![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Актуальность темы. Практическое занятие № 14
Практическое занятие № 14 Образцы тестовых заданий и ситуационных задач Задание для самостоятельной работы студентов.
Сборник задач по биологии и медицинской генетике: методическое пособие для студентов / под ред. Викторовой Т.В. -Уфа, 2011 (стр. 46 – 50).
1. Метод антропогенетики, который позволяет выявить гетерозиготное носительство рецессивного аллеля и осуществить экспресс-диагностику среди большого количества людей 1) генеалогический 2) биохимический 3) цитогенетический 4) близнецовый
2. Метод антропогенетики, который позволяет установить наследственную природу признака, определить тип и вариант наследования, выявить взаимодействие генов, изучить сцепление генов и их расположение в хромосомах 1) генеалогический 2) цитогенетический 3) близнецовый 4) популяционно-статистический
3. Для рутинного (сплошного) метода окраски хромосом используется 1)акрихин-иприт 2)флюросцентные красители 3)акридиновый оранжевый 4)орсеин
4. Определите, какой кариотип соответствует синдрому Дауна 1) 48, XYYY 2) 46, t+ (13/21) 3) 46, XY 4) 47, XY + 21
Ситуационная задача № 1 В клетках фибробластов эмбриона человека установлен кариотип 3А + ХХ. Объясните механизм возникновения такого кариотипа.
Ситуационная задача № 2 Как изменится структура белка, если из кодирующего его участка ДНК 3¢ TTA-ТГТ-ААА-ТТТ-ЦАГ-5¢ удалить пятый и 13-й слева нуклеотиды? Методы изучения генетики человека: популяционно-статистический и молекулярно-генетический. Задачи, принципы и методы медико-генетического консультирования. Пренатальная диагностика наследственных заболеваний
Одним из важных направлений современной генетике является популяционная генетика. Она изучает генетическую структуру популяций, их генофонд, взаимодействие факторов, обусловливающих постоянство и изменение генетической структуры популяций. Молекулярно-генетические методы относятся к числу наиболее сложных и вместе с тем наиболее точных методов диагностики моногенных болезней. Эти методы можно использовать как в пренатальной, так и в постнатальной диагностике заболеваний.
2. Учебные цели: · изучить возможности и задачи популяционно-статистического метода; · различать идеальные и реальные популяции; · получить представление о применении закона Харди-Вайнберга для характеристики генетической структуры популяции; · знать элементарные факторы эволюции; · понимать сущность молекулярно-генетического метода; · знать задачи, принципы и методы медико-генетического консультирования и пренатальной диагностики.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен уметь: ü вычислять частоту доминантных и рецессивных аллелей в норме и патологии, определять структуру популяции по отдельным менделирующим признакам человека и на их основе прогнозировать частоту наследственных болезней; ü решать задачи, связанные с моделированием различных мутационных изменений в структуре кодирующей нити ДНК; ü решать ситуационные задачи, моделирующие практические вопросы медико-генетического консультирования.
Для формирования профессиональных компетенций студент должен знать: ü понятие генетической популяции; ü закон равновесия генов и генотипов в популяциях (Харди-Вайнберга) и условия его выполнения; ü генетико-автоматические процессы а популяциях (дрейф генов).; ü принцип постановки полимеразной цепной реакции (ПЦР) и ее значение в диагностике наследственных болезней; ü цели, задачи, этапы медико-генетического консультирования; ü методы пренатальной диагностики и неонатального скрининга наследственных болезней.
3. Вопросы для самоподготовки к освоению данной темы: 1) Основные понятия популяционной генетики: популяция, генофонд, генетический груз. 2) Характеристика популяций человека: большие и малые (демы, изоляты). 3) Идеальные популяции. Закон Харди-Вайнберга. Реальные популяции. 4) Движущие силы эволюции: мутации (генетический груз), популяционные волны (причины: малые численности, уменьшение ресурсов в результате стихийных бедствий, миграции населения), дрейф генов (генетико-автоматические процессы), изоляция (географическая, генетическая, морфофизиологическая, экологическая, этологическая, социальная), естественный отбор (движущий, стабилизирующий, дизруптивный). 5) Популяционно-статистический метод. Возможности метода. 6) Молекулярно-генетический метод. Возможности метода. Сущность метода полимеразной цепной реакции синтеза ДНК (ПЦР). Этапы ПЦР. Практическая значимость ПЦР-анализа в современной медицине (генетике человека, гинекологии, стоматологии и др.). Секвенирование ДНК. 7) Медико-генетическое консультирование: показания, цель, задачи, методы. 8) Пренатальная диагностика (прямая и непрямая). Неинвазивные методы пренатальной диагностики (УЗИ плода). Инвазивные методы пренатальной диагностики (доимплантационная (до 7 дней при искусственном оплодотворении), биопсия ворсин хориона (7 – 12 нед), амниоцентез (16 – 22 нед), кордоцентез (22 – 25 нед). 4. Вид занятия: практическое.
5. Продолжительность занятия – 3 часа (135 мин). 6. Оснащение. Ноутбук, мультимедийный проектор, мультимедийная презентация. 7. Содержания занятия: 7. 1. Контроль исходного уровня знаний и умений. Выполнение тестовых заданий. 7. 2. Разбор с преподавателем узловых вопросов, необходимых для освоения темы занятия. 7. 3. Демонстрация преподавателем методики практических приемов по данной теме.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 859; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |