Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Проблема основного метода психологического исследования




Изучать психические явления в процессе их форми­рования -~ это уже не такая новость в психологии. Но дело в том, что это можно делать двумя принципиально разными путями. Один из них заключается в том, что пе­ред испытуемым ставят задачу и далее регистрируют, как она решается, и как при этом формируются новые дейст­вия, представления и понятия. Такое исследование мож­но провести на разных возрастах и тогда наметить общую линию развития этих действий и понятий.

Таков общепринятый, единственный прием исследо­вания. Но мы полагаем, что его объективное значение весь­ма ограничено: он отвечает не существу процесса, а толь­ко определенному уровню развития самого исследования.

Недостаток этого метода заключается в следующем. Основным предметом исследования является формиро­вание действия, а действие призвано отвечать определен­ным требованиям: производить заданный продукт в за­данных условиях. На каком же основании мы требуем от испытуемого, чтобы он самостоятельно искал и находил условия, — которые, как оказывается, мы и сами знаем далеко не полностью. Собственно, только это незнание и является таким основанием.

Кроме того, значительная часть ориентировочной ос­новы действия, в которую входят и многие его условия, переносятся в идеальный план, сокращаются и как бы перестают существовать для всякого наблюдателя, в том числе, и для самонаблюдения. Учитывая только предмет­ное содержание действия, мы заранее ограничиваем себя только одним из типов формирования — на неполной (ориентировочной) основе, а вместе с тем и наименее эф­фективным путем исследования, который обычно, по неосознанию этого, принимается за основной и внутренне необходимый.

Таким образом, общепринятый путь изучения фор­мирования психических явлений — в качестве основно­го — является принципиально ошибочным.

Другой путь исследования состоит в том, что сначала устанавливаются требования к будущему действию, а за­тем выясняются условия, при которых такое действие может быть сформировано.

Требования, которые мы предъявляем к действию, не составляют для него чего-либо внешнего — действие для того и формируется, чтобы удовлетворять этим требова­ниям. Они его порождают, они контролируют его сохра­нение и его усовершенствование. Если мы наметим сово­купность требований, которые в разных условиях предъявляются к избранному нами действию, то соста­вим систему показателей или свойств, которыми должно обладать полноценное действие. Например, ориентиро­ваться на существенные условия, т. е. быть разумным; сво­бодно применяться в определенном наборе заданий, т. е. быть обобщенным; быть сознательным, т. е. доступным са­моотчету исполнителя; максимально автоматизирован­ным и в то же время подконтрольным, и т. д. Формирова­ние каждого такого свойства действия, а на его основе свойств представлений и понятий, требует определенных условий. Здесь основное правило состоит в том, чтобы не довольствоваться наличными условиями, а устанавливать такие средства действия, при которых задание может быть правильно выполнено.

Нередко такие средства приходится специально кон­струировать, чтобы сделать четкими и ясными показа­тели, на которые должны ориентироваться последова­тельные операции и по которым контролируется их выполнение, — иначе говоря, чтобы обеспечить полную и немедленную обратную связь в процессе исполнения и тем самым — управление действием. Наличие правильной и полной системы таких показателей контролируется по тому признаку, что самые слабые испытуемые, располагая только «предварительными знаниями и умениями», могут с первого же раза и каждый раз далее правильно выпол­нять действие, которое они выполнять не умели; более того, если испытуемые строго следуют всем этим указаниям, они не могут выполнить действие иначе, как правильно.

Когда такие средства выясняются, становятся ясными закономерные отношения между определенными условия­ми и формированием определенных свойств действий и понятий. Становится также ясным, какие практически неисчерпаемые отклонения возможны от этого основно­го, нормативного пути и что только благодаря ему мы по­лучаем возможность разобраться в этих отклонениях.

Итак, формирование действий и понятий с заранее намеченными свойствами — обязательно заданными, так как только для определенных, заданных свойств можно подобрать и определенные условия, — только такой про­цесс формирования является головным, идущим впере­ди других методом изучения их строения и закономерно­стей. Конечно, потом, когда закономерности такого процесса будут изучены и шкала последовательных сту­пеней образования нового психологического явления ус­тановлена, потом по этой шкале можно проводить диаг­ностические исследования и уже сложившихся явлений. Но это лишь потом, после того, как основная закономер­ность будет установлена.

Итак, не наблюдать, как проходит формирование дей­ствий и понятий, а строить их и создавать условия, при которых они могут быть построены с заранее намечен­ными свойствами. Планомерное, систематическое по­строение психологических явлений — есть главный ме­тод их исследования.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-08; Просмотров: 291; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.