КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Функции управления
В общественных науках под понятием «функция» обычно понимают круг деятельности, обязанность, работу. Использование этого термина применительно к различным видам деятельности характеризует ее направленность. В таком понимании любая целенаправленная деятельность имеет отчетливо выраженное содержание, которое может образовывать в некоторых случаях систему взаимосвязанных функций. Понятие «функция» всегда отражает предметно-содержательную и пространственно-временную характеристику какой-либо организованной деятельности. Как определенный вид деятельности функция характеризуется известной самостоятельностью, однородностью и повторяемостью выполняемых в ее рамках операций. Каждая функция имеет свою сферу действия и осуществляется специфическими методами. Функция – объективно необходимая, относительно самостоятельная часть целенаправленной деятельности (ее компонент), характеризующаяся специфическим содержанием, особой формой осуществления и относительно самостоятельными пространственно-временными границами. Обычно в функциях проявляются внешние свойства целенаправленной организованной деятельности. Место, отведенное функциям в управлении любой организацией, принято обозначать через взаимную обусловленность основных категорий социального управления: цель – задача – функция – структура. То есть функции устанавливаются через определение направлений решения задач деятельности объектов управления и определяют внутреннее структурное построение объекта управления. В соответствии с направлениями организационно-управленческой деятельности выделяют три группы функций. 1. Специальные функции отражают организующее воздействие системы управления на конкретные сферы общественных отношений. 2. Общие функции управления присущи системе управления в целом и отдельным ее подуровням; они отражают содержание организационно-управленческой деятельности. 3. Обеспечивающие функции обслуживают процессы реализации специальных и общих функций. Для выполнения своих функций любая организация в системе общественных отношений должна обладать правовым статусом. Правовой статус определяет и разграничивает основные полномочия организации: · при осуществлении ею отраслевых функций (функции внешненаправленной специальной деятельности), · при осуществлении управленческих функций (функции внутриорганизационной деятельности), · полномочия в процессе обеспечения деятельности (обеспечивающие функции). Для реализации правоохранительных функций установлены пределы компетенции органов внутренних дел, а именно – правовые нормы, которые определяют основные полномочия и регулируют осуществление функций. Специальные функции органов внутренних дел согласуются с отраслевыми задачами их деятельности и регламентированы законодательством, а также организационно-управленческими актами Министерства внутренних дел. Выделяя ту или иную функцию можно понять внутреннюю взаимосвязь всех направлений деятельности конкретной организации. При этом важно на практике обеспечить согласованную реализацию этих функций. В общем виде согласованное исполнение всех функций организации осуществляется посредством организационно-управленческой деятельности. В системе общественных отношений процедуры управления позволяют координировать и согласовывать все стороны общественной жизни, добиваться выполнения поставленных задач. Функции управления в определенном смысле носят универсальный характер, тем не менее, каждая из них имеет свою специфику и обеспечивает реализацию того или иного воздействия. Общеуправленческие функции в своей совокупности обеспечивают реализацию по всему комплексу специальных и обеспечивающих функций. К числу общеуправленческих функций относят: 1. Учет – это систематический сбор информации о статике (структуре) и динамике (изменении) состояния объекта управления и внешней среды. Данная функция осуществляется путем регистрации, сравнения и сопоставления фактов, характеризующих в количественных и качественных параметрах состояние и развитие социальных процессов. Посредством учета производится обеспечение субъекта управления информацией о ходе достижения целей управления и реализации управленческих решений. Надлежащая постановка учета является необходимой предпосылкой реализации процесса управления. Знание фактического положения дел позволяет наиболее успешно решать все задачи деятельности. 2. Анализ – познавательный вид деятельности, который заключается в обработке и осмыслении информации, осуществляется в целях объективной оценки состояния объекта управления. Эффективность управления возможна только при условии глубокого и регулярного анализа управленческих отношений. Анализу подвергаются социальные процессы, происходящие в системе управления, коллективе, отрасли, регионе. Анализируются положительные и отрицательные процессы и явления, их причинно-следственные связи, а также факторы, влияющие на эффективность управления. Благодаря анализу информации достигается объективная оценка реальной действительности. Он дает возможность правильно определить форму, время и интенсивность необходимого управляющего воздействия. 3. Прогнозирование представляет собой получение информации о предполагаемом будущем состоянии какого-либо объекта, явления, проблемы посредством анализа его состояния в прошлом и настоящем. Эта функция призвана обеспечивать обоснованность, рациональность любого вида человеческой деятельности. Совершенствование прогнозирования является следствием и условием научной организации управления. Объективность прогнозирования во многом зависит от правильной оценки совокупности действующих факторов и причинно-следственных связей. Прогностические выводы в деятельности органов внутренних дел определяются влиянием следующих факторов: развития внешней среды, тенденции общеуголовной преступности, потребности в специалистах нового профиля и необходимости разработки новых образцов спецсредств. В органах внутренних дел применяются: · социально-экономический прогноз, · криминологическое прогнозирование, · организационно-управленческое прогнозирование, · организационно-техническое прогнозирование и т.п. Наряду с этим научное прогнозирование следует отличать от предвидения развития ситуации или планирования предстоящей деятельности. В частности, научные методы прогнозирования учитывают социальную детерминацию процессов управления, которая в отличие от детерминации в иных системах не столь очевидна. 4. Планирование – этопроцесс, в котором конкретизируются пути и способы достижения целей, решения практических задач в течение установленного периода времени посредством координации. Функция планирования закладывает основы будущей работы, создает ее алгоритм, описывает последовательность отдельных этапов решения практических задач. Результатом осуществления данной функции являются установочные управленческие решения. Функция планирования представляет собой процесс выработки и принятия управленческих решений. Управленческие решения могут иметь разную форму – директивы, приказы, программы и т.д. Форма и содержание решения определяется видом и сложностью решаемых задач, а также уровнем управления, на котором принимается данное решение. Любое управленческое решение должно быть обосновано, что достигается использованием объективной информации и научными методами прогнозирования. 5. Организация является центральной в системе функций управления. В качестве некоторого процесса понятие организации может иметь как содержание статики – состояние объекта как целостной структуры на некоторый фиксированный момент времени, так и характеристики динамики процесса управления – деятельность, направленная на упорядочение тех или иных социальных явлений. Между двумя аспектами понятия организации существует тесная взаимосвязь. Выполнение функции организации предполагает: · формирование функциональной и организационной структур; · обоснование штатной численности; · подбор и расстановку кадров; · информационное, материально-техническое и финансовое обеспечение для выполнения управленческих решений; · установление между всеми элементами исполнительной деятельности устойчивой взаимосвязи, гарантирующей их надежное взаимодействие. Особое значение имеет установление между сотрудниками организационных связей, закрепляющих в системе управления их отношения как по вертикали, так и по горизонтали. При этом определяются состав и полномочия руководящих органов, их подуровней и структурных звеньев. Сложность функции организации Министерства внутренних дел, многообразие составляющих ее видов деятельности обусловливают необходимость создания специализированных структур и аппаратов – учебных, кадровых, штабных, материально-технических, финансовых, информационных и т.д. Задачи, поставленные перед Министерством внутренних дел решаются различными средствами с учетом их специфики, но с единой целью – определить, закрепить и обеспечить реализацию всего комплекса организационных отношений и тем самым обеспечить выполнение поставленных задач. 6. Регулирование – общая функция управления, в процессе реализации которой производится своего рода «подстройка» деятельности к изменяющимся условиям. Необходимость этой функции вызвана объективными причинами, имеющимися в любой области социальных отношений. Главной целью регулирования является устранение тех или иных отклонений в функционировании системы. По существу, данная функция является одной из форм организационной деятельности субъекта управления. В деятельности органов внутренних дел функция регулирования заключается: · в организации оперативного управления, то есть в налаживании повседневной работы подразделений и сотрудников, · в обеспечении взаимодействия структурных звеньев, а также координации их деятельности, · в обучении и воспитании кадров. Механизм регулирования может быть экономическим, политическим, правовым, социально-психологическим. Наиболее существенна роль регулирования в низовых подразделениях системы управления. Например, в горрайорганах и их структурных подразделениях (отделах, отделениях милиции). На этом уровне управления задачи регулирования в основном осуществляются оперативно-техническими средствами. 7. Контроль представляет собой процесс, обеспечивающий соответствие результатов целям организации. Данная функция связана с необходимостью постоянной проверки результатов любой деятельности с тем, чтобы, своевременно устраняя недостатки, повышать ее эффективность. Контроль предусматривает наблюдение и проверку соответствия процесса функционирования системы принятым законам, правилам, решениям, установленным стандартам и т.п. С помощью контроля проверяются исполнение управленческих решений, имеющиеся отклонения от заданных параметров функционирования, допущенные ошибки в работе отдельных исполнителей. Не только выявление недостатков, но и оказание практической помощи исполнителям в части обеспечения деятельности методическими рекомендациями, выявления передового опыта и внедрения его в практику являются целями контроля. Характерно и то, что контроль включает в себя учет промежуточных результатов деятельности, но не ограничивается фиксацией достигнутых результатов. Эта функция взаимосвязана с реализацией других функций управления. Как правило, контроль дополняется анализом причин недостатков, регулированием, принятием дополнительных управленческих решений. В деятельности органов внутренних дел исполнение общих функций управления возлагается на соответствующие органы управления (например, аппарат МВД-ГУВД-УВДТ-ГОРОВД), на специализированные структуры управления (например, штабные подразделения, дежурные части), на руководящий состав органов внутренних дел. Отдельные функции управления выполняются сотрудниками служб и подразделений, а именно: учет данных по направлениям деятельности (ведение наблюдательных дел, учетно-справочных картотек), планирование текущей работы в подразделениях, контрольная и ревизионная деятельность по направлениям работы служб и т.д. Любую целенаправленную деятельность невозможно осуществлять без ее полного обеспечения. Именно для этого предназначены обеспечивающие функции. Они имеют существенное значение, так как обладают многообразным содержанием, что объективно порождает разделение ответственности между субъектами за их реализацию. К числу основных обеспечивающих функций обычно относят: · правовое обеспечение (возлагается на подразделения, группы правого обеспечения); · кадровое обеспечение (возлагается на кадровые подразделения); · материально-техническое, вещевое, продовольственное, финансовое и медицинское обеспечение (возлагается на службы тыла, ресурсного обеспечения); · документационное обеспечение (возлагается на секретариаты); · информационное обеспечение (возлагается на информационные центры). Исполнение всей совокупности функций органов внутренних дел должно осуществляться исходя из их взаимосвязи и взаимообусловленности (например, реализация функций оперативных подразделений должна координироваться и осуществляться во взаимодействии с другими службами и подразделениями). В деятельности органов внутренних дел выполнение всех функций связано с регламентом, который в правовой форме предписывает порядок осуществления определенных направлений деятельности. Правовая регламентация деятельности МВД России является прерогативой Президента Российской Федерации, а в части обеспечения функционирования – Правительства Российской Федерации, соответственно аппарат министерства устанавливает регламенты для нижестоящих уровней управления. В целом исполнение функций органов внутренних дел регулируется соответствующими инструкциями, положениями, уставами, наставлениями и другими нормативными актами.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 11069; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |