Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Критика свободы воли и места свободы




Значение работы в момент ее выхода в свет (1677)

О могуществе разума, или о человеческой свободе

D Свободный человек, о котором говорилось в четвертой части, может теперь испытать совершенную радость — блаженство. Блаженство, или счастье, — это больше чем просто радость: это высшая стадия удовлетворения самим собой и увеличения способности к существованию.

пятой части подробно описывается процесс, ведущий человека от рефлексивной деятельности по освобождению (переход от чувственного к адекватному знанию) к радости, которую доставляет полная самореализация. Спиноза называет совершенством человека то состояние, которого человек достигает, сознательно и рефлексивно реализовав самого себя. Совершенство включает в себя все качества, описанные в четвертой части, к которым добавляется модальность (свойство) внутреннего существования, не зависящего более от тела (которое, тем не менее, остается основой бытия). Внутреннее существование достигает совершенства в познании третьего рода.

Это познание есть «интуитивная наука», устанавливающая связь между душой индивида и Всем сущим в Природе — субстанцией с бесконечным множеством атрибутов. Таким образом, человек полностью овладевает самим собой в своих отношениях с Бытием. Это полное слияние, интуитивное и целостное, воспринимается как наслаждение бытием в образе вечности. Это познание вечности в чувствах и опыте. Жизнь в устойчивой полноте Бытия есть Спасение и Свобода в отношениях с миром и самим собой, полностью осознанная в результате познания.

Философ не приемлет невежества. Каждый человек обязан стать свободным, мудрым и радостным и иметь мужество проделать этот путь к совершенству, своего рода познание самого себя и собственных усилий упорствовать в своем бытии и познании Всего сущего. конце этого пути — вечность. Это свобода, избавленная от эмпирических колебаний и реализующаяся в слиянии с человечеством и миром в единое целое.

Этика отрицает свободу воли (идею, столь любимую Декартом). Но это безоговорочное отрицание не мешает автору последовательно показывать пути и условия, при которых становится возможной истинная свобода. Свобода определяется Спинозой как действие, вызванное адекватной причиной и опирающееся на адекватное знание. трех первых частях Этики говорится о том, что человек может стать свободным и познать смысл своего существования. Свободе мешает не свободная воля, а страсть. Только страсти порождают зависимость. Они препятствуют свободному проявлению детерминизма природы внутри и вне нас.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-20; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.