КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Элементы музыкальной выразительности
Стремясь максимально стимулировать студентов к самостоятельной творческой работе, мы для выявления элементов музыкальной выразительности используем следующий способ: давая им слушать ряд музыкальных отрывков, требуем, чтобы они сами определили эти элементы. Мысль о первостепенном значении мелодии и гармонии возникает почти мгновенно. К мажорным (светлым) и минорным (мягким) звучаниям слушатели также не остаются равнодушными и указывают на них как на средства, определяющие содержание произведения. Играя контрастные по темпам и динамическим оттенкам произведения, мы легко вызываем у студентов мысль и о таких средствах музыкальной выразительности, как темп, динамика и способы исполнения; Нетрудно также при помощи музыкальных примеров обратить внимание студентов на вопросы строения музыкального произведения, метра, длительностей и ритмического рисунка. Все эти элементы музыкальной выразительности изучаются на первом курсе. Изучать их можно в любой последовательности. Однако необходимо указать, что эти элементы не существуют каждый сам по себе. В конечном счете они должны дать представление о музыке в целом. Поэтому следует всегда подчеркивать их связь между собой и, говоря о новом, вспоминать пройденное и ссылаться на него. Очень важен принцип постепенного усложнения упражнений на протяжении всего года. Такое начало занятий, сопровождаемое большим количеством слушания музыки, отвечает и нашему желанию, чтобы на подступах к изучению музыкальной грамоты можно было поговорить о музыке вообще как об искусстве, отражающем в звуковых образах внутренний мир человека. Составив список основных музыкальных элементов, подлежащих изучению, мы указываем на возможность сопоставления их с элементами сценической выразительности. Мы опираемся на слова Станиславского о том, что не только темпо-ритм музыки, но и все ее составные элементы могут подсказать характер сценического действия. Поэтому, если мы хотим детально и глубоко определить связь между театральным и музыкальным ритмом, мы должны будем провести между ними параллели.
Сравнивая характеристику какого-либо музыкального произведения с характеристикой сценического действия или куска, мы видим, что можем пользоваться одним и тем же языком для определения того и другого. Рассказывая о спектакле, мы говорим о драматизме сюжета или о его лиричности, жизнерадостности и этими же определениями характеризуем музыкальное произведение. Но не только то общее, что выявляется в комплексе элементов музыкальной выразительности, может служить связующим звеном двух родственных искусств. Следует искать параллели также и между составными его частями. Переходя к разбору отдельных элементов музыки, мы одновременно указываем на возможность сопоставления их со сценическими задачами, а также говорим о способах воплощения их в движении. Опираясь на основной принцип системы Далькроза — принцип связи движения с музыкой, выражающейся в полном подчинении движений содержанию, динамике, характеру и ритмической структуре музыкального произведения, мы даем ряд образцов упражнений, облегчающих изучение элементов музыкальной выразительности. Эти образцы должны стимулировать молодого педагога к самостоятельным поискам новых разнообразных вариантов. Это относится также и к выбору музыкальных отрывков для сопровождения заданий. Здесь приводятся только некоторые примеры музыки, которые частично помещены в конце книги.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 413; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |