Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Новый вектор развития свободы печати 14 страница




Модель массовой газеты является базовой и для «Московского комсомольца» — газеты городской, столичной, однако популяр ной в России, сумевшей стать заметным явлением медийного лан дшафта России. «МК» создал региональные выпуски в еженедель ном формате, которые выходят в 64 регионах страны.. Тематичес кая палитра «МК» отличается разнообразием. Здесь хорошо представлены сферы экономики, политики, культуры, в разум ных пределах публикуется информация утилитарного плана (сове ты, консультации, полезные в быту сведения). В информационно-тематической структуре издания достойное место занимают разде лы международной жизни (ближнего и дальнего зарубежья), экологии, спорта. Модель «Московского комсомольца» построена на балансе признаков, характерных и для «газеты новостей», и для «газеты взглядов». Черты массовой газеты проступают в акцентах материалов о событиях-сенсациях, происшествиях, хронике дня, переполненной скандалами, криминальными ситуациями. Анали тика, свойственная изданиям серьезным, постоянно присутствует в разговоре о политике (время от времени «МК» ввязывается в публичные политические баталии, открыто декларируя свою по зицию.), экономике, науке и искусстве.

Среди трех массовых универсально-тематических общероссий ских изданий, доминирующих в информационном пространстве, наибольшей типологической усложненностью отличается «Мос ковский комсомолец». «МК» первым в современной отечествен ной журналистике предложил оригинальную формулу ежеднев ной газеты, в которой соединяется несоединимое. В информацион ном пространстве газеты аналитика соседствует с публикациями


эпатажного свойства, интеллектуальные размышления об искус стве — с интимными, на грани фола, откровениями героев пуб ликаций; яркая публицистика — с идеологической тенденциозно стью; жесткая конкретика в изложении событий с размытыми тек стами, лишенными фактурности. «Фирменный» стиль «МК» отражает особенности политической, социальной и культурной среды столичного мегаполиса. Концептуальное совмещение в од ном издании черт, присущих как аналитической, так и массовой прессе, адекватно специфике социального состава аудитории сто личного города. Не случайно многие региональные издания, же лавшие повторить успех «МК», не смогли адаптировать его модель. Обойти «Московский комсомолец» не смогла ни одна из массовых газет на информационном рынке столицы. Его эксклюзивность достигается за счет включения в содержательное поле материалов, адресованных разновозрастным группам, имеющим разные инте ресы, социальный опыт, культурные предпочтения, политичес кие взгляды, но живущим в одном городе, где сосредоточены все жизненно важные центры управления страной.

Если «Аргументы и факты» и «Комсомольская правда» изна чально предназначались для распространения на территории всей страны, то «Московский комсомолец», основное время своего исторического существования остававшийся столичной газетой, вышел на всероссийскую орбиту посредством создания ежене дельника — дайджеста из лучших материалов, опубликованных в течение недели в материнских выпусках, и материалов, подготов ленных локальными редакциями. Для регионального «МК» специ ально разрабатывалась трехуровневая информационная модель: информация о мире, столице, регионе. Так был создан новый рыночный информационный продукт для регионов.

В круг массовых изданий, оказавшихся востребованными чита телем в конце прошлого века, буквально ворвалась ежедневная газета «Жизнь», тираж одного номера которой превышает 2 млн экз. Издание вышло в свет в 2000 г., позиционируется как обще ственно-политическая газета, распространяется в 62 регионах, имеет локальные редакции, отвечает всем параметрам модели мас сового издания. В ряде крупных городов (Москва, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Екатеринбург и др.) «Жизнь» ведет острую борьбу за читателя с «Комсомольской правдой». Тематический ряд выстраивается по правилам универсального издания — все сферы общественной жизни находятся в фокусе информационного вни мания. Объем иллюстративного материала, включая комиксы, прак тически равен объему текстовых публикаций. Язык и стиль газеты отличаются максимальной простотой. Главенство функций инфор-

 


мирования и развлечения не подлежит сомнению. Основной осо бенностью «Жизни» является уровень рассмотрения событий, си туаций. Газета стилизует свой взгляд на действительность под взгляд «обычного человека», знающего жизнь не по картинкам из теле визора. Очевидно, что именно стилистика предъявления читателю потока жизни, где смешное, глупое, трагичное плотно переплета ются, высокая политика не затрагивает подлинные проблемы про стого гражданина, а власть глуха к нуждам простых людей, обус ловила повышенный интерес к этому изданию. И в дизайне, и в организации информационного пространства, и в журналистском мастерстве новый игрок информационного рынка уступает «Аргу ментам и фактам», «Комсомольской правде», но, судя по попу лярности, газета нашла нужный тон в общении с читателем, ос новательно уставшим от конструирования реальности и густой ретуши проблем.

По экспертным оценкам, количество действительно рыноч ных газетных проектов (за вычетом рекламных изданий) составля ло на начало 2004 г. 10% от общего числа российских периодичес ких изданий. В пул коммерчески успешных газет вошли прежде всего специализированные издания о здоровье, даче, огороде, развлекательная и бульварная периодика, а также региональные еженедельники с универсальной тематикой. Рыночными являются и многотиражные общероссийские газеты. В целом, как полагают аналитики СМИ, насыщенность газетного рынка страны велика, добиться на нем успеха трудно, особенно газетам серьезным, ана литическим, которых принято относить к «качественной прессе».

Качественные издания. К этой группе традиционно относят издания аналитические, как универсально-тематические, так и специализированные. Периодика такого уровня имеет по сравне нию с массовой прессой иное качество, детерминированное по требностями и информационными запросами образованного слоя с весомым социальным статусом. Целевая аудитория качественных изданий аккумулирует в первую очередь элитные группы, настро енные на информационный обмен по вопросам, проблемам об щественного интереса.

Качественное издание предполагает особое отношение к дей ствительности, свойственное активным агентам социального поля. Эта группа периодики является своего рода «медиапарламентом», тем публичным форумом, где журналисты совместно с ответствен ными гражданами обсуждают общественно значимые задачи и предлагают наилучшие альтернативы их решения. «Повестка дня» качественного издания устанавливается на основе событий и тем актуального характера. Такое издание, являясь инструментом


информирования и анализа, выполняет роли бесстрастного на блюдателя, рационального критика, энергичного посредника между властью и обществом, разными группами интересов, коммуника-I тора интерактивного плана, организующего диалогические обме-| ны между всеми участниками социально-политического процесса. В одном ряду с главными функциями качественного издания — [ информирования, анализа — находится и функция «форума». В от-(ношениях качественной газеты с ее читателем исключается мен-| торство, отсутствует диспозиция «учитель—ученик» или «субъект-объект». За читателем резервируется право партнерства, общения, аудитория рассматривается как социальный субъект, ориентиро ванный на свободную и содержательную дискуссию.

Читатель качественных СМИ обращается к ним за мнением, анализом, сопоставлением взглядов. Качественные издания часто называют «черновиками истории», так как именно в них фикси-1 руется событийная картина общественных процессов. Предъявле-[ ние реальности, какой бы противоречивой она ни была, стано вится непременным атрибутом качественной газеты. Отсюда выте-| кает и критерий качественности — полнота информации, т.е. не I только факты, но и отношение к ним. В качественной прессе суще-ствует принцип отделения факта от комментария, комментария от анализа. Таким образом блокируется всегда существующая возмож-[ ность манипуляции общественным мнением. Качественная газета j не исключает позиционности. Читателя позиция интересует в связи | с потребностью сопоставления взглядов, обеспечивающей выбор альтернативы. Объективность качественного издания не сводится к элементарной сбалансированности аргументов «за» и «против». Она [ выражается в интеллектуальном разнообразии предъявляемых под ходов, экспертиз, суждений. Качественное издание может быть! позиционным. «Газете, — как считает Т. Болдинг, генеральный [ директор Всемирной газетной ассоциации, — нельзя быть аморф ной, нейтральной. Читатель хочет нестандартных и ярких мнений, [ хочет почувствовать позицию. Балансировать и пытаться удовлет-| ворить всех — губительно. Лучшей была бы та газета, что обеспечи-[ вала бы различные точки зрения, вплоть до диаметрально проти-! воположных. Но все равно сохраняется сильная редакционная ли-; ния...»1. Что же касается ангажированности, которую часто путают | с позиционностью, то это свойство приобретается в зависимости; от поведения собственника. Если он использует СМИ для лобби-| рования своих бизнес-интересов, как это происходило в России в

1 Дедюхина А. Необъективный мистер Болдинг // Эксперт. 2002. № 18. С. 4.

 


период всевластия постсоветских олигархов, весь потенциал каче ственного издания превращается в обыкновенный механизм ци ничной манипуляции.

Современная группа изданий, придерживающихся стандартов качественной прессы, выросла из советских газет («Известия», «Труд», «Московские новости»), которые за годы перестройки обрели опыт формирования повестки дня, адекватной обществен ным интересом, и заработали репутацию либерально-демократи ческих изданий, и газет, изначально создававшихся по моделям аналитических СМИ («Независимая газета», «Коммерсантъ»).

«Известия» и «Труд» — газеты общественно-политические в конце 80-х годов прошлого века — начиная с периода «гласности» последовательно формировали предпосылки, необходимые для качественной газеты: активный контакт с аудиторией, сильная, независимая редакционная линия, интеллектуальная наполненность дискуссий. И то, и другое издание располагало собственным сим волическим капиталом — богатой историей, известной маркой, доверием и уважением читателей, маститыми авторами и славой школ, воспитывающих высококлассных журналистов.

«Труд» — одна из самых тиражных советских газет, попавшая, так же как и «Аргументы и факты», в Книгу рекордов Гиннесса (ее тираж достигал 24,5 млн). До 1990 г. газета-долгожитель (она выходит с 1921 г.) была центральным профсоюзным изданием, органом ВЦСПС. При переходе к рынку «Труд» разделил судьбу большин ства изданий, тиражи которых сократились в десятки раз. Несмотря на сложности, неизбежно возникающие в условиях информацион ного рынка, газете удалось остаться одной из самых читаемых в Рос сии, особенно в провинции. Сохранение центральной газетой реги ональной аудитории — достижение серьезное, поскольку многие издания, числящие себя общероссийскими, читателей в регионах растеряли по причине невнимания к жизни российских провинций. Сбалансированность информационно-тематической структуры, при оритет тем, связанных с реальным сектором экономики, взвешен ность оценок политического процесса, постоянное присутствие на газетных полосах новостей из краев, областей, городов и поселков, журналистский интерес к «нестоличному» человеку и разговору с ним закрепили за газетой репутацию издания размышляющего, не суетливого, понимающего социальную психологию людей труда. На фоне захлестнувших российскую прессу настроений катастрофизма, информационных войн газета выделялась социальным оптимизмом: не уходя от обсуждения кризисных явлений, «Труд» стремился по казать возможные пути преодоления сложнейших политико-эконо мических проблем. Набор тем, отражающих политико-экономичес-


кие противоречия современной жизни, реальное положение дел в провинции, социальную незащищенность граждан, акцент на ду ховных и нравственных проблемах, аналитико-комментарийный подход к освещению актуальных вопросов сформировали платфор му, обеспечившую эволюционный переход газеты к качественной модели функционирования издания.

В процессе адаптации к рыночным условиям «Труд», судя по постепенному отказу от архаичных форм в размещении материа лов, компоновке информационных блоков, обновлению содер жательной структуры, развивается по пути модернизации изда ния, бесспорно, необходимой для газеты, аудитория которой стар ше, чем у многих других изданий. Оптимальным вариантом увеличения аудитории и втягивания новых читательских групп стал выпуск газеты «Труд-7». Будучи аналогичной по функциональной направленности (газета жизненных историй, необычных явлений, удивительных событий) и поэтому имеющей сходные черты с «тол стушкой» «Комсомольской правды» (крен в сторону жизнеописа-тельных материалов, фокусированное внимание к конкретным людям, судьбам, увеличение доли публикаций о кумирах поп-куль туры и одновременно о литературе, искусстве, доминирование материалов познавательно-прикладного характера), «Труд-7» об ладает по крайней мере двумя специфическими особенностями. У него есть стилистическое расхождение с основной газетой: «Труд» сохраняет традиции консервативного качественного издания, а «Труд-7» функционирует в рамках модели массовой газеты и пред лагает читателю кардинально иное чтение. В «Труде-7» отчетливо проявляется концептуальная установка на расследование проис ходящих событий, выявление их причин. В таких отношениях ос новного (ежедневного) и еженедельного выпусков, с одной сто роны, очевидна взаимодополняемость, а с другой — достаточно полная автономность. Что же касается «Комсомольской правды» и ее пятничного выпуска, то их ставка на массовую модель не вызы вает сомнения. Они практически однородны.

«Труд» самоидентифицируется в качестве общенациональной газеты: «Общеизвестны такие установки нашей общенациональ ной газеты, как неангажированность (над нами интересы Отече ства да наших читателей), внепартийность, социальная ориенти рованность, стремление содействовать консолидации общества на основе подлинного демократизма, правового порядка, духовного | оздоровления, обеспечения достойного граждан новой России уров ня и качества жизни»1.

1 Потапов О., Иванов Д. Каждый имеет право на «Труд» // Труд. 2004. № 1.


На модель аналитического издания ориентированы и «Известия» — газета с более чем 80-летним стажем. «Известия» в новейшей истории России прославились открытой либеральной пози цией. Их образ долгое время ассоциировался с «первой газетой» страны, своеобразной визитной карточкой независимой постсоветской прессы. Аудитория издания в значительной степени репрезентировала характеристики, присущие читателям качественной газеты, — высокий уровень образования, высокий социальный статус, социальную активность и включенность в политический процесс. Такие параметры целевой аудитории моделировали и миссию издания — быть умной газетой для умных людей. Реализация этой миссии обеспечивала «Известиям» влиятельность и первенство в конкуренции с рядом новых изданий — «Независимой газе той», «Коммерсантом-daily», «Сегодня», еженедельниками «Век», «Общей газетой». (Время жизни последних трех изданий оказалось недолгим). Главным капиталом газеты был профессионализм ее журналистской команды, умевшей раскрывать всю сложность процессов межсистемной трансформации. Большой блок политической проблематики уравновешивался не меньшим блоком информации на экономические темы, в основном за счет выходившей в одном пакете с «Известиями» газеты «Финансовые известия» (проект последней осуществлялся совместно с Financial Times). В ин формационно-тематической структуре издания равноценно сосуществовали культурная, социальная, научная проблематика и спортивная тема. Дать читателю исчерпывающую информацию о самых горячих вопросах и в диалоге с ними обсудить их — такими были задачи газеты, которая попала в жернова борьбы новых российских политических элит. Охота финансово-промышленных групп за «информационным оружием» в войне амбиций и трудности финансового характера самих «Известий» привели вначале к расколу журналистской команды (часть журналистов осталась в «ста ром» издании, другая создала «Новые Известия»), а потом и к слиянию с претенциозной «однодневкой» — газетой «Русский телеграф», просуществовавшей менее года. Формально характер издания не изменился — оно сохраняло тип газеты «общего интереса». Остались и претензии на первенство в нише качественных изданий, которые традиционно рассматриваются как пресса влияния. И основания для высоких амбиций у «Известий» были. Активная позиция газеты на первых этапах социально-политических преобразований обеспечила аудиторию, в которой хорошо различалась очень важная для газеты влияния читательская группа, представляющая лиц, принимающих решения. Десятилетием создававшееся доверие к газете, репутация плюралистического, интеллекту-


ального издания давали реальный шанс увеличить аудиторию и I стать «номером один» в общенациональных СМИ. Но в механизме | интеллектуального влияния произошел сбой — привычный извес-тинский дискурс оказался заменен на жесткие радикальные пози-ii ции. Изменилась и композиционно-графическая модель, стандар- \ тизировалась структура текстов, «личное мнение» журналистов вы-■ теснило с полос аналитику, менторский тон общения с читателем ' кардинально менял характер взаимодействия с аудиторией. Коли-| чество читателей с каждым годом уменьшалось, былой авторитет [ утрачивался. Угроза потери бренда оказалась реальной. Эти объек-; тивные индикаторы неуспеха сделали естественным шаг, предпри- \ нятый собственником издания — холдингом «Проф-медиа»: в 2003 г. I произошла смена менеджмента и началось постепенное обновле- \ ние модели газеты. В 2005 г. «Известия» стали частью холдинга «Газ пром-медиа», что может вызвать коррекцию модели.

Войти в когорту общероссийских газет не по заявленному мас штабу распространения и факту регистрации, а по реальным при знакам (равномерность географического и социального распрост-| ранения) особенно сложно оказалось новым изданиям, которым [ предстояло сформировать аудиторию. Но у них было и определен-I ное преимущество — они начинали с «чистого листа» и могли | свободно конструировать модели с опорой на лучшие мировые I образцы качественных СМИ и их опыт. Первыми в освоении стан дартов и моделей аналитической прессы стали «Независимая газе та», «Коммерсантъ» и «Сегодня», прекратившая выход в 1997 г.

Свое название «Независимая газета» отчасти позаимствовала у лондонской ежедневной газеты «Индепендент», интеллектуальный, тон — у знаменитой парижской «Монд», считавшейся безукориз-| ненным образцом аналитической журналистики. «НГ» начала вы-I ходить с 1 января 1991 г. Главный редактор и основатель издания I В. Третьяков сказал тогда, что располагает «достаточными сред-[ ствами для выпуска абсолютно независимой газеты». Девиз изда-I ния — «без гнева и пристрастия» — выражал целевое назначение I газеты: анализ всех сфер жизни государства. Программа «НГ» была I изложена в первом номере и полностью соответствовала характе-[ ристикам качественного СМИ:

«1. Полная информация. До сих пор, к сожалению, мы не имеем в Советском Союзе ни одной общенациональной газеты, которая бы давала полную информацию, без всяких изъятий тех или иных со бытий или фигур — информацию о том, что происходит ив нашей собственной стране. 2. Свобода комментария и представление всех точек зрения. "НГ" собирается давать на своих страницах разные мнения по одному поводу не в виде специальной рубрики, не как

 


исключение, а, как правило, постоянно. 3. "Нет" редакционным статьям с "единым мнением". Газета обязана — и "НГ" постарает ся это делать — приводить в первую очередь мнения очевидцев и специалистов, но отнюдь не должна, кроме исключительных слу чаев, о каком-то своем едином редакционном мнении. 4. Независи мость не только от власти. Независимость только от официальной власти — это не независимость, а всего лишь оппозиционность. Настоящая независимость независима от оппозиции»1.

Выдержать все сформулированные правила «НГ» удавалось да леко не всегда, но «Независимая» со своими аналитическими при ложениями — «Независимое военное обозрение», ставшее автори тетным военным изданием, «НГ-религии» — уникальное светское издание, посвященное жизни и проблемам всех главных конфессий В России, «НГ-сценарии», «Дипкурьер НГ», «Ex LIBRIS НГ» и др. — первой среди российских печатных СМИ предложила новый фор мат влиятельной газеты. Взлет «Независимой газеты» пришелся на бурное время президентства Б. Ельцина (1993—1999 гг.), когда поли тическая конфронтация политических кланов выходила в публич ное пространство, а влияние СМИ, принадлежащих конфликтую щим в борьбе за власть группам, было серьезным ресурсом.

В 1993 г. появились еще две ежедневные газеты, также ориенти рованные на модель качественного издания — «Сегодня» и «Ком мерсанте.».

Газета «Сегодня» переставшая существовать вместе с холдин гом «Мост-медиа», создавалась как издание политическое. Позже появляется ежедневное приложение «Бизнес сегодня». Акцент на освещении двух сфер, одна из которых (политика) была основной для «Независимой газеты», а другая (бизнес) — для «Коммерсан та», обострял борьбу за аудиторию. «Сегодня» в конкуренции с «НГ» и «Коммерсантом» победителем не стала, однако заложила традицию для последующих моделей универсальных качественных изданий — строить информационно-тематическую структуру с опорой на политическую и экономическую проблематику.

Ежедневный «Коммерсантъ» стал родоначальником современ ных российских деловых СМИ. Газета реально совершила прорыв в создании издания с совершенно новой концепцией, выстроенной на информационных запросах так называемых «новых русских». Это метафорическое обозначение маркировало начинавший формиро ваться слой людей, занятых бизнесом.

В 1997 г. положение на информационном рынке и «Независи мой газеты», и «Коммерсанта-daily» было достаточно стабильно,

1 Независимая газета. 1991. 1 янв.


но мощность аудиторного слоя оставалась недостаточной. Оба из дания предприняли масштабную качественную трансформацию. «Коммерсантъ-daily», не изменяя общую модель качественного издания, начал удаляться от чистого типа деловой газеты. Измени лось соотношение долей проблематик: темы экономики, финан сов, бизнеса, приоритетные по значимости и занимаемой площа ди, стали уравновешиваться блоками политической, социальной, культурной, спортивной информации; увеличился объем инфор мации о происшествиях, криминале. Коррекция информационно-тематической структуры означала и расширение функциональных направлений. Если ранее основными функциями были контакт ная, консультационная и функция информирования (напомним, что идеология создания газеты исходила из задачи консолидации предпринимательских групп нарождающегося среднего класса), то в результате предпринятой трансформации равнозначными стали обзорная, аналитическая, просветительская функции. Предпола галось и формирование реальной среды общения социально ак тивных граждан. Стремление к диалогу обнаруживается в словах основателя издательского дома «Коммерсантъ» В. Яковлева: «Сей час, кстати, опять пришло время журналистики мнений, только мнений гораздо более широкого круга — и политиков, и эконо мистов, и журналистов, и просто людей»1.

Трансформация «Независимой газеты» внешне связана с уве личением объема. «Утолщение газеты, — пояснял главный редак тор В. Третьяков, — не самоцель — мы просто хотим иметь доста точно места, чтобы каждодневно донести до читателя все необхо димые ему факты и мнения. Все-таки впереди XXI век — нет резона входить в него, руководствуясь только благими (да и то не всегда) пожеланиями наших начальников, надо бы и самим иметь пред ставление о мире, России, проблемах, решение которых лучше начальникам не передавать»2. Но менялась и содержательная сто рона. Газета не отказывалась от первоначальной цели функциони ровать как общенациональное издание, а это требовало создать «гравитационное поле» для читателей из регионов. «НГ» вводит полосные рубрики, объединяющие материалы из регионов и о регионах. Это заметно повлияло на географию публикаций, соци ально-территориальное представительство авторского корпуса, состав героев материалов, субъектов выражаемого в газетных тек стах мнения. «Независимая газета» выпускает специальное вось-

1 Коммерсант-daily. 1997. II нояб.

2 Независимая газета. 1997. 18 окт.


миполосное приложение «НГ-регионы». Выбранная изданиями так тика полноценной представленности в содержании региональной проблематики работает на две необходимые общенациональному изданию функции — консолидации и форума, отвечающие по требности реальной жизни страны.

Функция формирования повестки дня {agenda setting) все чаще анализируется исследователями масс-медиа. Применительно к об щероссийской общественно-политической газете реализация этой функции выражается в фокусировании внимания на проблемах общероссийского звучания, в определении болевых точек социаль ной жизни, во введении в зону оперативного информирования и анализа событий, значимых для большинства. Очевидно, что гра мотное построение «повестки дня», отражающей состояние обще ства, нуждается в надежных источниках информации, существую щих в разных частях страны, смысл действия которых определяется задачей постоянного мониторинга социального уклада провинций, специфики их политико-экономические проблем. Эти источники должны с высокой степенью готовности передавать собранную, обработанную и подготовленную к публикации информацию. К таким источникам информации относятся информационные агентства, в том числе региональные, местная пресса, включая электронные версии региональных газет в сети Интернет, и соб ственные корреспонденты. Низкий процент читателей из регио нов для многих общероссийских изданий объясняется в первую очередь тем, что редакции по разным причинам не получают ин формацию с мест. В 2002 г. вышла в свет газета «Газета». По своей модели — это ежедневное качественное издание универсального типа, следующее жестким принципам разделения новостей, комментария и анализа, объективистскому подходу в отборе информационных событий. Информационно-тематический ряд четко структурирован, темам политики и бизнеса придается первостепенное значение. «Газета», бесспорно, эксклюзивна: абсолютно все материалы основаны на новостном поводе. Но для этого талантливо спроектированного издания характерны те же «болезни», что и для большинства общероссийских газет — слабо представлены регионы.

К общероссийским качественным газетам относится и издания специализированные, получившие маркировку «Ь2Ь» (издания для бизнес-аудитории). Ярким и успешным представителем этой типологической группы является «Экономическая газета», рассчитанная на профессионалов — бухгалтеров, экономистов, юристов, менеджеров среднего звена. К этой группе принадлежит и газета «Ведомости», созданная как проект двух ведущих деловых газет мира — Financial Times, The Wall Street Journal и издательского


дома «Индепендент Медиа». В успехе «Ведомостей» есть доля известных брендов, но и, безусловно, редакционного коллектива, бе зукоризненно выдерживающего стандарты репутационного издания для целевой аудитории, профессионально разбирающейся во г всех проблемах бизнеса.

Помимо устойчивых типологических признаков, по которым I осуществляется квалификация общероссийских изданий, для полноты характеристики конкретной газеты используются и социально-психологические критерии — идейная позиция и репутация. Под репутацией обычно понимаются авторитетность, влиятельность, ответственность, взвешенность взгляда, респектабельность Iиздания. Очевидно, что это черты образа «серьезной газеты», в которых отражается и стилистика, и информированность, и статус авторов, плюралистичность и толерантность подачи информации. На другом полюсе — издания скандальные, вульгарные, образующие «желтую» прессу. Стоит отметить, что последние — достаточно новые для российской периодики издания, однако (например, таблоид «Экспресс-газета») пользуются популярностью и собирают большие аудитории.

Издания с репутацией влиятельных обычно характеризуют и через их позиционность. За исключением партийных изданий или газет идеологических направлений, установить идейную позицию большинства универсально-тематических изданий сложно. Она скорее ситуационна и пока зависит от позиций владельцев, часто использующих свои подконтрольные СМИ для защиты собственных политических интересов. Тем не менее по совокупности признаков (некоторые издания поддаются классификации и по этому критерию. К качественным либеральным изданиям можно отнести «Новую га-1зету», «Московские новости», «Коммерсантъ» и «Независимую газету», к качественным левым — «Советскую Россию» и «Завтра».

* * *

Развитие общероссийской газетной периодики скорее всего будет продолжаться в двух направлениях: универсализации и специализации. Пока в российском обществе не оформится социальная •структура, и вслед за этим процессом не определятся информационные потребности конкретных социальных слоев, соответствующие их духовным, мировоззренческим, культурным запросам, материальным возможностям, на рынке будет расти сектор предложений. Это подтверждает и перманентное рождение новых газетных изданий, ориентированных на всероссийское распространение, и Iпрекращение выпуска весьма достойных газет первого постсоветского десятилетия («Общая газета», «Сегодня», «Век», «Время МН»).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 395; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.125 сек.