Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методы управления




Управление социальными системами предполагает использование множества способов, подходов и приемов практического осуществления функций управления. В совокупности они выступают как методы управления. Вместе с тем, каждая конкретная деятельность по осуществлению функций управления обладает своими специальными методами. Это значит, что методы управления всегда связаны с конкретной функцией, которая в конечном итоге определяет содержание метода. Другими словами, целенаправленное системное воздействие на управляемый объект может осуществляться при помощи разнообразных методов управления. Методы управления и их содержание отражают длительный процесс развития общества.

При характеристике методов управления большое значение играет и то обстоятельство, что они определены объективными процессами в обществе, конкретно-историческими условиями, характером управляемых объектов, содержанием решаемых задач и т.д. Тем не менее, недопустимо преуменьшать значение субъективного фактора, поскольку их выполнение во многом зависит от компетентности, научной подготовленности, профессионального уровня, наличия тех или иных управленческих навыков, умения принимать правильные управленческие решения. Необоснованное использование одного метода управления там, где требуется применение других методов, может привести к последствиям негативного плана. Ослабление принудительной практики в борьбе с правонарушениями и преступностью, неоправданное их забвение и использование только общественного воспитательного воздействия, как правило, вызывает в обществе нежелательные последствия.

В системе управления значимую роль играют руководящие работники, поскольку от них зависит применение этих методов, хотя как система управления, так и кадры не свободны в их выборе. Соответственно в управлении ключевой фигурой остается человек, лицо, принимающее решение. Особенно важно названное обстоятельство в современных условиях. Оно, по сути, приобретает решающую роль, когда созревают объективные предпосылки. Практика свидетельствует о том, что многим руководителям не хватает знаний и умений наладить контакты, организовать взаимодействие с другими учреждениями, гибкости в использовании наиболее действенных методов и форм при формировании правильных взаимоотношений в коллективе, а также в условиях чрезвычайных ситуаций.

Эффективность применения того или иного метода зависит от ситуации, в которой он используется. Методы и средства, которые с успехом применимы в среде с относительно низким уровнем квалификации работников, окажутся неэффективными в коллективе, состоящем из людей с широким кругозором, эрудированных, инициативных. Даже в одном и том же коллективе одни подчиненные испытывают потребность в независимости, самостоятельности, другие любят, чтобы их водили за руку. Одним достаточно просьбы, совета, чтобы выполнить то или иное задание, другим нужен только приказ начальника. Для руководителя очень важно правильно не только выбрать, но и сочетать методы управления, учитывая деловые и личные особенности подчиненных, состав коллектива, его нынешнее и завтрашнее социально-психологическое состояние.

При применении методов управления в настоящее время практикуется отказ от жесткой регламентации управленческих процессов. В этом смысле осуществляется поиск таких форм руководства, которые содействовали бы развитию инициативы, придавали системе управления необходимую гибкость в условиях бурной научно-технической революции.

Методы управления не только применяются руководителями, но и имеют обратное воздействие. Они участвуют в формировании руководителей. Нередко можно встретить ситуацию, когда сформировавшиеся в условиях преобладания каких-нибудь одних методов руководители или кадры аппарата управления постепенно становятся носителями только этих методов, пытаются их сохранить, всячески препятствуя внедрению новых, более совершенных методов управления. Именно поэтому Министерство внутренних дел Российской Федерации неоднократно обращало внимание на медленную перестройку форм и методов организационной работы, тем более что высокие требования к управлению не позволяют довольствоваться сложившимися формами и методами, даже если они хорошо служили в прошлом.

На методы управления оказывает значительное влияние и научно-технический прогресс. По своей сути, он насыщает методы управления достижениями науки и техники, позволяет широко внедрять наиболее прогрессивные организационные формы управления, создает возможность маневрировать материальными, трудовыми, финансовыми и другими ресурсами, помогает решать проблему как подбора кадров для управленческой деятельности, их подготовки и переподготовки, так и должного материального обеспечения этого важного вида деятельности. Неразрывная связь управленческих методов с компетенцией органов управления, обуславливается тем, что в компетенцию органа управления включаются его задачи, функции, а также полномочия, конкретизирующие способы воздействия на управляемые системы или конкретные объекты.

Методы управления тесно связаны между собой. Они образуют систему, то есть совокупность способов воздействия субъекта управления на управляемый объект. Методы управления не могут воздействовать в целом на организацию как объект управления. Они всегда адресованы человеку как центральному звену любой организации.

В зависимости от содержания решаемой задачи методы могут иметь свою форму выражения: правовую или неправовую.

1. Правовая (юридическая) форма документирует факт применения метода – повышение по должности, делегирование исполнителю дополнительных полномочий, издание приказа, утвердившего план работы и т.д.

2. Неправовая форма не связана с действиями, противоречащими законодательству. В данной форме проявляется управленческая деятельность, которая не отражается в официальных документах – проведение оперативного совещания руководителей, устное согласование действий, передача осведомительной информации, создание условий работы, и т.д.

Обе формы находят широкое применение во всех сферах деятельности и характерны не только для государственных органов. По своему содержанию они закрепляют методы управления. Однако если правовую форму условно можно отнести к числу административных, то неправовые формы методов управления не поддаются классификации безотносительно предмета этой деятельности. Методы являются технологическим приемом осуществления деятельности, а поэтому они не могут быть категорией отвлеченной, так как любой вид целенаправленной деятельности подразумевает применение технологии как способа деятельности. При этом методы познания и методы организации деятельности не противопоставляются, так как процесс познания (и его конкретный метод) нуждается в организации, так же как и организационная деятельность содержит элемент познания (например, в виде контроля).

Методы предметной управленческой деятельности связаны с принципами и конкретными задачами деятельности. Задачи предопределяют предмет управленческой деятельности и позволяют создать теоретические модели способов их решения. Принципы управления определяют логику выбора того или иного метода. Как правило, выбор метода решения проблем, возникающих в социальных отношениях, связан с необходимостью всестороннего анализа взаимосвязанных факторов, выбором путей решения, расчетом необходимых затрат, согласованием способа решения с заинтересованными сторонами, разработкой программы деятельности и т.д. При этом выбор наиболее оптимального метода должен иметь алгоритм его расчета, для которого на практике сложно подобрать методику. Поэтому чаще применяют метод комплексного подхода, в котором сочетаются различные способы решения задачи.

Методы решения задач, стоящих перед органами внутренних дел, должны строго соответствовать принципам их деятельности и сочетаться с методами познания (анализа) проблемы, методами выбора пути решения задачи (разработкой комплексной программы) и методами предметной организационной деятельности по направлениям работы служб и подразделений. Из вышеизложенного следует, что:




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 2094; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.