Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи управления в сфере правоохранительной деятельности




При изучении различных аспектов функционирования социальных систем центральным (с точки зрения социального управления) является вопрос о процессе целеполагания (то есть формулирования цели), который определяет содержание деятельности любой организации. Социология выделяет следующие основные свойства организаций, которые позволяют рассмотреть социальное значение целей их деятельности:

1. Организация имеет относительно определенные границы. Их четкость может быть более или менее ярко выраженной, но они всегда объективно существуют. Границы организации нельзя отождествлять с ее штатным расписанием. Определенная относительность границ не имеет прямой связи с территориальной дислокацией. Известную автономность границам в социальной среде придают, прежде всего, пределы распространения функций организации, ее компетенция, которые непосредственно связаны с целью деятельности.

2. Наличие норм, правил, детерминирующих деятельность, а иногда и все поведение людей, входящих в организацию. Степень нормативности поведения членов организации может быть различной. Она зависит не только от сущности решаемых организацией задач, но и от взаимодействия с другими организациями и обществом в целом. Связь определенной нормативной процедуры с деятельностью организации обусловлена ее целями. Любая организация возникает тогда, когда установлена точная процедура, позволяющая регулировать внутриорганизационную деятельность в интересах достижения определенных целей.

3. Степень власти, которой располагает организация в отношении своих членов. Степень власти не следует отождествлять с теми санкциями, которые организация может применить к своим членам. Властная функция в этом смысле заключается в обеспечении условий приема и прекращения членства, в распределении обязанностей, создании условий труда и т.д. Степень власти зависит от социальной значимости решаемых организацией задач, сферы ее деятельности, то есть от поставленных перед организацией целей.

4. Наличие системы правил, регулирующих членство в ней. Эта система включает в себя: совокупность требований, предъявляемых к лицам, желающим стать членами организации; процедуру отбора; продвижения по организационной иерархии; порядок выхода из организации ее членов. Система правил создает, прежде всего, определенный социальный статус, который приобретают члены организации. Статус членов отдельных организаций сильно варьируется в зависимости от сферы деятельности, а привлекательность приобретаемого социального статуса всегда связана с целью организации.

5. Наличие системы коммуникаций (информационных связей). Роль коммуникаций в информационном обеспечении системы-организации исследуется теорией управления. Более глубокие вопросы коммуникационного взаимодействия социальных групп, формальных структур, а также индивидов находятся в поле зрения социологии. Социальное содержание коммуникационных связей расширяется до рассмотрения процессов социализации личности. Под этим углом зренияроль организаций в процессах социальной коммуникации тесно связана с основным атрибутом организации – ее целью.

Свойства, которые возникают в процессе функционирования организаций, непосредственно связаны с целями их деятельности. Многообразие целей порождает разнообразные функции организаций в сфере государственного управления с присущими им формами и средствами деятельности: органы власти и отраслевого управления, контроля и принуждения, безопасности, социального обеспечения и т.д. В этом аспекте организации являются своеобразным социальным инструментом, посредством которого общество, государство разделяют цели жизнедеятельности и способы их достижения.

Теория управления, как и общая теория систем, рассматривает цель в качестве системообразующего признака организации, то есть цель выступает как связующее звено организации и общества. Соответственно, изучение любых процессов управления тесно связано целями общественно значимой деятельности.

Цели деятельности, особенно для органов государственного управления, не должны сводиться к формальным предписаниям или декларируемым задачам. Цели определяют все параметры механизма управления, придают деятельности человека – участника процесса управления – определенный социальный статус, влияют на формирование общественных отношений. Поэтому теория управления изучает и механизм формирования целей организации.

Цель организации – это установленный человеком в соответствии с общественными потребностями предполагаемый итог деятельности, к которому следует стремиться, необходимо осуществить, достигнуть. Цель всегда выступает как единство мотивов, средств и результатов.

Цель определяется субъектом управления осознанно, поэтому наряду с рациональным моментом всегда содержит и субъективный, ценностный ориентир (установки, влечения, интересы). Цель деятельности не существует в качестве самостоятельной субстанции. Она является продуктом интеллектуальной деятельности человека, одновременно проявляясь в самой деятельности.

В теории управления выработаны научные принципы целеполагания:

· Реальность цели обеспечивается на основе закономерностей общественного развития, в процессе которого общество формулирует наиболее актуальные цели, и посредством всестороннего анализа имеющихся ресурсов для достижения цели в конкретные сроки.

· Обоснованность цели достигается разными средствами. При этом наиболее значимым в формировании обоснованности цели является научный метод, который позволяет объективно изучить общественные потребности. Однако на практике иногда имеют место случаи подмены потребностей общества волюнтаристическими целями некоторых представителей аппарата государственного управления, что ведет к существенным социальным издержкам.

· Конкретность цели определяется необходимостью точного выражения содержания цели, что объективно предполагает ясное понимание исполнительными подсистемами содержания деятельности.

· Обеспеченность цели подразумевает наличие необходимых сил и средств для ее достижения в установленные сроки. В основе этого принципа лежит комплексный подход. Например, для органов внутренних дел обеспечение управления включает: правовой, кадровый, финансовый, информационный, материально-технический, медицинский, оружейный, специальный, социальный и другие компоненты обеспечения деятельности.

· Преемственность цели предполагает необходимость последовательного ее достижения. Процесс общественного развития основан на совокупности взаимосвязанных целей и задач, которые возникают не случайно, а на основе реализации законов общественного развития. При этом вновь формируемые цели должны учитывать предыдущие.

Множественность целей может порождать внутренние противоречия в деятельности организации, например, по приоритетам самих целей. В этой связи в управлении важно обеспечить согласованность деятельности. Основными средствами обеспечения согласованности в достижении целей являются координация, достаточное материально-техническое обеспечение и обеспечение людьми. При этом между целями и средствами должно быть соподчинение.

Цели организаций, реализуемые в тех или иных сферах деятельности, можно классифицировать по различным признакам. В частности:

· по значимости – это глобальные (например, в деятельности Организации Объединенных Наций), генеральные (например, в деятельности органов государственных власти), частные (например, в деятельности отраслевых министерств);

· по уровням системы управления – это высшие (принадлежат организации в целом), низшие (подчинены первым и принадлежат отдельным структурным звеньям системы);

· по степени сложности – стратегические (определяют общую направленность деятельности), тактические (соответствуют способам решения отдельных задач);

· по времени их достижения – долгосрочные (как правило, свыше 5 лет), среднесрочные (как правило, в течение одного календарного года) и оперативные (решение текущих неотложных задач);

· по содержанию – цели-задания (определяются субъектом управления), цели-ориентации (устанавливаются отдельными членами коллектива), собственные цели системы (принадлежат коллективу в целом).

Наиболее важной характеристикой целей является их содержательная сторона. Поэтому рассмотрим цели-задания, цели-ориентиры и цели собственно системы по отношению к деятельности органов внутренних дел.

Деятельность государственных органов должна удовлетворять общественные потребности. Одним их аспектов этих потребностей является общественная безопасность, которую обеспечивает система государственных органов (организаций), и, прежде всего, органов внутренних дел.

Целями-заданиями в органах внутренних дел является перечень задач, решаемых в повседневной деятельности. Они определяются законодательством и в наиболее общей правовой форме сформулированы в Законе Российской Федерации «О милиции», в Положении о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и других нормативных актах. Министерство внутренних дел является высшим уровнем управления для всей системы органов внутренних дел и обладает правом постановки целей деятельности для своих структурных звеньев, то есть детализирует цели-задания. Постановка целей-заданий является началом процесса управления по их достижению.

Цели-ориентации направлены на участников процесса управления (в органах внутренних дел – сотрудников), которые преследуют также свои собственные интересы. Последние связаны, прежде всего, со стремлением удовлетворить определенную потребность путем вступления в данную организацию. При этом интересы конкретных членов организации могут быть различными и даже противоположными. Цели и ориентиры отражают преобладающую мотивацию при вступлении лиц в ту или иную организацию и сохранении в ней членства. Поэтому содержание целей-ориентаций всегда индивидуально и может быть выявлено, прежде всего, путем анализа привлекательности организации как для ее членов, так и для индивидов, находящихся вне организации, а именно:

· наличие или отсутствие лиц, стремящихся стать членами организации;

· основные мотивы их участия в общей деятельности;

· изменение мотивации во времени;

· уровень текучести кадров,

· причины увольнения и т.д.

Нахождение в составе организации служит для ее членов источником получения средств к существованию. В реальной жизни проявляется стремление решить проблемы улучшения и закрепления кадрового состава при помощи увеличения размера денежного вознаграждения (заработной платы), это стремление основано на интуитивной уверенности в том, что цели-ориентации всегда связаны с размером денежного вознаграждения. На самом деле, круг потребностей членов организации и содержание целей-ориентаций значительно шире – это и стремление заниматься интересной, творческой работой, и иметь перспективу повышения социального статуса, и возможность участия в противодействии преступности и т.д. Немаловажное значение имеет также социальный престиж органов внутренних дел, который сам по себе может быть побудительной причиной для службы.

Собственные цели системы сводятся к стремлению укрепить целостность сложившихся социальных статусов и по возможности обеспечить развитие системы. Данный вид целей организаций берет свое начало из характеристики системы – стремление сохранить равновесие во взаимодействии с окружающей средой, а также обеспечить свою целостность. Возникновение собственных целей системы объясняется способностью организации служить средством удовлетворения коллективных потребностей и интересов. Их носители представляют определенную социальную группу, интерес которой достаточно консервативен: обеспечить стабильность сложившейся системы социальных отношений.

Цели-задания, цели-ориентации и собственные цели системы могут находиться в различном взаимном соотношении, в частности во взаимодополнении или противоречии друг другу. Одновременно с этим следует отметить, что цели-задания не могут абсолютно адекватно отражать цели-ориентации, поскольку первые предписаны «учредителями» организации, а вторые выражают ценностные социальные ориентации отдельных людей. Точно так же не совпадают цели-задания и собственные цели системы, поскольку организация не создается ради факта существования данного коллектива. Во всех случаях между различными целями осуществляется параллельная связь единства и конкуренции. Это означает, что каждая конкретная организация ориентирована не только на достижение целей, поставленных «сверху», но и на решение проблем, возникающих внутри организации.

Игнорирование проблем деятельности организации (целей-ориентаций и собственных целей системы) может являться причиной сбоев в функционировании организации, низкой эффективностью ее деятельности, кадрового дефицита и прочих недостатков. Внешние проявления противоречий между видами целей являются следствием серьезных упущений внутриорганизационной деятельности. Например, в последние годы возникла настоятельная необходимость усиления внимания к закреплению кадров органов внутренних дел, что свидетельствует об определенном расхождении между целями-заданиями и целями-ориентациями. С другой стороны, бюрократизация организационно-управленческой деятельности представляет собой одно из проявлений подмены целей-заданий собственными целями системы. При этом субъект управления начинает «работать на себя», игнорируя те задачи, ради решения которых выстроен весь механизм управления.

В деятельности органов внутренних дел приоритетом являются цели-задания. Средством их реализации служит организация всего процесса управления, которая помогает уточнить отдельные этапы достижения цели, их временные границы, способы деятельности, вопросы обеспечения и пр. В процессе этого вида деятельности цель как бы распадается на отдельные взаимосвязанные задачи, то есть происходит ее декомпозиция. В этом аспекте отдельные задачи конкретизируют всю деятельность по достижению цели.

При организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел должны быть обеспечены принципы реальности, обоснованности, конкретности, обеспеченности, преемственности. В случае нарушения любого из названных принципов неизбежно возникают дисфункции (самораспад) механизма управления.

Неправильно определенный желаемый конечный результат функционирования приводит к тому, что реальные цели-задания оказываются искаженными. В этом отношении важным началом постановки самой цели является способ оценки эффективности деятельности. Проблема, обычно, заключается в том, что результат выполнения одной и той же задачи может быть оценен по-разному: со стороны ведомственного аппарата управления, со стороны отдельного исполнителя – члена этого ведомства и со стороны общества, которое выдвинуло перед ведомством соответствующую задачу. Функционирование органов внутренних дел обусловлено социальной потребностью в защите личности от посягательств на охраняемые законом права и интересы. Эффективность их деятельности имеет качественные параметры: оперативность, корректность, авторитетность, организованность и компетентность. Система качественных параметров в определенной степени субъективна, но сущность ее состоит в наличии некоторой шкалы общественных ценностей, носителями которых являются отдельные социальные группы, в том числе организации, взаимодействующие с органами внутренних дел. Критика применяемой в настоящее время ведомственной оценки эффективности деятельности ОВД в определенной мере обоснованная. В частности, это касается дихотомии «удовлетворительно – неудовлетворительно», которая включает технический аспект набора показателей.

Цель, которую организация стремится достичь, складывается в результате сложного и противоречивого взаимодействия целей-заданий, целей-ориентаций и собственных целей системы. При этом сознательному формированию и корректировке поддаются только цели-задания. Цели-ориентации и собственные цели системы возникают в естественном процессе жизнедеятельности. Они являются объективным фактором, влияющим на функционирование организации, и должны учитываться субъектом управления. Кроме того, максимальное сближение целей-заданий и целей-ориентаций устраняет опасность гипертрофирования целей системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 10474; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.