КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Информационное обеспечение управления в органах внутренних дел
Понятие «информация» широко применяется в самых различных областях человеческой деятельности. Ранее это понятие употреблялось по отношению к некоторой совокупности справочных данных и не требовало особой расшифровки. Своеобразным толчком для научного интереса к понятию «информация» стал открытый кибернетикой закон единства управления и информации в управляемых системах различной природы. Информация относится к различным областям теоретических и прикладных знаний. В связи со своей прикладной ролью она имеет строго правовое значение. Информация – это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их предоставления. Информация может иметь самую разнообразную форму отображения бытия, но в правовом значении должна быть зафиксирована и представлена средствами письма, графики, печати, в виде фонограмм, кино и магнитозаписи, в перфолентах и перфокартах, в виде языка программирования (машинограммы) и прочими способами. В деятельности органов внутренних дел преобладает социальная информация, что обусловлено характером и спецификой самой правоохранительной деятельности. Социальная информация состоит, прежде всего, в содержательной характеристике различного рода сведений о явлениях, фактах, событиях, значимых в общественной жизни. В органах внутренних дел социальная информация выступает в качестве основного предмета деятельности и, по сути, характеризует ее результаты. Благодаря информационным процессам, органы внутренних дел способны осуществлять целесообразное взаимодействие с окружающей действительностью, координировать деятельность собственных структур, а также направлять их функционирование. Информация близко связана со статистикой, однако эти понятия не тождественны. Статистика – это наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в их неразрывной связи с качественными сторонами этих явлений. Предметом изучения статистики являются статистические закономерности – необходимые, существенные, устойчивые, повторяющиеся отношения между явлениями и процессами. В процессе управления информация преобразуется в статистику, чтобы посредством ее осмысления и анализа преобразоваться в новую информацию, как правило, в виде управленческого решения. Если этот процесс рассматривать по отношению к контуру управления (субъект – воздействие – объект), то на «входе» необходима всесторонняя информация, представленная в систематизированном виде. Избыток информации либо ее бессистемность создают эффект «информационного шума». Поэтому всегда следует устанавливать наиболее значимые явления и их взаимосвязи. На «выходе» контура управленческая информация преобразуется в правовую форму. Она предназначена в основном для регулирования определенных общественных отношений. По каналам обратной связи поступает информация, как правило, в виде статистических данных. Это сведения, прежде всего, о состоянии объекта, а также о существенных изменениях среды функционирования. Для осуществления процесса социального управления необходима система информации, под которой понимают совокупность различных данных о социально-правовых явлениях и процессах. В специальной литературе систему информации принято обозначать понятием «оперативная обстановка». Существуют различные определения этого понятия, среди которых можно выделить главные компоненты оперативной обстановки: «орган внутренних дел – преступность – среда функционирования». Эти компоненты образуют три блока системы информации в органах внутренних дел: 1.Информация, характеризующая орган внутренних дел как систему, созданную для решения конкретных задач (организация процессов управления, обеспечение руководства, наличие регламентов и технологий управления, кадровое и материально-техническое обеспечение, мобилизационная готовность и некоторые другие данные); 2.Информация об объекте непосредственного воздействия органа внутренних дел (данные о преступлениях, правонарушениях, а также о лицах, их совершивших, как часть среды функционирования); 3. Информация, характеризующая те элементы среды функционирования, которые не входят в объект воздействия органа внутренних дел, но оказывают влияние на устойчивость его функционирования (данные о социально-экономических, политико-правовых, социокультурных и других факторах, которые находятся во взаимодействии с фактором преступности). Данный способ представления системы информации в органах внутренних дел является наиболее распространенным. На его использование ориентируют ведомственные акты и методические рекомендации Министерства внутренних дел России. Однако существуют и другие признаки систематизации управленческой информации: · по целевому назначению – задающая (предписывающая), осведомительная (дескриптивная), вспомогательная (ориентирующая), рабочая информация; · по направленности информационных потоков – вертикальная, горизонтальная; · по объекту сбора информации – внутренняя, внешняя; · по области применения – универсальная, специальная; · по социальной принадлежности – политическая, экономическая, юридическая, демографическая и др.; · по служебной принадлежности – штабная, оперативная, криминалистическая, техническая, бухгалтерская и т.п.; · по степени доступа и другие признаки систематизации. В условиях формирования гражданского общества правоохранительная деятельность должна быть более открытой для общественного контроля. В этом процессе важную роль выполняет государственная и ведомственная статистика, одним из составляющих компонентов которой является статистический отчет. Статистический отчет обеспечивает связь общественных интересов и результат деятельности правоохранительного органа. Распределение отчетов на государственные, ведомственные, региональные и прочие позволяет организовать на соответствующем уровне стратегическое и тактическое управление. Посредством данных, имеющихся в государственной статистической отчетности, а также в ведомственной статистической отчетности, ведущейся в органах внутренних дел формируется информация о преступлениях. В настоящее время в аппарате Министерства внутренних дел функционируют четыре формы государственных отчетов о состоянии преступности: 1. Отчет о зарегистрированных, раскрытых и нераскрытых преступлениях (форма 1); 2. Отчет о лицах, совершивших преступления (форма 2); 3. Единый отчет о преступности (форма 1-Г); 4. Отчет о следственной работе (форма 1-Е). Соответствующим распорядительным документом устанавливается форма отчета и периодичность его составления и определяется ответственность конкретного должностного лица за достоверность статистических сведений и своевременность предоставления отчета. Ведомственная статистическая отчетность утверждается приказом министра внутренних дел РФ. Головной организацией в органах внутренних дел по вопросам разработки и совершенствования ведомственной статистической отчетности является Главный информационный центр (ГИЦ) МВД России. Непосредственно в горрайлинорганах регистрируются сведения, касающиеся заявлений и сообщений граждан о преступлениях, которые направляются в территориальный информационный центр. Отчеты о этих сведениях составляяются сотрудниками штабов горрайлинорганов ответственными за учетно-регистрационную работу в данном подразделении, который утверждается начальником горрайлиноргана. Основанием для включения информации о преступлениях в статистический отчет являются первичные учетные данные – формы государственного статистического учета, заполненные и зарегистрированные в установленном порядке. За отчетный период в органе внутренних дел заполняется значительный массив учетных карточек по выявленным преступлениям. На основе этих данных обеспечивается управления информацией о преступности. Организация данного направления информационной работы осуществляется, как правило, следственными и штабными подразделениями. Эта работа включает в себя ряд обязательных этапов: 1. Заполнение и утверждение учетных карточек. 2. Контроль правильности заполнения карточек и регистрация их в специальной учетной форме (журнале) органа внутренних дел. 3. Отправка зарегистрированных карточек в Информационный центр для машинной обработки учетной информации. 4. Формирование информационных (автоматизированных) баз данных по соответствующим формам статистического учета. 5. Обработка машинной информации в виде статистических сводок оперативного назначения. 6. Машинная обработка с целью преобразования информации в наиболее удобный для восприятия вид (группировка информации). 7. Формирование на основе сводок и группировок специальных форм ведомственных и государственных статистических отчетов по отдельным показателям состояния преступности (в районе, городе, области и т.д.). Одним из основных требований для государственного статистического отчета является неизменность и стабильность формы, что обеспечивает анализ наблюдаемых социальных явлений в их динамике на протяжении больших периодов времени. Примером простейшей сводки и построения статистической таблицы является распределение по видам числа зарегистрированных на территории преступлений. Обычная сводка зарегистрированных в районе преступлений, как правило, не содержит внутренней упорядоченности. Поэтому используется группировка данных по некоторому обобщенному показателю. В зависимости от природы признака и целей наблюдения, в группировке встречаются различные виды рядов распределения численности. Наиболее распространены вариационный, типологический и временной (динамический) ряды распределения численности. · Вариационный ряд распределения численности представляет собой результат группировки совокупности по количественному признаку. Например, распределение количества участников преступлений по возрастным группам (группировочным признаком служит количество единиц наблюдения в интервалах одного качественного параметра). · Типологический ряд распределения – это группировка совокупности по качественному признаку. Разновидностью такой типологической группировки является территориальное распределение преступности (группировочным признаком служит принадлежность соответствующих единиц к одному региону, району, территории обслуживания). · Временнóй (динамический) ряд распределения численности представляет собой группировку совокупности по отрезкам времени – декадам, месяцам, годам. В вариационном, типологическом и динамическом рядах используется по одному признаку. Такие распределения называются одномерными. В аналитической работе чаще используются многомерные (перекрестные, аналитические) группировки, в которых единицы совокупности распределены одновременно по нескольким признакам. Большинство аналитических данных должны представлять собой именно многомерные распределения, так как только они позволяют проводить сравнения, сопоставления тех или иных индикаторов преступности и правонарушений в соотношении с их качественными и количественными признаками. Статистические карточки о преступлениях и лицах, причастных к их совершению, позволяют создавать специализированные базы данных: по выявленным, раскрытым, нераскрытым преступлениям, по делам с законченным расследованием, по ущербу от преступлений, по их участникам и т.д. Статистические данные о преступности служат основой для выработки многих управленческих решений, при этом методика и техника статистического анализа в управлении практически совпадает с методикой и техникой статистического анализа в криминологии. Социологические методы исследования находят широкое применение как в криминологии, так и в управлении. Однако цели исследования в криминологии и управлении различаются. Непосредственными целями криминологических исследований являются: получение информации об эффективности мер противодействия преступности, а также разработка на этой основе системы концептуальных и прикладных рекомендаций по совершенствованию предупреждения преступности. В государственном управлении противодействие преступности рассматривается во взаимодействии внутренних и внешних факторов, влияющих на деятельность правоохранительных органов, что предусматривает выработку решений комплексного характера, направленных на повышение эффективности государственной правоохранительной системы. В частности, это – совершенствование охранительных правовых норм, разработка стратегических социально-экономических программ, повышение эффективности правоохранительной деятельности и др. Эффективность деятельности – это достаточно сложная, неоднозначная и многофакторная категория. Преступность, как динамичное социально-правовое явление, по отношению к эффективности деятельности одновременно и детерминирует ее, и является только одним из многих компонентов оперативной обстановки. Информация о состоянии преступности в совокупности с прочей управленческой информацией (политико-правовой, социально-экономической) обуславливает комплексный подход к информационному обеспечению управления. Информационное обеспечение управления носит комплексный характер, который достигается применением исключительно правовой формы информации. Основные ее разновидности одновременно являются источниками информационного обеспечения управления. Это: · статистические формы установленного образца – формы отчетов по линиям работы служб и подразделений; · официальные документы органов внутренних дел – организационные и распорядительные акты управления всех уровней; · Первичные формы учета – журналы и книги учета, уголовные дела, зарегистрированные заявления, сообщения о происшествиях и преступлениях, справочные картотеки и автоматизированные банки данных, контрольно-наблюдательные дела, документы комплексного инспектирования и целевых проверок, аналитические справки, рапорты и другие первичные документы. В требованиях к информации, используемой в управлении органами внутренних дел, указывается, что информация должна быть: · комплексной – обеспечивающей изучение объекта во всем многообразии его проявлений и взаимосвязей; · релевантной – относящейся непосредственно к объекту изучения; · репрезентативной – отражающей все основные характеристики изучаемой совокупности явлений; · объективной, проверенной и достоверной. Для обеспечения требования объективности, например, в системе органов внутренних дел в отношении информации о состоянии преступности существует следующая процедура контроля: 1. Сотрудники штаба по учетно-регистрационной работе не реже раза в месяц обязаны проводить полную сверку возбужденных в органе внутренних дел уголовных дел с результатами расследования преступлений (в том числе достоверность информации в учетных карточках); 2. Специальная комиссия из числа руководящего состава и сотрудников штаба органа внутренних дел не реже раза в квартал готовит акт по результатам сверок журналов учета поступивших сообщений и заявлений о преступлениях и принятых по ним решениях; 3. Сотрудники информационного центра проводят плановые проверки горрайлинорганов в части организации учетно-регистрационной работы, в том числе проводят сверку учтенных преступлений и вынесенных следователями и дознавателями обвинительных заключений; 4. При проведении контроля вышестоящими структурами в горрайлинорганах в обязательном порядке изучается состояние учетно-регистрационной работы штаба и обоснованность списания в архив отказанных в возбуждении уголовного дела материалов проверки; 5. Органы прокуратуры регулярно проверяют соблюдение закона при расследовании уголовных дел, а также при проверке сообщений и заявлений о преступлениях и происшествиях с внесением соответствующих представлений об устранении недостатков. Общий контроль организации информационного обеспечения в органах внутренних дел входит в функцию руководства и возлагается на руководящий состав и органы межотраслевого управления, которые являются субъектами информационного обеспечения в структуре соответствующих уровней управления. Координация процессов информационного обеспечения возлагается на Главный информационный центр Министерства внутренних дел Российской Федерации. Штабы являются основным подразделением, осуществляющим информационное обеспечение управления в системе горрайлинорганов. В них концентрируется статистическая информация и отдельные документы организационного характера (базы данных по распорядительным актам, по планированию, отчетная документация и т.д.). Первичная учетная информация распределена в структуре служб и подразделений. Обеспечение систематизированного хранения первичной управленческой документации возлагается на службы документационного обеспечения управления. В этой связи следует разделять понятия «информационное обеспечение» и «документационное обеспечение» управления. Информационное обеспечение управления является более широким понятием, включающим в себя массу различных источников, которые непосредственно или опосредованно замыкаются на управленческую деятельность. Документационное обеспечение управления – это основная функция секретариатов (канцелярий) органов внутренних дел. В процессе ее выполнения секретариаты принимают (отправляют), регистрируют, осуществляют контроль, систематизируют и организуют хранение различной организационно-распорядительной документации. Ведомственной правовой основой системного хранения управленческой документации является номенклатура дел (утверждаемая начальником горрайлиноргана), представляющая собой систематизированный перечень заголовков дел, заводимых в горрайлиноргане с указанием сроков их хранения. Непосредственно в делах концентрируется по установленным правилам основная первичная управленческая документация органа внутренних дел.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 3614; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |