КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Теогония
УЧЕНИЕ Дошедший до наших дней текст «Авесты» состоит из трёх главных книг – это «Ясна», «Яшты» (гимны отдельным божествам) и «Видевдат» (своды обрядовых предписаний против дэвов). Извлечения из «Авесты» составляют так называемую «Малую Авесту» – сборник повседневных молитв. «Ясна» состоит из 72 глав, 17 из которых составляют «Гаты» – гимны пророка Зороастра. Позднее сформировались и другие книги: «Дамдатнаск» («Творение основы») – космология, эсхатология; «Денкарт» (деяния веры) – энциклопедия по содержанию; «Меног-и- Храт» (дух разума) и другие. Зороастр учил, что высшим божеством является Ахура-Мазда (позже он назывался Ормузд или Хор-музд). Все другие божества занимают по отношению к нему подчинённое положение. По мнению учёных, образ Ахура-Мазды восходит к верховному богу иранских племён, именовавшемуся ахура (владыка). К ахурам относились Митра, Варуна и др. Высший ахура имел эпитет Маз-да (Мудрый). Помимо божеств ахура, воплощавших в себе высшие моральные свойства, древние арии почитали дэвов – божества низшего ранга. Им поклонялась часть арийских племён, в то время как большинство иранских племён причисляли дэвов к силам зла и тьмы и отвергали их культ. Что касается Ахура-Мазды, то имя это означало «Владыка Мудрости» или «Мудрый Господь». Ахура-Мазда олицетворял собой высшего и всезнающего Бога, творца всего сущего, Бога небесного свода; он был связан с основными религиозными понятиями – божественной справедливостью и порядком (аша), добрым словом и добрыми деяниями. Зороастр начал поклоняться Ахура-Мазде – всезнающему, премудрому, праведному, справедливому, который изначален и от которого произошли все другие божества, – с того момента, как увидел на берегу реки сияющее видение. Согласно преданию, однажды на рассвете он отправился к реке за водой для приготовления священного опьяняющего напитка – хаомы. Когда он возвращался, перед ним возникло видение: он узрел сияющее существо – Воху-Мана (Благой помысел), который и привел его к Богу – Ахура-Мазде (Владыке порядочности, праведности и справедливости) и другим божествам, излучающим свет, существам, в присутствии которых Зороастр «не мог увидеть собственной тени». Вот как в гимнах пророка Зоро-астра – «Гатах» – представлен разговор между Зороастром и Ахура-Маздой: Спросил Ахура-Мазду Спитама-Заратуштра: «Скажи мне, Дух Святейший, Создатель жизни плотской, Что из Святого Слова И самое могучее, И самое победное, И наиблагодатное, Что действенней всего?» Ахура-Мазда молвил: «Моё то будет имя, Спитама-Заратуштра, Святых Бессмертных имя, Из слов святой молитвы Оно всего мощнее, Оно всего победней И наиблагодатнее, И действенней всего. Оно наипобедное, И самое целебное, И сокрушает больше Вражду людей и дэвов, Оно в телесном мире И мысль проникновенная, Оно в телесном мире – Отдохновенья дух». И молвил Заратуштра: «Скажи мне это имя, Благой Ахура-Мазда, Которое великое, Прекрасное и лучшее, И самое победное, И самое целебное, Что сокрушает больше Вражду людей и дэвов, Что действенней всего! Тогда я сокрушил бы Вражду людей и дэвов, Тогда я сокрушил бы Всех ведьм и колдунов, Меня ж не одолели бы Ни дэвы и ни люди, Ни колдуны, ни ведьмы». Ахура-Мазда молвил: «Мне имя – Вопросимый, О, верный Заратуштра, Второе имя – Стадный, А третье имя – Мощный, Четвёртое – я Истина, А в-пятых – Всё Благое, Что истинно от Мазды, Шестое имя – Разум, Седьмое – я Разумный, Восьмое – я Ученье, Девятое – Учёный, Десятое – я Святость, Одиннадцать – Святой я, Двенадцать – я Ахура, Тринадцать – я Сильнейший, Четырнадцать – Беззлобный, Пятнадцать – я Победный, Шестнадцать – Всесчитающий, Всевидящий – семнадцать, Целитель – восемнадцать, Создатель – девятнадцать, Двадцатое – я Мазда. Молись мне, Заратуштра, И днём молись, и ночью, Свершая возлияния, Как это подобает. Я сам, Ахура-Мазда, Приду тогда на помощь, Тогда тебе на помощь Придёт и добрый Сраоша, Придут тебе на помощь И воды, и растения, И праведный Фраваши»*. ________________ * «Авеста – избранные гимны». Перевод И. Стеблина-Каменского.
Однако во вселенной царят не только силы добра, но и силы зла. Ахура-Мазде противостоит злое божество Анхра-Майнью (Ахриман, встречается также транскрипция Ариман), или Злой дух. Постоянное противоборство между Ахура-Маздой и Ахриманом выражается в борьбе добра со злом. Таким образом, для зороастрийской религии характерно наличие двух начал: «Воистину, есть два первичных духа, близнецы, славящиеся своей противоположностью. В мысли, словах и в действии – они оба добрый и злой... Когда эти два духа схватились впервые, то они создали бытие и небытие, и то, что ждет в конце концов тех, кто следует пути лжи, – это самое худшее, а тех, кто следует пути добра, ждет самое лучшее. И вот из этих двух духов один, следующий лжи, выбрал зло, а другой – дух святейший... выбрал праведность». Воинство Ахримана составляют дэвы. Зороастрийцы верят, что это злые духи, колдуны, злые властители, которые вредят четырём стихиям природы: огню, земле, воде, небосводу. Кроме того, в них выражены худшие человеческие качества: зависть, лень, ложь. Божество огня Ахура-Мазда сотворил жизнь, тепло, свет. В ответ на это Ахриман создал смерть, зиму, холод, зной, вредных животных и насекомых. Но в итоге, согласно зороастрийскому вероучению, в этой борьбе двух начал Ахура-Мазда окажется победителем и уничтожит зло навсегда. Ахура-Мазда с помощью Спен-та-Майнью (Святого Духа) сотворил шесть «бессмертных святых», которые вместе с верховным Богом составляют пантеон из семи божеств. Именно эта идея о семи божествах стала одним из новшеств зороастризма, хотя в основу ее были положены старые представления о происхождении мира. Эти шесть «бессмертных святых» являются некими отвлечёнными сущностями, как, например, Воху-Мана (или Бахман) – покровитель скота и одновременно Добрая мысль, Аша Вахишта (Ордибе-хешт) – покровитель огня и Лучшая праведность, Хшатра Варья (Шахривар) – покровитель металла и Прочная власть, Спента Армати – покровитель земли и сельскохозяйственного труда и Святое Благочестие, Хаурватат (Хордад) – покровитель воды и Целостность, Амертат (Мордад) – Бессмертие и покровитель растений. Помимо них божествами-спутниками Ахура-Мазды являлись Митра, Апам Напати (Варун) – Внук вод, Сраоша – Послушание, Внимание и Дисциплина, а также Аши – богиня удачи. Эти божественные качества почитались как отдельные боги. В то же время по зороастрийскому учению все они являются порождением самого Ахура-Мазды и под его началом стремятся к победе сил добра над силами зла.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |