Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общая характеристика социальных систем




Управление как вид человеческой деятельности имеет древнюю историю своего развития. Однако настоятельная потребность изучения этой деятельности возникла по мере развития общества, особенно в современный период. Свой вклад в понимание сущности управления и систем управления внесла кибернетика – наука о наиболее общих законах управления в технических, биологических и социальных системах. Общественный прогресс в XX в. способствовал соединению знаний разных областей науки, в том числе развитию общей теории систем.

На стыке естественных, общественных и технических наук возникли подходы, позволяющие классифицировать все разнообразие систем по ряду признаков:

· по виду систем – технические, биологические и социальные;

· по степени материальной сложности – механические, химические, природно-климатические, биологические, социальные;

· по степени связи с другими системами – замкнутые, открытые, вероятностные и самоуправляемые;

· по наличию управляющего параметра – неуправляемые и управляемые;

· по степени структурной сложности – простые, сложные, большие сложные и развивающиеся.

Для изучения теории управления органами внутренних дел наибольшее значение из всех систем имеет социальная система, которая является совокупностью социальных элементов (людей), определенным образом упорядоченных, взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Элементы, составляющие целостное образование, обладают специфическими системными признаками. В соответствии с положениями социологии социальной системой являются организация и ассоциация.

Организация – это структурированная и формализованная социальная общность, состоящая из группы людей, объединенных общей целью или системой целей посредством действия формальных (юридических) правил. Организации имеют искусственное происхождение, поскольку они специально создаются государством или обществом для достижения определенных целей. Организации не существуют без общества, в свою очередь и общество не может существовать без организаций. Организации с различной направленностью деятельности создают необходимые предпосылки для осуществления общественных интересов. В этом отношении организации являются средством реализации социально значимых потребностей.

Одним из видов социальной организации является Министерство внутренних дел с системой органов внутренних дел, созданных для защиты прав и законных интересов человека, его жизни и здоровья от противоправных посягательств, а также общества и государства.

Ассоциация – добровольное объединение людей, является другой разновидностью социальной системы. Для ассоциации характерно наличие целей, ради которых люди вместе проводят время. Основой ее возникновения является защита общих интересов, а также членство и отсутствие связей с деятельностью формальных организаций. В этом случае чаще применяют название общественное (неформальное) объединение граждан.

Функционированию государственных учреждений не противоречит и не препятствует развитость общественных объединений, их самостоятельность и распространенность в различных сферах жизнедеятельности. Современная теория социального управления исходит из концепции разделения компетенции обеих разновидностей социальных систем, деятельность которых должна дополнять друг друга. Примером служит правоохранительная деятельность, где существенный эффект достигается в результате взаимодействия органа внутренних дел и добровольных организаций, которые обладают разными организационными основами деятельности и разной компетенцией.

Любая часть социальной системы, вступающая в определенные отношения с другими ее частями рассматривается как компонент социальной системы в теории управления понимается. Обычно в качестве компонентов выступают подсистемы и элементы.

Во всех случаях теория управления исходит из того, что первичным элементом социальной системы является человек и его сознательная, целенаправленная деятельность. Изучение закономерностей, возникающих в тесной взаимосвязи человека и социальной системы, позволило выделить их общие системообразующие признаки:

· целенаправленность (которая проявляется в ориентации всех компонентов системы в процессе их функционирования) на решение конкретной задачи, выполнение определенной функции;

· эмерджентность – (от англ. emergent – внезапно возникающий) наличие у системы качественных свойств, которые не могут быть сведены к сумме свойств отдельных компонентов системы;

· целостность, которая выражается как нерасчленяемое единство всех компонентов и элементов системы, изъятие или нарушение любого из них приводит к изменению свойств системы в целом;

· структурность – соподчиненность всех компонентов системы и устойчивый порядок всех пространственно-временных связей между компонентами системы;

· функциональность – выраженное социальное предназначение системы в целом и способность реализовывать процесс достижения цели;

· управляемость – наличие в системе управляющего параметра, под воздействием которого компоненты системы способны изменять формы взаимодействия и реализовывать разные способы достижения цели;

· уровневость – проявляется в выделении управляющих и управляемых уровней системы, каждый уровень имеет связь с системами более высокого уровня управления и нижестоящими системами (системы и подсистемы).

Перечисленные системообразующие признаки присущи органам внутренних дел, которые представляют собой многофункциональную социальную систему, деятельность которой связана с множеством различных факторов. Познание сущности этой разновидности социальных систем, а также закономерностей ее функционирования помогает понять особенности и проблемы управления, в том числе вопросы организации и реализации их функций. Их целенаправленность выражается в задачах, которые в соответствии законом решаются в процессе правоохранительной деятельности. Собственно в самом процессе деятельности возникает и системное качество органа внутренних дел – способность решать комплексные правоохранительные задачи. Это качество не может возникнуть из деятельности отдельно взятых служб и подразделений, так как каждое из них решает задачи своей компетенции. Орган внутренних дел является целостной организацией. Строго определенная компетенция каждой службы и подразделения выражается в свойственных им функциях, которые определяют и структуру органа внутренних дел в целом. Соподчиненность уровней управления органа внутренних дел является не только признаком, но и условием функционирования. Компетенция каждого уровня управления определяется задачами и функциями и закрепляется различными нормативными актами. Иерархия уровней управления от центрального аппарата Министерства внутренних дел до начальника территориального подразделения формирует систему отношений, которая строится по принципу субординации.

Органы внутренних дел могут рассматриваться не только как социальные, открытые, целевые, управляемые, но и сложные развивающиеся системы. Открытость этой социальной системы обусловлена решаемыми в повседневной деятельности специфическими социальными задачами. Соответственно наличие многих связей с иными социальными системами создает вероятностный характер функционирования. Например, чрезвычайный характер обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел может повлечь за собой существенный сбой в деятельности всех служб и подразделений, в случае если своевременно не будет оказана извне соответствующая поддержка. Регулярная оценка состояния функционирования органа внутренних дел и коррекция управляющего воздействия являются элементами управляющего воздействия, необходимого для стабильной работы.

Орган внутренних дел в процессе функционирования получает и передает управляющее воздействие на нижестоящие уровни, являясь одновременно объектом и субъектом управления.

Информационные связи необходимы для передачи управляющего воздействия. В наиболее общем виде информационные связи следует разделять на внутренние, которые существуют между компонентами системы, и внешние, обеспечивающие постоянную связь с вышестоящими, нижестоящими и другими системами. Наличие у органа внутренних дел разветвленной сети внешних и внутренних информационных связей обеспечивает:

· передачу управляющей и осведомляющей информации между центральным аппаратом МВД, с одной стороны, и вышестоящими органами государственного управления – с другой;

· циркуляцию управляющей и осведомляющей информации между центральным аппаратом МВД, его управлениями, органами управления в субъектах Федерации и с нижестоящими структурами;

· взаимный информационный обмен между органами внутренних дел и другими ведомствами, организациями и общественными структурами;

· двусторонний информационный контакт с населением;

· обмен информацией между службами и подразделениями органов внутренних дел, их руководящим и руководимым уровнями, между отдельными руководителями и сотрудниками служб и подразделений.

Организация и функционирование системы МВД России основываются на общих принципах государственного управления. В то же время эта система имеет ряд особенностей, поскольку объектом воздействия в системе органов внутренних дел Российской Федерации выступает определенный комплекс общественных отношений, обладающих специфическими свойствами. Свойства объекта также определяют собственно характеристики системы управления, ее задачи, функции, формы и методы деятельности.

С точки зрения теории управления система управления – это совокупность людей, методов и средств управления, целенаправленно воздействующих на общество или определенную социальную группу для их сохранения и совершенствования.

Специфика деятельности органа внутренних дел как разновидности управляемых социальных систем выражается понятиями: общественный порядок, общественная безопасность, законность, уважение прав человека и другими категориями, относящимися к содержанию правоохранительной деятельности. При этом система управления органов внутренних дел наделена компонентами, которые необходимы для осуществления организационно-управленческой деятельности. Орган внутренних дел решает основные организационно-управленческие задачи, отнесенные законодательством к его компетенции. Выполнение этих задач в ряде случаев осуществляется самостоятельно, а в наиболее ответственных вопросах деятельности – под руководством вышестоящих уровней управления.

Орган внутренних дел одновременно является и системой управления (по отношению к нижестоящим), и управляемой системой (по отношению к вышестоящим системам).

Система управления органа внутренних дел обладает характерными свойствами. Среди них:

1. Целеполагание – самостоятельное принятие решений по выбору основных целей деятельности и по мобилизации для этого имеющихся ресурсов.

2. Самоорганизуемость способность самостоятельно реагировать на влияние дестабилизирующих факторов, обеспечивать динамическое равновесие системы.

3. Адаптируемость способность находить средства для изменения форм и методов деятельности в соответствии со складывающейся обстановкой.

4. Автономность устойчивое самостоятельное функционирование и решение новых задач организационно-управленческого характера.

5. Интегративность – поддержание целостности и стабильности функционирования всех без исключения компонентов системы.

6. Открытость – способность к взаимодействию не только компонентов системы между собой, но и с иными системами.

Организация системы управления органами внутренних дел предполагает наличие следующих свойств.

1. Детерминированность элементов системы, которая предполагает такую их взаимосвязь, при которой состояние и деятельность одного структурного элемента органа внутренних дел отражаются на состоянии и деятельности других элементов и органа как системы в целом.

2. Динамичность системы обеспечивает успешность противостояния различного рода дезорганизующим воздействиям, при этом сохраняя свои свойства и полноценно обеспечивая функции. В этих целях субъект управления принимает меры по совершенствованию деятельности всех подразделений, осуществляет перераспределение функций, повышает интенсивность работы, квалификацию личного состава и тому подобное.

3. Наличие в системе управляющего параметра проявляется в целенаправленной деятельности объекта управления, а также в способности объекта передавать, доводить командную информацию до исполнителя. При этом речь идет о способности объекта управления выступать в рамках отведенных полномочий в качестве субъекта организационно-распорядительной деятельности.

4. Наличие в системе обратных связей обусловлено процессами обмена информацией, циркуляцией информации. Осуществление управления невозможно без осведомительной информации. Эта информация выступает в качестве своеобразного сырья, необходимого для выработки управленческих решений. Обратная связь (от объекта управления) является каналом связи, который несет информацию о состоянии функционирования объекта, о выполнении отдельных команд, о сбоях в работе и пр. Обратные информационные связи многофункциональны, фактически они охватывают все структурные компоненты системы, а также деятельность взаимодействующих систем.

5. Наличие в системе усилительного свойства обеспечивает компенсацию ослабления управляющего воздействия на пути от субъекта управления к объектам, поскольку они имеют тенденцию к затуханию и искажению по мере их передачи. Затухание объясняется существованием в каналах информационной связи «барьеров», затрудняющих прохождение информации (географических, ведомственных, психологических, смысловых, организационных).

· Географический (территориальный) барьер порождается значительной отдаленностью объектов от субъекта управления либо труднодоступностью местности. Успешное преодоление этого барьера достигается путем внедрения современных средств связи, в необходимых случаях дублированием команд, усилением контроля за деятельностью периферийных органов и т.д.

· Ведомственный барьер выражается в трудностях, возникающих при управлении автономно действующими структурными подразделениями. Под воздействием этого барьера управляющая информация как бы «растекается» по ряду исполнителей. При этом каждый из них может предполагать, что большая часть работы возлагается не на него, а на других исполнителей, что объективно порождает необходимость определения каждому исполнителю его конкретных задач и тем самым повысить чувство ответственности за их исполнение.

· Психологический барьер обычно возникает в случае определенной новизны задач, что формирует у исполнителей чувство неуверенности и страха. Как правило, по этим причинам исполнение команды либо откладывается, либо игнорируется. Основными средствами преодоления психологического барьера являются постоянная работа над повышением квалификации, создание должного морально-психологического климата, сплоченности коллектива, обучение новым методам оперативно-служебной деятельности.

· Смысловой барьер возникает в случая недостаточно четкой формулировки или искажения при передаче управленческих команд. Успешное преодоление этого барьера достигается четким формулированием команды, обеспечивающим ее однозначное восприятие, качественным инструктажом исполнителей, а также повышением их квалификации. Снятию этого барьера способствует также выбор наиболее целесообразных приемов воздействия на сознание, волю, эмоциональный настрой объекта управления, применительно к конкретной ситуации.

· Организационный барьер возникает из-за того, что выполнение отдельных команд требует значительного времени: для технического изготовления, размножения и рассылки управленческих документов, для проведения соответствующих подготовительных мероприятий и т.д. Чтобы устранить действие этого барьера необходимо с максимальной точностью определить время, реально необходимое для исполнения команды.

Для того чтобы ослабить и нейтрализовать действия названных барьеров, организация системы управления обязана обладать усилительными свойствами. Средствами усиления в органах внутренних дел выступают: четкая формулировка команд, обеспечение надлежащими средствами связи, подбор квалифицированных кадров, разъяснительная и воспитательная работа, учения по отработке вводных, конкретизация задач, проведение инструктажей с личным составом и т.д. Каждый сотрудник управления органов внутренних дел обязан способствовать проявлению усилительных свойств системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 2888; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.021 сек.