Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Штабная функция в органах внутренних дел




Органами, реализующими функции общего руководства органами внутренних дел, являются штабные подразделения. Их функции в различные периоды развития Министерства внутренних дел России изменялись, однако основной целью их функционирования остается обеспечение эффективного управления.

Главным условием организации деятельности штабных подразделений является разграничение управленческого труда по функциям управления: сбор информации, учет, анализ и прогнозирование, комплексное планирование, организация и контроль.

Образование штабных подразделений, их основные задачи, штатная численность устанавливаются нормативными актами Министерства внутренних дел России. Штабное подразделение непосредственно подчиняется начальнику органа внутренних дел. Начальник штаба назначается на должность и освобождается от занимаемой должности приказом начальника горрайлиноргана по согласованию с вышестоящим субъектом управления.

Штаб – это орган межотраслевого управления, который по поручению начальника готовит проекты управленческих решений, документы аналитического характера, осуществляет информационное обеспечение и т.д. К числу основных задач штаба относятся:

· организационное обеспечение управленческих решений начальника горрайлиноргана по комплексным проблемам борьбы с преступностью и охраны общественного порядка;

· комплексный анализ информации в сфере правопорядка;

· координация деятельности подразделений горрайлиноргана по осуществлению комплексных правоохранительных задач;

· организация работы дежурной части;

· контроль и проверка состояния учетно-регистрационной дисциплины, оперативно-служебной и управленческой деятельности подразделений горрайлиноргана;

· проведение информационно-аналитической, учетно-регистрацион­ной и статистической работы;

· связь со средствами массовой информации;

· внедрение в деятельность подразделений горрайлиноргана новых информационных технологий на базе персональных компьютеров и сетей ЭВМ;

· комплексное планирование организационных мероприятий горрайлиноргана внутренних дел, а также разработка специальных планов действий при возникновении чрезвычайных ситуаций;

· организационно-штатная работа во взаимодействии с кадровой службой и некоторые другие направления.

Деятельность штабных подразделений непосредственно связана с реализацией функции общего руководства органом внутренних дел. Вместе с тем, штабные подразделения не являются теми субъектами управления, на которые возлагается собственно руководство, поскольку эта деятельность в полном объеме возлагается на начальников органов внутренних дел, руководителей территориальных и линейных управлений (отделов), начальников главных управлений в составе министерства, на министра внутренних дел. Руководство органом внутренних дел состоит в исполнении должностных обязанностей лицом, которое наделено необходимыми полномочиями и несет персональную ответственность за организацию работы органа внутренних дел и исполнение поставленных перед ним задач. Следовательно, штабное подразделение само не осуществляет руководство, а придано руководителю для осуществления управления. Основная задача штабного подразделения состоит в обеспечении процесса управления органом внутренних дел, включая разработку проектов управленческих решений начальника органа внутренних дел, организацию их исполнения и контроль.

Штабные структуры управления известны с древнейших времен и в качестве относительно самостоятельного органа управления впервые были востребованы в армии. До настоящего времени функции армейских штабов постоянно расширяются. Тем не менее, основное их предназначение в Вооруженных силах остается неизменным. Это оказание помощи командиру (военачальнику) в осуществлении управления по всем вопросам решения боевых задач, начиная от планирования обучения и подготовки военнослужащих до стратегических вопросов при подготовке и проведении военных действий. Таким образом, штабные подразделения, с их специфическими функциями, являются необходимым структурным элементом на каждом из уровней управления воинскими формированиями. Кроме военизированных структур, аналогичные подразделения нашли широкое применение в составе гражданских органов управления.

Крупнейший русский ученый в области организации управленческого труда П.М. Керженцев справедливо отмечает: «Всякий штаб, в чистом виде, есть, так сказать, мозг организации, то есть тот центр, который детально изучает происходящую работу и обдумывает все методы, по каким работа должна совершенствоваться в будущем». Основным содержанием штабной функции в сфере государственного управления П.М. Керженцев считал собственно определение стратегии учреждения, решение вопросов организационного характера, анализ результатов работы, учет и контроль, инструктирование отдельных служб и координацию их деятельности.

Создание штабных подразделений в структуре органов внутренних дел предопределено многими обстоятельствами.

1. Перед органами внутренних дел поставлены важные социальные задачи, что объективно обусловливает сложный процесс управления по всем направлениям оперативно-служебной деятельности, а также необходимость координации, которая должна осуществляться централизованно.

2. Организация взаимодействия служб и подразделений органа внутренних дел с другими правоохранительными органами, а также с органами власти и управления, организациями и учреждениями, заинтересованными в решении задач охраны правопорядка и борьбы с преступностью.

3. В процессе функционирования органа внутренних дел возникают сложные информационные потоки. Многоплановость служебной информации требует постоянной ее систематизации, анализа и обобщения применительно к текущей оперативной обстановке и задачам, стоящим перед органом внутренних дел.

4. Каждое из направлений оперативно-служебной деятельности органа внутренних дел нуждается в органе, осуществляющем регулярный контроль с целью оценки эффективности функционирования и своевременного регулирования.

5. Организация правоохранительной деятельности объективно формирует необходимость централизованного межотраслевого планирования всей совокупности мероприятий.

6. Проблемные ситуации, возникающие в процессе деятельности органа внутренних дел, требуют оперативного и своевременного разрешения. В их основе находится, прежде всего, анализ, а также подготовка соответствующих управленческих решений, что является функциональной обязанностью штабных подразделений.

Существование штабных подразделений в структуре органа внутренних дел обусловлено также необходимостью централизованного решения комплексных вопросов:

· по организации обслуживания и внедрению технических средств управления;

· по изучению и распространению положительного опыта оперативно-служебной деятельности;

· по методическому обеспечению и кураторству над отдельными направлениями работы;

· по обеспечению готовности к действиям в чрезвычайных ситуациях;

· по регулярному изучению общественного мнения о деятельности органа внутренних дел и другие.

Основные функции штабных подразделений по осуществлению информационного обеспечения, аналитической работе, слежения за оперативной обстановкой, организации управления и его планирования, обеспечению общих мероприятий и деятельности руководящего состава, поддержания мобилизационной готовности и некоторые другие функции по своему содержанию для разных уровней управления практически совпадают.

Нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел России установлены однотипные требования по осуществлению функций штабов как для районных в городах, так и для районных в области, а также и для органов внутренних дел на транспорте. Совпадают и основные структурные звенья, такие как: отделение (группа) анализа, планирования и контроля, отделение (группа) информационного обеспечения, группы по связи со средствами массовой информации, а также дежурные части органа внутренних дел.

Отделение (группа) анализа, планирования и контроля обеспечивает выработку своевременных, обоснованных и рациональных проектов управленческих решений. Этот участок штабной работы имеет три взаимосвязанных направления.

1. Информационно-аналитическое, которое заключается:

· в накоплении, обобщении и анализе информации;

· в комплексном анализе информации;

· в организации социологических, криминологических и прогностических исследований;

· в непрерывном слежении за оперативной обстановкой;

· в подготовке информационно-аналитических и справочных материалов);

2. Планирование, обеспечивающее разработку:

· основных планов деятельности органов внутренних на ближайшую перспективу

· планов на период возникновения чрезвычайных ситуаций;

· проектов управленческих решений начальника органа внутренних дел);

3. Контроль со стороны штаба горрайлиноргана предполагающее:

· изучение и проверку фактического исполнения решений начальника;

· своевременное принятие мер к устранению вскрытых недостатков;

· содействие правильному подбору и расстановке кадров;

· обеспечение исполнения нормативных актов вышестоящих субъектов управления;

· подготовку информационных документов по итогам контроля).

Отделение (группа) информационного обеспечения осуществляет процесс, связанный с учетно-регистрационной и статистической работой, а также информационным обеспечением управления.

К учетно-регистрационной и статистической работе относится:

· ведение единого журнала учета преступлений и лиц, их совершивших;

· организация работы с учетно-регистрационными карточками по зарегистрированным, раскрытым и расследованным преступлениям;

· составление статистических отчетов;

· проверка полноты учета преступлений в органе внутренних дел;

· подготовка статистических данных о состоянии преступности и результатах борьбы с ней;

· сверка статистических данных о преступности с информационным центром;

· методическое обеспечение учетно-регистрационной работы;

Информационное обеспечение управления включает:

· организацию автоматизированного (на базе ПЭВМ) учета статистических данных о состоянии преступности на территории обслуживания;

· организацию эффективной системы связи и обмена управленческой информацией;

· обеспечение скрытого управления силами и средствами органа внутренних дел;

· внедрение автоматизированных систем управления и информационного обеспечения;

· защиту информации в системах и средствах связи и автоматизации.

Группы по связи со средствами массовой информации организуют взаимодействие органа внутренних дел со средствами массовой информации. Эта деятельность заключается:

· в установлении деловых контактов со средствами массовой информации и информировании общественности о деятельности органа внутренних дел;

· в сборе и анализе публикуемых материалов о деятельности органа внутренних дел;

· в организации изучения общественного мнения о деятельности органа внутренних дел.

Дежурные части органа внутренних дел призваны решать задачи оперативного управления силами и средствами на территории обслуживания. В вопросах организации управления силами и средствами в системе единой дислокации на территории обслуживания руководит дежурной частью начальник милиции общественной безопасности. В свою очередь начальник штаба осуществляет методическое и информационное обеспечение работы дежурной части.

Дежурная часть органа внутренних дел является структурным элементом штаба. В процессе своей деятельности дежурные части горрайлиноргана осуществляют:

· постоянную связь со всеми структурными подразделениями, а также дежурными нарядами на территории обслуживания;

· прием и регистрацию заявлений, сообщений и информации о преступлениях, правонарушениях и чрезвычайных происшествиях, организацию реагирования на них;

· информирование руководящего состава органа внутренних дел и вышестоящих субъектов управления о преступлениях и происшествиях, а также принятых по ним мерах;

· организацию разбора с лицами, задержанными за правонарушения и преступления;

· обеспечение функционирования оружейной комнаты, контроль над сохранностью и учетом оружия, боеприпасов и спецтехники в оружейной комнате;

· организацию сбора личного состава органа внутренних дел по сигналу «тревога»;

· организацию неотложных действий при возникновении чрезвычайных обстоятельств.

Иерархия уровней управления предполагает более сложное, чем в горрайлинорганах, организационное строение штабов. Так, в структуру штабов МВД, ГУВД, УВД, УВДТ входят: информационно-аналитический отдел (отделение), организационно-плановый отдел (отделение), отдел (отделение) боевой и мобилизационной готовности, управление (отдел) связи, спецтехники и автоматизации, инспекция, дежурная часть.

Содержание деятельности этих штабов в целом совпадает с деятельностью штабных подразделений горрайорганов. Вместе с тем они структурированы в соответствии с задачами управленческого характера указанного уровня управления. Многоплановая деятельность, связанная с процессом организации управления, объективно предъявляет к сотрудникам таких подразделений особые требования. Это, прежде всего:

· общая грамотность,

· правовая культура,

· достаточный опыт правоохранительной работы,

· умение находить ключевые решения в сложной обстановке,

· подбирать соответствующие методы и средства разрешения возникающих проблем,

· добиваться решения поставленных перед коллективом задач.

В результате обеспечения определенной совокупности профессиональных качеств, свойственных сотрудникам штабных подразделений, в практику вошло понятие «штабная культура». Штабная культура отражает, прежде всего, высокий профессионализм специалиста – организатора управления.


РАЗДЕЛ III
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ
В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

 


Глава 1
Аналитическая работа в органах внутренних дел




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 8590; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.