Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СМИ в современной структуре российского общества 3 страница




Глобализация, бесспорно, остается важнейшим фактором раз вития информационной сферы, который не следует игнорировать. Вместе с тем имеется региональная и национальная специфика, множество индивидуальных особенностей, из которых и складываются разнообразные информационно-коммуникационные моде-

 

1 См.: Вартанова Е. Л. Северная модель в конце столетия // Печать, ТВ и радио стран Северной Европы между государственным и рыночным регулирова-

нием. М., 1997.

 


ли — порождение сегодняшнего перехода мирового сообщества к информационному веку.

Гражданское общество и публичная сфера. В конечном счете итогом и важнейшим моментом развития новых информационно-коммуникационных структур для постсоциалистических стран становится появление гражданского общества и его новых структур. Движение к нему идет различными темпами в разных странах. Порой очень бурно — в Албании, Югославии (с кровавыми схватками, взрывами), но всюду, конечно, по-разному.

Демократическая информационно-коммуникационная сфера теснейшим образом связана с развитием гражданского общества и является необходимым условием его становления и функционирования. Эти взаимосвязанные структуры достигли разного уровня на постсоциалистическом пространстве: от достаточно высокой степени осознания гражданского общества в странах Центральной Европы, где существовали определенные традиции еще до. Второй мировой войны, до трудных шагов к формированию гражданского общества в России, где такой традиции не было.

Очень важен вопрос о роли средств массовой информации в гражданском обществе. Существует, как уже сказано, концепция публичной сферы, развитая известным немецким философом Юргеном Хабермасом. Одна из главных ее сторон — определение роли средств массовой информации в публичной сфере, где они составляют важную часть гражданского общества, осуществляя общение граждан, общества и государства. В России до сих пор многие рассматривают средства массовой информации как инструмент в руках власти или олигархов. Это очень большая ошибка не только нашего руководства, но и сообществ — научного, социологического, философского. Потому что одна из особенностей гражданского общества состоит как раз в особой роли средств массовой информации как инструмента гласности, открытости, публичной сферы, гражданского общества.

Проблемы открытого общества составляют существенную сторону развития демократических устоев, в частности важнейшие инструменты гражданского общества — общественно-правовые или публичные структуры телевидения и радиовещания, дающие гражданам возможность участвовать в диалоге в той самой публичной сфере, которую необходимо иметь демократическому обществу.

 

 

1 См.: Media, communications and the Open Society / Ed. by Yassen N. Zassoursky and Elena Vartanova. M, 1999. P. 284; Media & Open Sociclies // Cultural, Economic and Policy Foundations for Media Openness and Diversity in East and West / Ed. by Jan van Cuilcnburg and Richard van der Wurff. Amsterdam, 2000. P. 267.


К сожалению, подобные структуры в России еще не созданы, хотя речь об этом и ведется достаточно долго.

В любом случае укрепление свободы средств массовой информации создает условия для развития гражданского общества и общественной сферы, диалога власти, общества, граждан.

В развитии демократических традиций в средствах массовой информации разных стран ситуация неодинакова. В России идет сложный процесс становления публичной сферы, в развитии которой особенно важна роль Интернета и журналистского сообщества. Национальный контекст определяет темп и масштаб развития национальных структур гражданского общества.

На путях перехода к гражданскому обществу и движения к правовому обществу роль в России журналистики и всей информационно-коммуникационной сферы в этом процессе особенно велика, а возможности для формирования этих структур, лежащих в основе демократического общества, с учетом глобальных, региональных и национальных составляющих в переходный к информационному обществу период возрастают.

Глобальная информационная среда и российские СМИ. Интернет включил Россию в глобальную информационную среду. В повестку дня поставлена в качестве важнейшей стратегической задачи развития страны и ее будущего проблема информационного общества и новых средств массовой информации.

Любой лидер, действующий в современной стране, считает своим долгом говорить прежде всего о развитии информационных технологий и информационного общества. Европейский Союз, который имеет специальный Комиссариат по вопросам информационного общества, разработал концепцию новой экономической революции, в которой утверждается, что Европа может развиваться только в условиях нового электронного экономического пространства.

При этом для России Интернет как важнейшая часть, основа
развития информационного общества является ключевым элементом будущих прорывов в современную элиту государств. К сожалению, Россия сегодня относится к категории весьма бедных информационно стран2. Хотя она и не самая бедная, но отнюдь и не самая богатая.

 

1 См.: Ресняиская Л. Л., Фомичева Я. Д. Газета для всей России. М., 1999. С. 230;
Засурский И. Масс-медиа Второй Республики. М., 1999. С. 272.

2.См.: Вартанова Е. Л. Коммуникационная политика России; Засурский Я. Н.
Постсоциалистические СМИ в глобальном, региональном и национальном кон
текстах: К вопросу о переходном периоде // Вестн. МГУ. 2001. № 4.

 


Сейчас границы легко пересекаются глобальными телесетями; одновременно возникают возможности для различных виртуальных объединений. Все это создает новую реальность, которую считают виртуальной, но вместе с тем оказывающую серьезное влияние на реальную экономику и реальную информационную сферу.

В мире происходят три важных процесса в обмене информацией. Во-первых, глобализация, т.е. быстрый обмен информацией со всем миром. Во-вторых, благодаря тому же Интернету возможно развитие малых местных структур — современные информационно-коммуникационные сети дают возможность, как уже говори лось, малым группам, в том числе и этническим, присутствовать в виртуальном пространстве, объединяя своих представителей вне зависимости от государственных границ и географических расстояний. При этом современные глобальные сети не только объединяют, но одновременно и дают возможность для приватности и создания малых сетей и малых групп. Наконец, в-третьих, особенность современного развития — это технологизм, переходящий в сфере, массовых средств в технологический детерминизм; развитие мобильной телефонии открывает новые подходы к Интернету, минуя проводную связь.

Что касается российского сегмента Интернета, то он, прежде всего, является связующим звеном нашей страны с мировым ин формационным и экономическим пространством. Это особенно важно, поскольку сегодня развивать экономику без информационной инфраструктуры, вне глобальных систем практически не возможно. Это не всегда осознается, но есть много фактов, показывающих, насколько российский Интернет важен для того, что бы наша страна присутствовала в глобальном экономическом и информационном пространстве.

Можно привести много примеров. Если говорить об информационном пространстве, у нас нет ни одной глобальной газеты. Они существуют в Англии и Соединенных Штатах Америки, издаются во всем мире и имеют глобальную сеть распространения благодаря возможностям Интернета и новым технологиям (немаловажно и то, что английский язык широко известен). В России же функцию такого глобального средства информации выполняет Сеть. Она играет важнейшую роль, включая Россию в международное информационное пространство. Это очень существенно, поскольку и о нас больше узнают, и мы больше узнаем о мире. Кроме того, в информационной сфере Интернет играет роль гаранта доступа к информации. В большинстве регионов, в российских областях, краях и республиках действуют местные интернет-агентства.


Интернет и связанные с ним информационные структуры сегодня по существу создают и развивают общероссийское информационное пространство, которое подверглось эрозии из-за того, что у нас нет общероссийских газет, не всегда доступно телевидение (и не всегда оно высокого качества), а сегодня — и радио. И это — невзирая на то, что Интернет доступен относительно небольшому числу людей, так как только около двух процентов россиян могут пользоваться его ресурсами. Тем не менее, Интернет осуществляет связь между глобальным и российским пространством, между общероссийским информационным пространством и местными информационными структурами. В этом смысле сегодня Интернет в российском информационном пространстве играет жизненно важную роль — он является не какой-то частной структурой, а одной из интегрирующих и формообразующих структур нашего информационного пространства в плане доступа к информации, к новостям, знаниям, различного рода документам и к разным СМИ. Это очень важный и серьезный аспект.

Информационное общество предполагает использование ин формационного пространства для развития экономики и культуры. От этого зависят будущее России, возможность сохранения вели чия нашего государства.

Рунет. Информационное общество требует высокой культуры и доступа к новым высоким технологиям. Наша страна многое потеряла за последние пятнадцать лет, но российский сектор Интернета — Рунет — одно из тех немногих достижений, может быть, важнейших и ключевых, которыми Россия может гордиться. Интернет — это новое виртуальное пространство, информационное, экономическое, финансовое, торговое, публичное; это новое средство доступа к информации, с одной стороны, индивидуальной, с другой — массовой.

Говоря о взаимоотношениях информационного общества и новых средств массовой информации, следует обратить внимание на три основных аспекта.

Первый: возможность передачи информации с помощью современных информационно-коммуникационных технологий и Интернета.

Второй: расширение территории действия традиционных средств массовой информации в условиях «интернетизации».

Третий: создание новых масс-медиа или новых средств массовой информации.

Технология коммуникаций и информации изменяется стремительно. Интернет создает новое публичное пространство, которое открывает большие возможности для глобального общения, а это

 


уже существенным образом отразилось на развитии средств массовой информации, хотя еще нельзя сказать, как в конечном итоге преобразуются СМИ России и других стран. Очевидно одно: мир информации и коммуникации находится в движении и преобразовании. Еще более важной становится экономическая составляющая Интернета, которая стала в нем доминировать.

Важнейший элемент новых информационно-коммуникационных технологий — дигитализация, т.е. перевод содержания средств массовой информации в цифровую форму. В результате общей для всех них единицей становится текст, обретающий новое — цифровое — измерение. Происходит конвергенция СМИ. Тем самым новая информационная среда начинает оказывать возрастающее влияние и на сферу языка, в котором наряду с линейной выстраивается гипертекстовая структура.

Обновление традиционных СМИ. Если говорить о традиционных СМИ, то они широко используют Интернет для своего распространения как в регионах, так и в мире. Соответственно русская диаспора в мире может сегодня получать информацию, при чем очень обширную, из федеральных и провинциальных газет и журналов, которые, как говорят, «выложены» в Интернете. Тем не менее, в условиях бурного развития новых информационно-коммуникационных технологий, безусловно, произойдут существенные перемены в традиционных СМИ — печати, радио, телевидении, в доступе к ним, в способах доставки и, вероятно, в содержании.

Кажется, что наиболее спокойно чувствует себя радио. Звуковая речь легко передается через Интернет, для приема радиосигнала достаточно иметь компьютер и к нему звуковую плату. «Радио России» уже ведет вещание в значительной степени на базе Интернета, который используется как средство доставки сигнала в различные страны — к радиостанциям для вещания через них. Но одновременно этот сигнал может быть принят и индивидуальны ми пользователями Интернета. Кстати, таким образом, слушают «Эхо Москвы» и «Серебряный дождь» во многих странах. Сегодня российские радиостанции, размещенные в Интернете, можно слышать во всем мире.

Сложнее всего обстоит дело на телевидении. Время, затрачиваемое пользователями Интернета на просмотр телевизионных про грамм, сократилось. Видимо, произойдут серьезные изменения в

 

 

1 См.: Вартанова Е. Л. Конвергенция как неизбежность // От рукописи до Интернета. М., 2000. С. 37-55.


структуре телевидения. К спортивным, музыкальным и многим другим программам, которые традиционно смотрели по телевидению, Интернет открывает отдельный доступ. В связи с этим, на мой взгляд, больше будет телевидения специализированного, рас считанного на интересы отдельных сегментов аудитории. Весьма устойчивые перспективы у новостных программ.

Печать имеет достаточно прочные позиции, прежде всего по тому, что объединение разных видов информации в телевизионном или компьютерном варианте не отменяет текста. Более того, радио- и телевизионные передачи, как правило, размещаются в Интернете в двух формах — аудиовизуальной и текстовой. Текст становится общим знаменателем для всех СМИ в Интернете. Часто материалы из Интернета распечатываются для чтения. Некоторые электронные газеты, например Gazeta.ru, имеют специальную вер сию для распечатки. Все пользуются текстом, который приобретает самостоятельность и даже независимость. При всем этом газета или журнал имеют большие преимущества, поскольку публикуемая там информация, как правило, подготовлена высококвалифицированными специалистами, в результате чего читатель полу чает, как правило, тщательно проанализированные, хорошо обработанные сведения.

Новые СМИ. С появлением глобальной Сети возникли и принципиально новые СМИ — электронные газеты, которые имеют ряд особенностей. Они постоянно обновляются, часто хорошо иллюстрированы и в них нет, как правило, законченных статей. Материал заканчивается тогда, когда заканчивается событие. В этом смысле журналисты в газете, живущей в, Интернете, должны работать постоянно, и их статьи пишутся таким образом, чтобы последняя фраза всегда могла быть дополнена.

Интересной особенностью электронных газет является и гипертекстовая верстка, которая позволяет быстро находить различные материалы, ссылки, в связи, с чем чтение электронной газеты оказывается более осмысленным, содержательным, может быть, и более разнообразным. Если говорить о других особенностях электронной газеты, то я отметил бы очень большую их оперативность. Часто электронные газеты опережают не только печатные издания, но и телевидение по скорости публикации материалов.

Серьезное место в Интернете занимают информационные агентства (такие как Lenta.ru). Новое электронное информационное агентство позволяет пользователю получать в свое распоряжение все виды информации — аудиовизуальную и текстовую. Это тоже большое достоинство новых СМИ, которые сосуществуют с традиционными, превосходя их по быстроте доставки читателям ма-

 


териалов, прежде всего новостей, по простоте доступа к ним пря мо из дома. Но они уступают печатной прессе, как правило, в уровне аналитичности. К тому же для прочтения больших материалов их обычно распечатывают.

При появлении новых средств информации часто начинают говорить о гибели других — более ранних, им предшествовавших. С появлением радио и телевидения также говорили о гибели газе ты и книги, о том, что люди со временем перестанут читать. Но этого не произошло, а Интернет даже вернул людей к чтению (в том числе к книге и газете).

Стратегия движения к информационному обществу. Стратегия движения к информационному обществу, конечно же, зависит в значительной степени от уровня научной, промышленной оснащенности. Мнения таких научных авторитетов, как Жорес Иванович Алферов и Евгений Павлович Велихов, сходятся на трудностях, которые были и все еще остаются в развитии материальной основы для создания информационного общества в России. Вместе с тем есть и некоторые другие аспекты, которые было бы очень важно обсудить.

Мы уже находимся в каком-то смысле в информационном обществе. Часто говорят, что наши дети будут жить в глобальном мире, а они уже живут в нем. Приходят, например, на факультет журналистики молодые ребята. И когда их спрашивают, у кого есть Интернет, то оказывается, что в Москве он есть у многих. И на вопрос, у кого есть знакомые в Африке, в Австралии, поднимаются руки. Оказывается, они со всем миром уже знакомы через Интернет. Глобализация идет. И она не так уж страшна, как иногда кажется. Когда возник Интернет, говорили о том, что весь мир будет говорить по-английски. Но, как известно, сейчас влияние английского языка в Интернете существенно сократилось. Все живут по своим секторам — немцы со своим доменом de, французы — fr, у россиян — свой Рунет.

Интернет оказался действительно средством глобализации, но не обязательно американизации. Благодаря нему те, кто смотрит Рунет, могут его смотреть и в Москве, и в Австралии, и в Аргентине. Создается глобальное российское сообщество, что также очень положительный фактор, который помогает россиянам объединять себя в виртуальную глобальную нацию. Виртуальные нации тоже создаются. На границе Финляндии, Норвегии и России живут, как упоминалось, саами, у них нет своего государства, но есть свой сайт в Интернете, через него они общаются, создали виртуальное национальное объединение. В этом смысле, конечно, мы живем уже в информационном обществе. Другое дело, что не все могут


им пользоваться, а на пули к информационному обществу стоят серьезные препятствия.

В России развитие этого информационного общества ограничено тремя факторами.

Первый — доступ к средствам связи: в России связь стоит очень дорого, и плохо мы этой связью обеспечены. Считается, что трудно добиться снижения цен на связь, нужны какие-то административные меры. Но есть пример мобильной связи — либерализация этого сектора экономики привела к резкому падению цен на него. Может быть, если противоестественная монополия на фиксированную телефонную связь будет устранена, то телефон станет дешевле и доступнее. Над этим стоит задуматься. Весь мир пошел по пути либерализации телефонной связи. Нам нужно присмотреться к такому опыту.

Второй момент — доступ к компьютерам. Всего десять миллионов компьютеров, из них два миллиона — в частном пользовании. Конечно, этого мало. Компьютер стоит слишком дорого. Как сделать его дешевле? Пока мы наладим, если это нужно вообще, производство собственных, пройдет много времени. Может быть, стоит просто снизить пошлины на компьютеры? По этому пути идут даже развитые государства. Скажем, в Италии, где очень трудно развивалось информационное общество, пошли на то, чтобы сократить или отменить пошлины на ввоз компьютеров. Может быть, нам следует поступить так же? Но компьютер нужен сегодня, особенно для молодых людей. Спросите у любого отца мальчика или девочки, что хочет приобрести его ребенок. Он вам ответит немедленно: компьютер. Это наше будущее. Если мы не дадим нашим детям компьютеры, мы не войдем в информационное общество. И третий фактор — доступ к Интернету. Он тоже очень ограничен. Говорят, у нас до десяти миллионов пользователей. На самом деле реально им пользуется около 4,5 миллионов — дома, на работе и через так называемый универсальный доступ, когда вы можете поработать в интернет-кафе, в библиотеке, на почте. И развивать именно такую форму общественного универсального доступа было бы чрезвычайно важно и полезно. Решить эти проблемы, чтобы у нас развивалось информационное общество, необходимо. И если мы посмотрим на своих соседей из бывшего СССР, то увидим, что некоторые из них действуют очень интересно.

Сетевые новации информационного общества. Обращаясь к проблеме информационного общества, мы недооцениваем изменения, которые несет это общество в самом образе жизни. По существу создаются новые отношения производства и управления. Здание, помещения теряют свой смысл, как символ министерства, завода.

 


Развитие телеработы, интернет-связи позволяют действовать очень мобильно и быстро, используя шире ресурсы личности. Президент Италии Чампи в бытность свою министром финансов говорил: «Мне не нужны чиновники в министерстве. Пусть они дома пишут мне докладные, пришлют по электронной почте, я их прочитаю и приму решение или верну им, если это плохо сделано». И здесь другой подход к организации работы министерства — не стены, не кабинеты, а суть важна. Новая мобильность, новые возможности для развития административного ресурса и использования различных талантов. То же самое относится и к производству: телеработа позволяет его децентрализовать.

Время и пространство сегодня приобретают иной характер. Они преодолеваются с помощью новых информационных технологий. «В Италии, — говорил тот же Чампи, теперь президент страны — мы не будем переселять с юга людей, у которых нет работы, на север. Мы их обеспечим телеработой».

Это интересный подход, который и у нас возможен. Тем более что у нас главный инструмент в развитии информационного общества уже есть — Рунет, наш сектор в Интернете. Он богат ин формацией. В нем интересные сайты. Россия может работать в Рунете. Один из главных наших приоритетов в развитии информационного общества — это усовершенствование Рунета, его развитие и обогащение. Сегодня границы проходят не там, где стоят пограничники, а там, где идут информационные барьеры. Граница России сегодня проходит по Рунету. И тот, кто имеет доступ к Рунету, уже, оказывается, по существу в России.

Новое информационное общество дает новую мобильность человечеству, возможность для развития инициативы и быстрого внедрения идей в практику. В этом смысле новое информационное общество предполагает децентрализацию и развитие горизонтальных и сетевых структур. И когда мы начинаем размышлять, почему СССР развалился, мы приводим многие данные и соображения, но редко задумываемся над тем, что с централизованным вертикальным управлением, которое было в СССР, невозможно было войти в новую эпоху, в новую технологию.

Сегодня для развития информационного общества необходимы горизонтальные и сетевые структуры. Они открывают возможности для инициативы каждого гражданина. А это — огромный ресурс для среднего, малого бизнеса, для того, чтобы новые идеи не только быстро рождались, но и быстро реализовывались. Ин формационное общество — это действительно будущее России, Государство должно помогать этому, но не как собственник, а как


регулятор и как структура, поддерживающая информационную составляющую России.

Цифровой раскол в России: парадоксы элитарного Интернета.

Медленное и неравномерное проникновение Интернета в Россию во многих отношениях сделало его элитарным средством массовой информации и привело к парадоксальным явлениям в том, что касается его пользователей. И в определенной степени, при стечении многих обстоятельств, сделало его элитарной формой коммуникации в бедных информационными ресурсами районах интернет-пространства и сравнительно демократической формой СМИ в более богатых в этом отношении регионах.

Российский Интернет обслуживает обычных граждан, госструктуры, средства массовой информации и интеллектуальную элиту, различными способами обеспечивает доступ к глобальным информационным источникам, а также влияние на ход предвыборных кампаний, на содержание местных печатных изданий. В период выборов членов Государственной Думы и Президента России в 1999-м и 2000-м годах. Интернет использовался для «оркестровки» этих кампаний.

Молодым пользователям Интернет дал возможность самостоятельного и независимого творчества и выражения неортодоксальных взглядов, что во многих отношениях заменило существовавший в советское время самиздат. Отмечены конкретные случаи, когда через Интернет региональные лидеры укрепляли свое влияние, пользуясь низким уровнем доступа к Интернету общественности.

Цифровое разделение между молодым и старым поколениями, а также среди молодежи различных социальных групп необычным образом сказывается в среде управленцев, где высокопоставленные чиновники используют своих молодых подчиненных для от правки электронной почты и считки содержания информации из Интернета. Доступ к нему является важнейшим и в то же время ключевым аспектом для преодоления цифрового раскола. Другая важная проблема — способность использовать источники Интернета. Аудитория Интернета в России разделена на большинство, которое использует возможности электронной почты и развлекательные сайты, и меньшинство, использующее новостные информационные источники, это «цифровой раскол-2». Мало иметь подключение к Интернету, надо научиться использовать его ресурсы. Информационно бедные — это не только те, кто не подключены к Интернету, но и те, кто не знают его ресурсов и не могут их использовать, кто не в состоянии извлечь информацию, новые сведения, посетить соответствующие сайты для ликвидации своего информационного невежества.

 


Цифровой раскол стал одним из основных препятствий к ре конструкции, возрождению, восстановлению и даже выживанию России и одновременно — наглядным индикатором противоречий современного российского общества.

Параметры цифрового раскола в России. Основные характерные черты, присущие российскому элитарному Интернету, могут быть сведены к одиннадцати позициям:

1. Медленное и неравномерное проникновение Интернета в
Россию — только 7,5 млн человек, или 5% россиян, использовали
Интернет в середине 2001 г., что на 7% превысило уровень начала
года, но все равно оставалось низким показателем.

Интернет стал инструментом свободного доступа к миру для
«электронно» богатых регионов (Москва, Санкт-Петербург, На
дым и т.д.).

«Электронно» богатый профессорат и официальные круги,
«новые русские» и другие молодые люди, принадлежащие к этому
кругу.

«Электронно» бедные сельские районы, небольшие города и
деревни зачастую имеют доступ только в почтовых отделениях, где
пользование Интернетом обычно ограничивается возможностью
отправки электронной почты.

Интернет используется в качестве механизма манипулирования «электронно» бедными районами со стороны федеральных и
местных властей, особенно в том, что касается местных СМИ.
Например, в Кировской области администрация через Интернет
распространяла тексты, которые должны были публиковаться местными газетами, тем самым, превращая Интернет в средство управления местными СМИ.

Дирижирование выборами в Госдуму и президентскими выборами путем опубликования в Интернете данных по динамике
подсчета голосов для влияния на общественное мнение в различных
районах, с тем чтобы голоса были отданы за кандидатов, которых
поддерживает администрация.

«Электронно» бедные русские — пенсионеры, крестьяне;
«новые» бедные — провинциальные интеллигенты, доктора, инженеры.

Цифровое разделение между молодыми и старыми, а также
среди молодежи различных социальных групп является характерным даже для «электронно» богатых районов. Для одних групп молодых людей это стало возможностью выхода на культуры других стран,
для других — сверхмодной версией открытого Самиздата.

Наиболее поразительное цифровое разделение проявилось в
среде правящей элиты. Во всяком случае, некоторые государствен


ные чиновники установили компьютеры в своих офисах, но доверились споим секретарям и служащим в том, что касается использования этих средств, создав тем самым особого рода двухуровневую коммуникационную систему общения между, начальниками и подчиненными, а также с.внешним миром.

Цифровой раскол — главное препятствие и трудность, которые необходимо преодолеть для выживания, реконструкции,
восстановления и возрождения мощи России через активное участие граждан, их инициативу, что является неотъемлемой частью
демократии и рыночной экономики.

Цифровой раскол стал одним из наиболее наглядных проявлений противоречий современного российского общества.

Вместе с тем динамика и динамизм развития Интернета в России внушают надежды на возрастание процесса интернетизации и информатизации — ключевые моменты модернизации российского общества на пути демократизации и рыночной экономики.

1.4. Меняющаяся типология современных средств массовой информации России

Типологическая палитра средств массовой информации России изменилась за последние пятнадцать лет достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии СМИ не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.

От вертикальной и партийной — к горизонтальной и коммерческой структуре. Преобразование вертикальной и партийной парадигмы СМИ было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры советской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большинство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали прессы от «Правды» дорайонной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, со ответствующая современным демократическим принципам (функ-




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 275; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.054 сек.