Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Духовная культура Древней Греции




1. ВВЕДЕНИЕ

Существует представление о Греции как о «Золотом облаке» счастливого язычества, о солнечной юности человечества, о блаженной Элладе.

Греческое искусство дает много свидетельств в пользу такого взгляда на античность. Но если эллинский мир дает нам факты светлых солнечных тонов то он же полон черт обратного свойства.

Судя по археологическим данным, мы должны заключить следующее: древнейшие элементы греческих верований были те же, что и у первобытных народов. Это – обожествление явлений природы, тотемизм, фетишизм и культ предков.

Обоготворение природы в скрытом виде обнаруживается в почитании некоторых божеств, с которыми связаны представления натурального характера. Таков Зевс, олицетворявший первоначально небо, Посейдон – море, Гея – Землю. Кроме того, во все времена существования греки почитали рощи, отдельные деревья, ручьи и реки. Главой всех мелких стихийных божеств, нимф, дриад, сатиров, фавнов являлся древний бог Пан, культ которого происходил из Аркадии и существовал задолго до культа великих олимпийских богов. По общему признанию, это был бог местный и пастушеский, изобретатель свирели и покровитель охотников. Существует версия, что его имя «Пан» обозначало совокупность всей природной жизни, одиннадцатый орфический гимн прямо называет Пана космосом, создателем мировой гармонии, родителем всего. Более поздняя мифология (гомеровских гимнов) делает Пана сыном Зевса, т. е. богом более молодым.

Почитание природы вообще было соединено с обожествлением отдельных явлений природы. Упомянем, например, о культе деревьев.

О души дремныя безропотных дерев,

Нам сестры темныя – дриады!

И обличья зыбких зеленооких дев,

Зеленовейныя прохлады,

Ковчеги легких душ, святилища дерев

Все деревья – жилища дриад, но некоторые породы и отдельные деревья чтились особо. Мы знаем о священном дубе в Додоне и в Аркадии, о священной лавре в Темпейской долине, откуда брались венки победителям на пифийские игры, статуэтки Артемиды вешались на деревьях, как и маски Диониса; в Афинах считалось священным масличное дерево, посвященное Афине.

Следы культа животных можно проследить до самого позднего времени. Змеи были посвящены Асклепию, и в них, по верованию греков, вселялись души героев. В Афинском акрополе, в храме Эрехтеяйона жила змея. Превращение богов в животных (Зевса в орла, быка, лебедя, Гермеса и Пана в козла и т. д.), а также посвящение некоторых животных и птиц богам (павлины – Гере, совы – Афине и т. д.) могут также указывать на древний тотемизм и на позднейшее слияние старых богов-животных с новыми богами-олимпийцами.

Благоговейное отношение к умершим и связанный с этим культ предков тоже занимает в греческой религии видное место на всем протяжении ее истории, выражаясь в похоронном ритуале и многочисленных обычаях, связанных с почившими предками.

Здесь видим уже знакомые нам элементы погребального обряда: сожжение вместе с покойником запасов пищи, собак и коней, необходимых ему, и, наконец, пленников.

Микенские раскопки еще подробнее показывают нам заботы греков о предках и их веру в загробную жизнь, подобную этой жизни. Гробницы Микенских царей, обстроенные, как жилища, наполнены всевозможными вещами, оружием, украшениями, остатками одежды и сосудами, содержавшими когда-то пищу.

Почитание предков получало иногда вид почитания героев. Таким культом является культ Тезея, Кадма, Одиссея и других героев, память о которых с течением времени окружалась все более легендарными рассказами, возводя их на положение потомков богов – полубогов (героев).

Наряду с почитанием явлений природы и культом предков греки уже в глубокой древности почитали отдельных богов, выделяя их из общего сонма духов и демонов и наделяя их специальными функциями. Многие боги имели значение покровителей тех или иных видов земледельческой работы. Богини Дамия и Ауксезия в Эпидавре, Ауксо и Гегемона в Аттике способствовали успешному произрастанию хлебов; Пандроза является богиней весеннего дождя, Герса – богиня росы, Эрехтей – бог плуга, разбиватель земляных глыб, Кекропс – бог жатв и т. д.

Следующей стадией этого перехода надо считать ту эпоху, когда стали слагаться великие боги греческого народа – Зевс, Аполлон, Артемида и т. д. – проникая во все уголки древнего мира и вытесняя оттуда древних местных богов. Есть очень много оснований полагать, что греческие боги-олимпийцы суть «составные» боги. Все олимпийцы имеют массу прозвищ-эпитетов; анализируя эти прозвища, можно проследить, что прозвище данного бога образовалось из имени местного бога, поглощенного новым. Таково, например, прозвище Зевса Ликийским. Ликос был древним богом света в Аттике; он не мог «устоять» рядом с Зевсом и обратился в его атрибут.

При ознакомлении с духовной культурой Греции также надо иметь в виду, что в одно и то же время, в одном и том же месте могли существовать различные верования в различных слоях общества.

Развитие греческой духовной культуры осложнялось еще и иностранными влияниями.

Грекам были чужды фанатизм и сознание исключительности, они охотно давали у себя место даже чужеземным богам и культам.

Уже в VI веке до Р. X. Ксенофан сомневался в человекообразности богов, а вместе с тем при римских императорах, уже после Рождества Христова, в Греции наблюдались самые грубые виды культа в низших слоях населения: поклонение фетишам и даже человеческие жертвы, а вера в гадания, амулеты сохранялась даже в то время, когда империя была официально христианской.

Геродот сообщает в своей истории, что поэты Гомер и Гесиод первыми установили точно греческий пантеон, назвали богов по именам, определили значение и функции каждого и установили культ. Они связали, систематизировали и закрепили те бесчисленные религиозные представления, которые бродили разрозненно среди различных племен Греции, и сделали их бессмертными. Поэмы Гомера и Гесиода – первоклассный источник для изучения греческой религии, но до нас дошли отрывки многих других мифологических систем (теогоний, космогоний), которые иногда значительно разнятся от теогоний Гомера и Гесиода. Помня об этом, остановимся на теогонической системе Гесиода, как наиболее полной, используя в тоже время другие источники.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 922; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.017 сек.