон изобилия, стабильности, могущества и совершенства. Бог — не личность, его нельзя сравнивать с конечными существами. Это Бытие, или, другими словами, Все сущее в Бытии. Атрибутов субстанции существует бесконечное множество. Этика посвящена исследованию только тех атрибутов, которые имеют отношение к человеку. Таинственные познаваемые атрибуты — мышление и протяжение — составляют бытие человека. Сущность Бога есть само его существование. Могущество Бога также состоит в его существовании. Бытие не может служить основой моральных ценностей и иметь конечную цель. Это бытие есть природа в своих бесконечности, необходимости и хорошо организованном многообразии проявлений. Философская традиция и обыденное сознание еще не дошли до такого знания Бытия, поскольку им мешает предрассудок о существовании конечной цели, возникший в результате воображаемого, проективного и антропоморфного представления о знании, направляемом чисто эмпирическим Желанием. Знание Бытия есть, в конечном счете, совершенное знание о совершенной сущности, то есть адекватное знание о совершенстве мира (см. Приложение к части I). Во второй части анализируются достоверные свойства познания. Говоря попросту, первый его род — чувственное познание, воображение. Второй род познания — понимание, достигаемое с помощью абстрактного разума. Познание третьего рода исследуется в пятой части книги: речь идет об «интуитивной созерцательной науке», которая позволяет познать и полюбить Бога. Познание второго рода позволяет приступить к рассмотрению человеческого духа и попытаться его понять. Существование человека является частью Всего сущего в Природе. Оно зависит от целого. Бели понять эту зависимость, можно лучше уяснить сущность человеческого существования. Личность человека не субстанциальна и не дуалистична. Она представляет собой временное единство души и тела, при котором не происходит их внутреннего взаимодействия. Душа есть идея, то есть сознание тела и его модификаций. При их изучении не обойтись без физики и физиологии. Теория познания вторична по отношению к теории тела, поскольку человек существует в природе. Человек — это в первую очередь обладающее сознанием тело, и лишь потом — познающий субъект. Теория познания — это теория о трех родах познания. Это теория об истине, понимаемой как адекватное знание (второго, а затем и третьего рода). Адекватное знание этих двух родов не является полным: оно рефлексивно во втором роде, а в третьем дается интуитивно, являясь своим собственным критерием и источником внутреннего света. Из этого рассуждения можно вывести, что не существует «способностей» к желанию и познанию. Существуют лишь реальные действия желания и мышления. Желание и мышление существуют лишь в качестве активных сил и реального действия.
Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |