Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные понятия теории управления




Тема 3. Менеджмент в системе понятий рыночной экономики

Матрица попарных сравнений

  Я ! Р П О Х А К Т М И С åi VI
Я                            
!                            
Р                            
П                            
О                            
Х                            
А                            
К                            
Т                            
М                            
И                            
С                            
åj                            

3. Заполнив ячейку в строке, следует соответствующую ей ячейку заполнить в столбце.

4. После заполнения таблицы полностью, следует провести проверку правильности записей. Для этого ячейку åi в строке сложить с аналогичной ячейкой åj в столбце. Каждая пара в сумме должна быть равна удвоенному произведению количества функций (12´2=24). Например, åjЯjЯ=24.

5. Сумма всех ячеек åj должна составлять количество анализируемых функций, возведенных в квадрат: 122=144 (то есть расчет площади поля управленческого функционала (12 функций ´ 12 функций)).

На этом основании можно сделать вывод о субъекте управления: его стиль руководства, мотивация, взгляды на активизацию потенциала подчиненных, склонность к риску, степень ответственности (проявляемой и той, которую готов на себя взять и т.д.).

Контрольные вопросы

1. Заполните полностью матрицу и сформируйте на этой основе собственный профиль менеджера. Опишите его.

2. Прокомментируйте Закон ПФЕЙФЕРА: «Никогда не принимайте решение сами, если можно заставить решить кого-то другого».

3. Прокомментируйте Следствие Бермана из аксиомы РОБЕРТСА: «Что для одного ошибка, для другого — исходные данные».

4. Прокомментируйте закон Мерфи о работе: «Как бы тщательно не спланировал, чем будешь заниматься, рабочее время все равно уходит совсем на другое».

5. Прокомментируйте закон групповой работы Томаса Фулера: «Когда по наковальне бьет сразу много людей, они должны соблюдать порядок».

6. Прокомментируйте закон Хеллера: «Первый миф науки управления состоит в том, что она существует».

Субъекты и объекты управления. Управление - процесс воздействия субъекта на объект в целях перевода его в новое качественное состояние или поддержания в установленном режиме.

Субъект управления – это лицо, оказывающее управляющее воздействие. Объект управления – испытывает управляющее воздействие на себе (рис. 4).

Рисунок 4. Процесс управления

Методы и механизмы управления. Метод управления — это набор способов, приемов, средств воздействия на управляемый объект. По содержанию воздействия на объект управления методы обычно делятся на: организационно-административные (методы принуждения), экономические (методы побуждения), социально-психологические (методы убеждения) и др.

Так, организационно-административные методы (методы принуждения) основаны на приказах, распоряжениях, законах и других нормативно-правовых документах и опираются на возможность применения силы органами управления. Внутри организации взаимоотношения менеджеров их подчиненных регулируются Трудовым кодексом Российской Федерации.

Экономические методы (методы побуждения) основаны на использовании материальных (экономических, денежных) интересов. Конкретный экономический метод включает как отдельные приемы воздействия, так и их совокупности. Комплекс взаимосвязанных экономических мер, направленных на достижение конкретного результата, образует экономический механизм управления.

Социально-психологические методы (методы убеждения) опираются на убеждение, морально стимулирование, сознательность, держатся на обычаях и традиционных ценностях конкретного профессионального социума и общества в целом.

В теории принято считать, что наиболее целесообразным соотношением методов принуждения, побуждения и убеждения является 4:4:2. Однако, в практической деятельности такое соотношение неприемлемо. Особенно это касается предприятий социально-культурной сферы, где оптимальным соотношением в теории считается соотношение 2:4:4.

Под словами «механизм управления» понимают совокупность тех или иных методов управления. Организационно-административные, экономические и социально-психологические методы управления применяются совместно. В чистом виде отнесения применяемого метода к одному из перечисленных не представляется возможным, поскольку любое управляющее воздействие всегда носит комплексный характер как сочетание двух или трех видов методом. Возможность использования экономических и социально-психологических методов опирается на существующую административную структуру предприятия. С другой стороны, чисто административными (командными) методами, без материального и морального стимулирования нельзя добиться существенного повышения эффективности работы предприятия.

Цели управления. Определение целей, к которым следует стремиться, целеполагание, - самая трудная и ответственная часть работы менеджера. Выбор целей зависит от конкретной ситуации.

Различные варианты формулировок целей управления.

1. Неоптимальная, но конкретно заданная цель. В простейшем случае, цель полностью описана. Этот вариант целеполагания назовем «Попасть в точку».

2. Четко определенное направление движения. Двойственным к нему является вариант «Продвинуться дальше». Здесь есть критерии, по которым надо оптимизировать системы. Критерии – часть переменных, описывающих выход системы, т.е. те результаты ее работы, которые представляют интерес для менеджера.

3. Жестко заданный идеал. Частный случай варианта «Продвинуться дальше»– как можно ближе подойти к заранее определенному идеальному состоянию. Назовем этот вариант целеполагания «Приблизиться к идеалу». Для его реального использования необходимо иметь измерять степень близости к идеалу.

4. Неоптимальная, но заданная область цели. От варианта «Попасть в точку» естественно перейти к варианту «Попасть в область».

5. Самосохранение системы как цель (простое воспроизводство). Одна из наиболее важных целей как для отдельного человека, так и для организации – самосохранение. Стремление сохраниться как самостоятельное целое, обеспечить равновесие с окружающей средой, стабильность и целостность – этот вариант целеполагания назовем «Приказано выжить». Именно самосохранение, а не максимизация прибыли является основной целью предприятия.

Другой подход к проблеме управления связан с идеей обратной связи. Управление не выбирается заранее, а корректируется в каждый текущий момент времени на основании информации о состоянии или о выходе системы.

Для подразделения внутри организации обычно имеется конфликт между внешними и внутренними целями. Аналогична ситуация и для организации во взаимоотношениях с внешним миром. Потребители хотят получить товары возможно более высокого качества при возможно более низкой оплате труда, а поставщики, наоборот, предпочли бы не заботиться о качестве, но зато увеличить цены.

Неизбежен конфликт между внутренними целями субъекта экономической жизни (от отдельного человека до групп стран) и внешними целями его окружения. Разрешение подобных конфликтов – одна из основных задач менеджера.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 343; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.