Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Актуальность темы. Практическое занятие № 14




Практическое занятие № 14

Образцы тестовых заданий и ситуационных задач

Задание для самостоятельной работы студентов.

 

Сборник задач по биологии и медицинской генетике: методическое пособие для студентов / под ред. Викторовой Т.В. -Уфа, 2011 (стр. 46 – 50).

 

1. Метод антропогенетики, который позволяет выявить гетерозиготное носительство рецессивного аллеля и осуществить экспресс-диагностику среди большого количества людей

1) генеалогический

2) биохимический

3) цитогенетический

4) близнецовый

 

2. Метод антропогенетики, который позволяет ус­тановить наследственную природу признака, опре­делить тип и вариант наследования, выявить взаи­модействие генов, изучить сцепление генов и их расположение в хромосомах

1) генеалогический

2) цитогенетический

3) близнецовый

4) популяционно-статистический

 

3. Для рутинного (сплошного) метода окраски хромосом используется

1)акрихин-иприт

2)флюросцентные красители

3)акридиновый оранжевый

4)орсеин

 

4. Определите, какой кариотип соответствует синдрому Дауна

1) 48, XYYY

2) 46, t+ (13/21)

3) 46, XY

4) 47, XY + 21

 

Ситуационная задача № 1

В клетках фибробластов эмбриона человека установлен кариотип 3А + ХХ. Объясните механизм возникновения такого кариотипа.

 

Ситуационная задача № 2

Как изменится структура белка, если из кодирующего его участка ДНК

3¢ TTA-ТГТ-ААА-ТТТ-ЦАГ-5¢ удалить пятый и 13-й слева нуклеотиды?

Методы изучения генетики человека: популяционно-статистический и молекулярно-генетический. Задачи, принципы и методы медико-генетического консультирования. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний

 

Одним из важных направлений современной генетике является популяционная генетика. Она изучает генетическую структуру популяций, их генофонд, взаимодействие факторов, обусловливающих постоянство и изменение генетической структуры популяций. Молекулярно-генетические методы относятся к числу наиболее сложных и вместе с тем наиболее точных методов диагностики моногенных болезней. Эти методы можно использовать как в пренатальной, так и в постнатальной диагностике заболеваний.

 

2. Учебные цели:

· изучить возможности и задачи популяционно-статистического метода;

· различать идеальные и реальные популяции;

· получить представление о применении закона Харди-Вайнберга для характеристики генетической структуры популяции;

· знать элементарные факторы эволюции;

· понимать сущность молекулярно-генетического метода;

· знать задачи, принципы и методы медико-генетического консультирования и пренатальной диагностики.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь:

ü вычислять частоту доминантных и рецессивных аллелей в норме и патологии, определять структуру популяции по отдельным менделирующим признакам человека и на их основе прогнозировать частоту наследственных болезней;

ü решать задачи, связанные с моделированием различных мутационных изменений в структуре кодирующей нити ДНК;

ü решать ситуационные задачи, моделирующие практические вопросы медико-генетического консультирования.

 

Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать:

ü понятие генетической популяции;

ü закон равновесия генов и генотипов в популяциях (Харди-Вайнберга) и условия его выполнения;

ü генетико-автоматические процессы а популяциях (дрейф генов).;

ü принцип постановки полимеразной цепной реакции (ПЦР) и ее значение в диагностике наследственных болезней;

ü цели, задачи, этапы медико-генетического консультирования;

ü методы пренатальной диагностики и неонатального скрининга наследственных болезней.

 

3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы:

1) Основные понятия популяционной генетики: популяция, генофонд, генетический груз.

2) Характеристика популяций человека: большие и малые (демы, изоляты).

3) Идеальные популяции. Закон Харди-Вайнберга. Реальные популяции.

4) Движущие силы эволюции: мутации (генетический груз), популяционные волны (причины: малые численности, уменьшение ресурсов в результате стихийных бедствий, миграции населения), дрейф генов (генетико-автоматические процессы), изоляция (географическая, генетическая, морфофизиологическая, экологическая, этологическая, социальная), естественный отбор (движущий, стабилизирующий, дизруптивный).

5) Популяционно-статистический метод. Возможности метода.

6) Молекулярно-генетический метод. Возможности метода. Сущность метода полимеразной цепной реакции синтеза ДНК (ПЦР). Этапы ПЦР. Практическая значимость ПЦР-анализа в современной медицине (генетике человека, гинекологии, стоматологии и др.). Секвенирование ДНК.

7) Медико-генетическое консультирование: показания, цель, задачи, методы.

8) Пренатальная диагностика (прямая и непрямая). Неинвазивные методы пренатальной диагностики (УЗИ плода). Инвазивные методы пренатальной диагностики (доимплантационная (до 7 дней при искусственном оплодотворении), биопсия ворсин хориона (7 – 12 нед), амниоцентез (16 – 22 нед), кордоцентез (22 – 25 нед).

4. Вид занятия: практическое.

 

5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 мин).

6. Оснащение. Ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация.

7. Содержания занятия:

7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений.

Выполнение тестовых заданий.

7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия.

7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 831; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.