КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система планирования в деятельности органов внутренних дел
Важную роль в деятельности любой социальной системы играет система планирования, связанная с принятием решений о том, какими должны быть цели организации и что необходимо делать для достижения этих целей. Соответствующая система планирования существует и в организации оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, а также всех его структурных подразделений. Системный характер планирования в органах внутренних дел определяется нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел России, содержащими требования соподчиненности планов работы в иерархии всех уровней управления органами внутренних дел по всем направлениям и вопросам оперативно-служебной деятельности. Одновременно планы работы в иерархии органов управления связывают предметную деятельность по исполнению должностных обязанностей на соответствующих уровнях управления с исполнением управленческих решений вышестоящих субъектов. План работы деятельности органа внутренних дел является разновидностью управленческих решений и представляет собой документ комплексного характера, в котором закреплены стратегия деятельности на определенный период, уточнена тактика работы на отдельных этапах, а также сроки исполнения мероприятий. Составление плана обязательно предполагает детализацию общих целей применительно к конкретным условиям функционирования органа внутренних дел. Поэтому план, как управленческое решение руководителя, предусматривает конкретизацию отдельных этапов деятельности в соответствии с тенденцией развития оперативной обстановки. Схожесть планов с некоторыми управленческими решениями заключается в том, что они обладают общим алгоритмом реализации. Одновременно с этим план обладает отличиями от управленческих решений: 1. План является алгоритмом действий на конкретный период времени с одновременным указанием календарных дат всех его этапов. Некоторые управленческие решения, такие как организационный распорядительный акт, могут не содержать указания о сроках исполнения (например, инструкция, положение, наставление и другие). 2. План работы имеет табличную форму документа, которая содержит обычно ряд взаимосвязанных разделов. Управленческие решения, как правило, имеют текстовую форму изложения содержания, состоящую из констатирующей и распорядительной частей. 3. План работы, в отличии от некоторых управленческих решений имеет более сложную процедуру разработки, согласования, утверждения и организации исполнения в силу того, что он определяет систему взаимодополняющих мероприятий, выполняемых во взаимодействии различных служб и подразделений. В соответствии с иерархией управления и направлений оперативно-служебной деятельности органов внутренних дел, а также большим разнообразием планов работы система планирования разделяется на два основных уровня: планирование организационной деятельности органа внутренних дел в целом и планирование по отдельным участкам и направлениям оперативно-служебной деятельности. Оба уровня планирования являются составными компонентами управления, но относятся к самостоятельным направлениям плановой и организационной работы. В органах внутренних дел планы основных организационных мероприятий готовят штабные подразделения, а при их отсутствии – начальники соответствующего органа. Планы работы структурных подразделений готовят их руководители. Планирование имеет существенное значение в повышении эффективности функционирования всех его структурных звеньев. Роль планирования заключается в том, что оно: · придает всей деятельности целенаправленный характер; · определяет и конкретизирует отдельные задачи на предстоящий период; · дает возможность сосредоточить основное внимание и усилия на наиболее важных текущих и перспективных проблемах, решение которых позволяет обеспечить достижение поставленных задач; · способствует своевременности разрешения наиболее актуальныхпроблем, поскольку в планах четко определяется последовательность выполнения намеченных мероприятий и сроки их выполнения; · помогает определить пути и средства выполнения решений вышестоящих органов управления, то есть учитывает все направления, по которым будут реализовываться эти решения; · создает условия для более полного и в то же время оптимального использования сил и средств, а также для своевременного маневрирования ими; · обеспечивает достижение наилучших результатов деятельности; · позволяет снизить затраты труда и материальных ресурсов; · обеспечивает четкое взаимодействие различных служб и подразделений органа и возможность координации их усилий; · облегчает изучение и внедрение положительного опыта работы органов внутренних дел; · способствует рациональному использованию рабочего времени; · создает напряженную рабочую обстановку для творческого решения сотрудниками стоящих перед ними задач; · способствует эффективной организации профилактической, оперативно-розыскной, следственной и иных направлений работы; · учитывает необходимость постоянного совершенствования условий труда в службах и подразделениях, а также на отдельных рабочих местах. Сам по себе план работы еще не обеспечивает эффективности соответствующей деятельности, поэтому решающую роль для осуществления организационной деятельности играет искоренение формализма в процессе выполнения планов. Руководитель должен так организовать работу коллектива, чтобы она соответствовала плану. В целом планирование деятельности органов внутренних дел является важным условием четкого выполнения задач, стоящих перед службами и подразделениями. Система планирования должна соответствовать тем же требованиям, которые предъявляются к любым управленческим решениям: своевременность, обоснованность, комплексность, системность, конкретность, компетентность, доступность, логичность. Кроме того, по сравнению с управленческими решениями к планам работы предъявляются два дополнительных требования. 1. Стабильность планов. Требование стабильности предусматривает неизменность планов в период исполнения, тем самым обеспечивается достижимость целей деятельности. 2. Напряженность планов. Данное требование предполагает создание с помощью плана такого ритма работы, который позволяет сотрудникам наиболее полно реализовать свои возможности и максимально использует резерв рабочего времени. В деятельности горрайлинорганов внутренних дел система планирования включает в себя следующие основные разновидности: текущее (рабочие планы), специальное (в том числе по мере необходимости) и личное планирование. Текущее планирование предназначено для организации деятельности горрайлиноргана, его служб и подразделений на полугодие. Содержание и структура данных планов работы должна учитывать специфику деятельности органа внутренних дел, а также особенности складывающейся оперативной обстановки. Разработка плана работы начинается со сбора, систематизации и анализа информации об оперативной обстановке, а также информации о выполнении плановых мероприятий за предшествующие периоды. Выводы из анализа оперативной остановки, вместе с ее прогностической оценкой составляют вводную часть плана основных организационных мероприятий горрайлиноргана. Вводная часть составляется в лаконичной текстовой форме и должна содержать основные выводы в отношении приоритетных направлений деятельности служб и подразделений на планируемый период времени. В органах внутренних дел установлена типовая форма плана основных организационных мероприятий, в которой установлено, что данный документ должен быть оформлен на альбомном листе бумаги формата А4, иметь гриф утверждения и реквизит названия документа, за которыми следует вводная часть и таблица плана. Таблица должна включать графы, указывающие: номер по порядку, содержание мероприятий, исполнителя, срок исполнения и отметку о выполнении. Строками таблицы будут являться мероприятия плана, которые группируются по его соответствующим разделам. Основными разделами плана могут являться: · совершенствование управленческой деятельности; · борьба с преступностью в сфере экономики; · борьба с организованной преступностью; · борьба с незаконным оборотом наркотиков, оружия и боеприпасов; · участие в борьбе с терроризмом и экстремизмом; · обеспечение личной безопасности граждан и сохранности их имущества; · повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений, розыск преступников; · охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности; · обеспечение безопасности дорожного движения; · профилактика правонарушений; · взаимодействие с другими правоохранительными органами и другими заинтересованными организациями; · развитие и укрепление международного сотрудничества в сфере борьбы с преступностью; · организация работы с кадрами; · укрепление финансового и материально-технического обеспечения; · дополнительные мероприятия. Приведенная структура плана отражает основные направления работы органов управления. Для горрайлинорганов она носит рекомендательный характер, так как специфика работы территориального (городского и поселкового) органа внутренних дел, а также органа внутренних дел на транспорте различна. Изменение структуры плана возможно за счет исключения разделов, не свойственных функциям подразделения, а также включения в план дополнительных разделов и подразделов, отражающих проблемы деятельности данного структурного подразделения. Например, на основе анализа оперативной обстановки возможно включение в план самостоятельных разделов по предупреждению преступности несовершеннолетних, по профилактике уличных преступлений и правонарушений, по совершенствованию деятельности участковых инспекторов и прочие приоритеты. Основными источниками, на основе которых формируются конкретные мероприятия плана, являются: 1. Предложения, следующие из объективного анализа оперативной обстановки, ее прогноза и оценки деятельности служб и подразделений; 2. Предложения, которые предоставляют руководители служб и подразделений на этапе согласования проекта плана; 3. Установки и рекомендации, которые содержатся в нормативных правовых актах вышестоящих субъектов управления, а также органов исполнительной власти по вопросам совершенствования правоохранительной деятельности. Проект плана организационных мероприятий должен пройти процедуру согласования с исполнителями, в ходе которой вносятся необходимых коррективы. В МВД, ГУВД, УВД планы составляются на год, утверждаются и в пятидневный срок рассылаются исполнителям. В Министерстве внутренних дел России план основных организационных мероприятий на год утверждается в соответствии с приказом МВД России от 18 октября 2005 г. № 840 «Об организации планирования в системе органов внутренних дел Российской Федерации». Для горрайлинорганов в соответствии с требованиями Министерства внутренних дел России план работы должен быть утвержден и разослан исполнителям не позднее, чем за 5 дней до начала планируемого периода. Кроме того, приложением к плану основных организационных мероприятий для территориальных и транспортных органов внутренних дел являются графики инспектирования, контрольных и комплексных проверок, а также графики проведения совещаний, семинаров и конкурсов. Внесение изменений и дополнений в план работы производится утвердившим его руководителем. Специальное планирование предназначено для решения конкретных задач правоохранительной деятельности по мере их возникновения, а также для решения специальных задач, не связанных с заранее установленными календарными рамками. К специальным планам относятся планы многократного пользования: · планы, составляемые по мере необходимости, · планы обучения оперативно-начальствующего состава в системе служебной подготовки (тематические планы), · планы, предназначенные для действий органа внутренних дел в чрезвычайных обстоятельствах (типовые планы). Планы, составляемые по мере необходимости, могут разрабатываться в органе внутренних дел в случае, если на территории обслуживания проводится какое-либо специальное мероприятие, требующее обеспечения общественного порядка и общественной безопасности. Субъектом разработки таких планов обычно является руководитель подразделения обеспечения общественного порядка. К данным планам относятся: · планы охраны общественного порядка, · планы взаимодействия с горрайлинорганами, · планы розыска и задержания преступников, · планы выполнения решений органов местного самоуправления Общая форма этих планов аналогична планам организационных мероприятий и включает в себя: вводную часть, которая содержит обоснование разработки плана, и наименования разделов, которые соответствуют характеру проводимых по плану мероприятий. Сроки исполнения и порядок введения данных планов в действие устанавливается начальником органа внутренних дел. Тематические планы служебной (профессиональной) подготовки составляются в горрайлиноргане на год на основе типового Наставления по организации профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава, утвержденного министерством. Субъектом разработки данного плана в горрайлинорганах являются отделы (службы) по работе с личным составом. Непосредственными организаторами проведения служебной подготовки являются службы воспитательной работы, кадровые подразделения и руководители служб и подразделений органа внутренних дел. На основе плана служебной подготовки составляется расписание занятий по кварталам. Планы действия при возникновении чрезвычайных ситуаций предназначены для решения задач обеспечения общественной безопасности и общественного порядка при возникновении соответствующих обстоятельств природного, техногенного либо социального характера. Субъектами разработки этих планов являются штабные подразделения. Такие планы всегда предусматривают комплексное использование сил и средств не только горрайлиноргана, но и иных приданных сил и средств по согласованию с соответствующими органами и организациями. В случае постепенного осложнения оперативной обстановки в связи с возникновением чрезвычайных обстоятельств такие планы должны включать порядок деятельности, поэтапного выдвижения и развертывания сил и средств, а также создания специальных органов (и пунктов) управления. Порядок введения этих планов в действие регламентирован приказами МВД России. Планы действия при возникновении чрезвычайных ситуаций обычно называются типовыми. Они разрабатываются и утверждаются заранее. Личное планирование является завершающим элементом всей системы планирования деятельности органов внутренних дел. Оно предназначено для организации работы сотрудников служб и подразделений на каждый день. Личные планы работы должны предусматривать необходимый резерв времени для выполнения тех мероприятий, которые заранее предусмотреть невозможно, и содержать собственно мероприятия, выполнение которых в течение рабочего дня обязательно. Планы работы сотрудников по исполнению служебных обязанностей могут вводиться решением начальника горрайлиноргана внутренних дел. В этом случае руководитель должен указать сотрудникам форму ведения личного плана работы, способ осуществления контроля за исполнением запланированных мероприятий, характер планируемой работы и т.д. Правильная организация личного планирования позволяет правильно распределить ресурс рабочего времени сотрудника в течение дня, поэтому личное планирование работы является одним из условий и элементом научной организации труда. Система планирования оперативно-служебной деятельности в органах внутренних дел формируется в строгом соответствии с законодательством и подзаконными нормативными правовыми актами. Она должна учитывать требования, изложенные в управленческих решениях вышестоящих субъектов управления, конкретизировать их применительно к складывающейся оперативной обстановке, а также основываться на объективной оценке эффективности функционирования служб и подразделений органов внутренних дел. Глава 3
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 40624; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |