Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СМИ в современной структуре российского общества 5 страница




Если говорить о векторах развития российской прессы, то прежде всего следует обратить внимание на необходимость установления нормальных отношений между владельцами изданий и журналистскими коллективами. От этого зависит доверие к прессе, к СМИ со стороны населения. Политизация и защита узкокорыстных интересов отдельных лиц ведут к дискредитации СМИ, к тому, что меньше смотрят, слушают, читают общероссийские СМИ.

 


Наиболее здоровый путь совершенствования средств массовой информации — дальнейшая их деполитизация и формирование нового понимания роли СМИ как общественного института, который не может отражать взгляды и пристрастия только владельца и послушных ему журналистов.

Типология и эффективность СМИ. Типология помогает понять место изданий в системе СМИ, способствует их взаимодействию, развитию здоровой, нормальной конкуренции, высвечивает место СМИ в рамках географического, информационного, экономического, социального пространства, будь то пределы России, региона или города. Типология определяет особенности деятельности, взаимоотношений с политическими структурами, экономическими институтами, с потребителями информации, читателями, слушателями, зрителями. Типология обеспечивает наиболее эффективную реализацию информационной политики в данных условиях, помогает выработать методы общения с аудиторией.

Особое место занимают взаимодействие с рекламодателями, рекламная политика СМИ. Это важнейшая для жизнеспособности средств массовой информации сфера гармонизации информационных интересов и потребностей аудитории, обусловленных покупательной способностью людей. Тщательно разработанные типологические параметры обеспечивают выживаемость на рынке СМИ. Сближение, контакт с аудиторией во многом определяются типологически. Газета может быть городской, областной, массовой или элитарной, и в каждом случае точное определение типа издания помогает ему не только выжить, но и приобрести необходимую форму. Понимание типологии позволяет целенаправленно сформировать журналистский коллектив, наметить цели и обеспечить разумное их выполнение и, кроме того, выработать приемы, методы, жанры, позволяющие удовлетворить аудиторию данного издания.

Типологическая концепция СМИ — это та формула, та установка, которая регламентирует работу и журналистского коллектива, и руководства издания, а также взаимоотношения с аудиторией. Она определяет курс газеты, журнала, других СМИ. Правильное понимание типологии издания избавляет и от попыток превратить районную газету в подобие «Известий», и от другой крайности — сведения газеты к уровню местной сплетницы, что тоже довольно часто случается. Правильное определение типологии помогает изданию действовать наиболее эффективно, разум но, экономически рационально полнее учитывать ее общественные интересы.


* * *

Важнейшее достижение последнего десятилетия XX в. — политическая свобода российской журналистики. Закон о СМИ впер вые в истории России отделил их от государства, определил свободу журналистской деятельности, право журналиста не ставить подпись под материалами, которые противоречат его убеждениям и совести. Свободная российская журналистика прошла сложный и противоречивый путь. Но оказалось, что политической свободы недостаточно — нужна еще свобода экономическая.

Кризис российской экономики существенно сказался на судьбе российских СМИ: отсутствие инвестиций, скудность рекламного рынка сделали журналистику заложницей корпораций, банков и государства. Кажется, что, отстаивая свободу печати, журналистам приходится идти против течения и только самым умелым, активным и смелым удается выплыть, несмотря на противодействие обстоятельств, прежде всего экономического порядка.

Поражает разнообразие современной журналистской продукции — упали тиражи московских газет, так называемых центральных, и выросли тиражи местных и региональных изданий. В городах, где раньше издавались 2—3 областные газеты, одна городская или районная, сегодня выпускается от 2 до 10 областных газет, несколько районных и городских. Появились тысячи рекламных агентств, сотни компаний паблик рилейшнз, десятки информационных агентств.

Активно развивается инфраструктура журналистики: создаются службы маркетинга, объединения распространителей печати, исследовательские центры, определяющие отношение аудитории к различным средствам массовой информации.

В экономике страны СМИ стали важной и серьезной структурой, в которой обращаются миллиарды долларов, заняты сотни тысяч сотрудников помимо профессиональных журналистов.

Экономические трудности сделали журналистов уязвимыми для давления различных структур — государственных, частных и даже криминальных. Журналистика России сегодня напоминает гадкого утенка, который барахтается, пытается плыть против течения и еще находит в себе силы сказать правду о том, что происходит в России и мире. Может быть, когда-нибудь этот гадкий утенок превратится в прекрасного лебедя. Но уже сейчас уроки российской журналистики полезны и нужны не только России, но и мировому журналистскому сообществу.


2. Правовые основы свободы массовой информации

Знание права, механизма его применения в журналистике, его особенностей, процедуры, тенденций, наконец, собственных прав и обязанностей значительно облегчает профессиональную деятельность работника СМИ. Знание права предотвращает нарушения законодательства, которые наносят ущерб не только журналисту и редакции, героям статей и репортажей, но и тысячам и тысячам читателей и зрителей.

Правовые основы журналистской деятельности в России созданы. Журналист обязан уже сегодня знать о своих правах, приучать себя и других подчинять свои действия верховенству закона, популяризировать принципы правового государства.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 338; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.