Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи и принципы аналитической работы




Анализ присущ любой человеческой деятельности. Как метод познания окружающего мира он заключается в мысленном или реальном расчленении объекта на составные части или элементы для его последующего исследования. Как научный метод исследования анализ представляет собой прием упрощения изучаемого явления либо объекта, в результате чего собирается информация об отдельных элементах, которая и подвергается анализу для получения представления об объекте в целом. Некоторая совокупность информации об отдельных элементах изучаемого явления может быть получена эмпирически (путем наблюдения, эксперимента) либо может быть дана в отношении уже известных элементов. Таким образом, анализ связан с получением информации и преобразованием ее в знание.

Аналитический метод применяется практически всем оперативно-начальствующим составом органа внутренних дел. Любой сотрудник, от постового милиционера до начальника органа, собирает информацию в отношении участка свой деятельности, подвергает ее анализу и предпринимает необходимые действия, меры, принимает решения. Поэтому чрезвычайно сложно, если вообще возможно, дать исчерпывающий перечень субъектов аналитической работы в широком смысле этого слова, точно так же как и направлений ее осуществления. Однако в качестве вида оперативно-служебной деятельности далеко не всякое оперирование информацией о преступлениях и правонарушениях или результатах оперативно-служебной деятельности является анализом в узком смысле слова. В данном значении, в качестве корректного и методически обоснованного метода познания социальных явлений аналитическая работа относится к компетенции уполномоченных на этот вид оперативно-служебной деятельности субъектов – должностных лиц и отдельных подразделений в органах внутренних дел.

Аналитическая работа как вид оперативно-служебной деятельности – это нормативно оформленная, организационно и штатно обеспеченная деятельность соответствующих структурных подразделений органов внутренних дел, специально занимающихся сбором, обработкой, систематизацией, анализом и оценкой социальной, командной и осведомительнойинформации, необходимой для осуществления процессов управления в органах внутренних дел.

Правовой статус аналитической работы закреплен не только в законах Российской Федерации, но и в подзаконных нормативных актах Министерства внутренних дел как общего, так и специального назначения.

Субъектами аналитической работы в органах внутренних дел на основании действующих приказов Министерства внутренних дел России являются:

1. Уполномоченные должностные лица – руководители органов внутренних дел, их заместители, руководители служб и подразделений, сотрудники информационно-аналитических и организационно-методи­ческих подразделений.

2. Структурные подразделения, в функции которых входит аналитическая работа – организационно-инспекторские службы, штабы, информационные центры, отраслевые организационно-методические подразделения, дежурные части, кадры и некоторые другие.

В органах внутренних дел функции осуществления, методического обеспечения, а также координации аналитической работы отраслевых служб в ее проведении возложены на штабы (организационно-инспекторские подразделения) МВД, ГУВД, УВДТ.

Нормативно-правовые акты, регулирующие организацию аналитической работы, раскрывают эту деятельность:

· в качестве функции управления органом внутренних дел,

· как один из компонентов руководства отраслевым подразделением (службой),

· в качестве функциональных обязанностей отдельных сотрудников служб и подразделений.

В связи с этим, аналитическую работу в органах внутренних дел разделяют на две составляющие: элемент предметной оперативно-служебной деятельности (например, анализ состояния розыскной деятельности в оперативной службе) и аналитическую работу по проблемным вопросам межотраслевого управления (например, анализ взаимодействия служб органа внутренних дел в работе по раскрытию преступлений).

В большинстве нормативных документов по вопросам организации аналитической работы в органах внутренних дел, а также в специальной литературе основное внимание уделяется именно проблемам межотраслевого управления, руководства органом внутренних дел в целом. В отношении содержания и предмета данной аналитической работы количество ведомственных нормативно-правовых актов, к сожалению, не переходит в качество. Можно выделить ряд проблемных вопросов аналитической работы, которые объективно препятствуют ее должной организации.

1. Нормативные и методические документы министерства предъявляют к аналитической работе в горрайлинорганах чрезвычайно высокие требования (комплексные анализы служат основой принятия решений, планирования оперативно-служебной деятельности, расстановки сил и средств и др.). В то же время органы внутренних дел на местах не готовы выполнить эти требования, так как не располагают соответствующей научно-методической базой для анализа всего комплекса проблем, а также штатами аналитиков соответствующей численности и квалификации.

2. Получение даже самой исчерпывающей управленческой информации не может обеспечить полную объективность принимаемых на их основе управленческих решений в случае, если отсутствуют методики анализа основных параметров деятельности (безопасность личности, общественный порядок, общественная безопасность, обеспечение защиты разных форм собственности и др.). Рекомендуемые для горрайлинорганов методики аналитической работы описывают только самые общие приемы статистического наблюдения.

3. Для управленческой деятельности в горрайлинорганах необходимы оценочные категории социально-экономической направленности (в том числе криминальной), а также особенности территории обслуживания. Так, из-за отсутствия оценочных категорий применяемые в большей части официальных документов формулировки типа «сложная», либо «достаточно сложная» оперативная обстановка не информативны. Поэтому часто анализы оперативной обстановки и выводы из них становятся субъективными, умозрительными и формальными.

В качестве основных задач аналитической работы выделяются:

· выявление и систематизация данных о преступлениях и правонарушениях на территории обслуживания органа внутренних дел или ее части (например, микрорайон, территория отделения милиции), сопоставление их при необходимости с аналогичными данными других регионов;

· установление значимых социальных характеристик преступлений и правонарушений, детерминирующих особенности их проявления в данном регионе: социально-территориальная и социально-групповая распространенность, мотивационная направленность;

· выявление криминологически и организационно-управленчески значимых характеристик отдельных видов и групп преступлений с точки зрения их устойчивости, организованности, которые могут быть положены в основу принятия решений, направленных на повышение эффективности планирования и осуществления мер борьбы с этими преступлениями;

· выявление проблемных ситуаций во внутриорганизационной деятельности органа внутренних дел, связанных с его функционированием как социального коллектива (управленческое обследование);

· информационно-аналитическое обслуживание министра, начальника ГУВД, УВДТ, горрайлиноргана внутренних дел.

Анализ преступности, правонарушений, факторов, их формирующих, а также анализ внешненаправленной и внутриорганизационной деятельности органа внутренних дел – это формы научного познания специфических общественных отношений. Как и любой процесс социального познания, он должен удовлетворять соответствующим нормам и критериям, включать эмпирический анализ объектов, а также быть направленным на получение новых знаний, имеющих теоретическое, познавательное и прикладное значение. Использование этих критериев обеспечивается соблюдением ряда принципов, которые должны соответствовать принципам деятельности органов внутренних дел.

К числу принципов аналитической работы относятся:

1. Комплексность обеспечивается изучением анализируемого объекта (преступность в целом или отдельные ее виды, работа конкретного органа внутренних дел или их системы) во всем многообразии его сущностных проявлений и взаимосвязей.

2. Полнота предполагает, с одной стороны, изучение оперативной обстановки во всем различии и противоречивости составляющих ее элементов, а с другой стороны – объективное описание средовых факторов.

3. Сочетание перспективы и ретроспективы. Этот принцип основан на том, что оперативная обстановка в данный момент на является результатом анализа в содержательном смысле этого слова. Подлинный анализ состоит в том, что объект должен изучаться в динамике, с учетом ретроспективы, то есть прошлого состояния и тенденций, и перспективы – выявления возможных, предполагаемых, прогностических изменений.

4. Использование проверенной, достоверной информации является основной предпосылкой получения объективного управленческого анализа и выработки на его основе обоснованного решения.

5. Прагматичность. Орган внутренних дел любого уровня – это не научно-исследовательское учреждение. Аналитическая работа не является для него самоцелью. Она должна быть подчинена главной задаче – подготовке управленческих решений по обеспечению организационной целостности и стабильности функционирования органа внутренних дел, повышению эффективности его работы по реализации функций в сфере охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

Значительная часть средовых факторов не охватываются рамками непосредственного воздействия органов внутренних дел, например:

· правовая политика в данном регионе и ее соответствие федеральному законодательству,

· комплексность и финансирование региональных социальных программ,

· судебная практика по уголовным делам, находившимся в производстве данного органа внутренних дел,

· соблюдение законодательства субъектами хозяйствования,

· авторитет правоохранительных органов среди населения и другие

Данные факторы оказывают существенное влияние на цели и задачи, формы и методы правоохранительной деятельности.

Ведомственный интерес к анализу оперативной обстановки должен давать ответ на примерное соотношение зарегистрированной и латентной преступности на территории обслуживания органа внутренних дел. Латентность (от лат. latens – скрытый) в некоторых случаях воспринимается как негативная оценка организации учета преступлений в органах внутренних дел, однако это не соответствует в полной мере этому понятию. Из числа нескольких причин латентности, на которые указывают криминологи, следует, что правонарушение может быть не учтенным только относительно данного момента времени. Это дает возможность применять разные методы оценки уровня латентности и причин, по которым граждане не обращаются в правоохранительные органы. Последнее обстоятельство может существенно влиять на оценку эффективности всей организационно-управленческой деятельности, поскольку прямо характеризует степень доверия населения.

В ходе осуществления аналитической работы в МВД—УВД—ГРОВД, как правило, вычленяются и анализируются только те факторы, которые находятся в сфере прямого или косвенного воздействия органов внутренних дел и наиболее значимы для их текущего функционирования. Эти факторы распределяются на три блока.

1. Факторы, характеризующие элементы внешней среды, которые не входят в объект непосредственного воздействия органа внутренних дел, но оказывают на него прямое или косвенное влияние. Эти факторы объединяют в подмассивы информации, которые в своем сочетании могут обуславливать социальную напряженность:

· демографическая характеристика населения и социально-демографические процессы – численность и плотность населения, его половой и возрастной состав, соотношение городского и сельского населения, его занятость в различных отраслях и сферах хозяйства, характеристика миграционных потоков, соотношение браков и разводов, смертность и рождаемость населения;

· географические и административно-территориальные особенности региона – общая площадь, количество входящих в регион административно-территориальных единиц, взаимное расположение населенных пунктов, расположение и протяженность железнодорожных и автомобильных дорог, судоходных рек, береговой линии моря или озер, а в городах – проспектов, улиц и площадей, месторасположение вокзалов, портов, пристаней, грузовых станций и т.д.;

· экономическое развитие региона – характер и группировка предприятий по их промышленному потенциалу и численности рабочей силы, численность автотранспортных предприятий, пропускная способность автодорог, структура доходов и потребления населения, характеристика сферы торговли, бытового и коммунального обслуживания и т.д.;

· социальная инфраструктура региона – количество и виды учебных заведений, обеспеченность медицинским обслуживанием, состояние функционирования культурно-зрелищных организаций и предприятий проведения досуга, количество спортивных сооружений, клубов, дискотек и т.д.;

· техногенные особенности региона с точки зрения возможности возникновения стихийных бедствий, крупных аварий, катастроф, аварийности транспортных магистралей, эпидемий, эпизоотий и т.д.

2. Факторы, характеризующие часть внешней среды, составляющие объект непосредственного воздействия органа внутренних дел:

· преступления,

· правонарушения и

· лица, совершившие преступления или правонарушения.

3.Факторы, характеризующие способность органа внутренних дел решать поставленные перед ним задачи. К ним относятся:

· штатная численность служб и подразделений,

· нагрузка на каждого работника,

· качественная характеристика кадров, некомплект, реальная и потенциальная текучесть кадров,

· обеспеченность техникой, служебными помещениями,

· состояние мобилизационной готовности,

· организация руководства и взаимодействия.

Следует отметить, что на функционирование органа внутренних дел непосредственно влияет только часть перечисленных факторов. Однако на состояние и противодействие преступности на территории обслуживания оказывает воздействие вся совокупность факторов. Основанием для определения значимости тех или иных факторов и, следовательно, для их анализа и оценки может быть степень опасности и угрозы, создаваемые ими. Однако границы этого критерия достаточно подвижны, поскольку опасности и угрозы постоянно дополняются, а уже известные наполняются новым содержанием.

Аналитическая работа в органах внутренних дел является связующим звеном между теорией и практикой правоохранительной деятельности, поэтому она призвана выполнять три наиболее важные функции: познавательную, сигнализирующую и организационно-управленческую.

1. Познавательная функция обладает не только ведомственным, но и общенаучным значением. Анализ специфического и неповторимого в характеристике общественных явлений в целом и отдельных проявлений в частности позволяет расширить и углубить знания о процессах, происходящих на территории обслуживания органа внутренних дел, вовремя обнаружить новые тенденции позитивного или негативного характера. Преступность как объективная реальность является составной частью жизнедеятельности общества. Для внесения своевременных и адекватных корректив в социальные процессы необходимо познание, которому служит и анализ оперативной обстановки.

2. Сигнализирующая функция аналитической работы заключается в том, что в ходе ее проведения выявляются проблемные участки и нерешенные вопросы, уточняются и формулируются ситуации, требующие первоочередного решения. Эта деятельность должна обеспечивать предвидение развития основных тенденций преступности, результатов оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел.

3. Организационно-управленческая функция заключается в том, что анализ (в зависимости от уровня субъекта управления и целевой установки) может служить необходимой информационно-аналитической базой для принятия ответственных решений, связанных с выбором приоритетов деятельности, форм и методов работы по отдельным направлениям служб и подразделений, обеспечением эффективного функционирования органов внутренних дел в целом.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 8896; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.