Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Цели и задачи дисциплины. Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским языком специалистов нефилологического профиля (в




Курс «Русский язык и культура речи» нацелен на повышение уровня практического владения современным русским языком специалистов нефилологического профиля (в разных сферах функционирования русского языка, в письменной и устной его разновидностях).

Задачи курса состоят в формировании у студентов навыков, которые должен иметь профессионал любого профиля для успешной работы и коммуникации по своей специальности в самых различных сферах (бытовой, юридически-правовой, научной, политической, социально-государственной):

1) овладение новыми навыками и знаниями и совершенствование имеющихся в результате углубленного понимания основных характерных свойств русского языка как средства общения и передачи информации;

2) продуцирование связных, правильно построенных монологических текстов на разные темы в соответствии с коммуникативными намерениями говорящего и ситуацией общения;

3) участие в диалогических и полилогических ситуациях общения;

4) установление речевого контакта и обмен информацией с другими членами языкового коллектива, связанными с говорящим различными социальными отношениями.

Особенности изучения дисциплины:

1. Для изучения данной дисциплины студенты должны обладать знаниями в области русского языка, риторики, стилистики.

2. При изучении каждой темы студент должен придерживаться следующего порядка: 1) найти в научной и учебно-методической литературе необходимый теоретический материал; 2) ознакомиться с категориальным аппаратом по новой теме; 3) изучить основные теоретические положения; 4) выполнить практические задания, предложенные в УМК по «Русскому языку и культуре речи», и упражнения, список которых указан в Рабочей программе по «Русскому языку и культуре речи»; 5) ответить на контрольные вопросы.

3. Переход к изучению новой темы возможен только в случае выполнения всех заданий предыдущих разделов.

Перечень основных тем и подтем:

1. Функциональные стили современного русского языка. Общая характеристика стилей речи. Взаимодействие функциональных стилей.

2. Научный стиль: стилевые и жанровые особенности. Специфика использования элементов различных языковых уровней в научной речи. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

3. Официально-деловой стиль: стилевые и жанровые особенности, сфера функционирования.

4. Публицистический стиль: стилевые и жанровые особенности. Отбор языковых средств в публицистическом стиле.

5. Разговорный стиль: стилевые и жанровые особенности. Разговорная речь в системе функциональных разновидностей русского литературного языка. Условия функционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов.

6. Художественный стиль: стилевые и жанровые особенности художественного стиля.

7. Риторика как наука. Публичная речь. Предмет, цель, задачи риторики. Понятие, особенности, структура публичной речи. Основные типы устных публичных выступлений (информационное, убеждающее, побуждающее, развлекательное, протокольно-ритуальное). Виды красноречия.

8. Подготовка речи к публичному выступлению: выбор темы, цель речи, поиск материала и виды вспомогательных материалов. Словесное оформление публичного выступления. Понятность, информативность и выразительность публичной речи. Коммуникативные стратегии и тактики публичной речи.

9. Композиция публичной речи. Логика публичной речи. Законы логики.

10. Аргументация публичного выступления. Структура аргументации. Основные виды аргументов. Способы аргументации (дедуктивный, индуктивный, ступенчатый, исторический, концентрический, аналогический).

11. Оратор и его аудитория. Речевой этикет в публичном выступлении.

12. Полемика и дискуссия как жанры деловой риторики.

13. Деловая и коммерческая документация. Основные виды деловых и коммерческих документов. Деловая и коммерческая корреспонденция: язык и стиль. Виды деловых писем. Жанровая структура деловых писем.

14. Языковые формулы официальных документов. Приемы унификации языка служебных документов. Интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи. Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

15. Личные, распорядительные, административно-организационные и информационно-справочные документы. Язык и стиль личной документации. Язык и стиль распорядительной корреспонденции. Язык и стиль информационно-справочных документов.

16. Служебно-деловое общение: деловые переговоры, презентации. Виды вопросов в деловой беседе.

17. Деловой этикет. Телефонный разговор: специфика, правила проведения. Реклама в деловой речи: специфика, приемы и правила.

18. Культура речи как наука. Нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи. Основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.

19. Речевое взаимодействие. Основные единицы общения (речевая ситуация, речевое взаимодействие, речевое событие, речевой акт). Структура коммуникативного акта в культурно-речевом аспекте. Принцип кооперации Г. Грайса. Принцип вежливости Д. Лича.

20. Язык и речь. Функции языка. Устная и письменная разновидности литературного языка.

21. Языковая норма, ее роль в становлении и функционировании литературного языка. Система норм русского литературного языка. Типы языковых норм. Вариативность языковой нормы. Типы вариантов. Критерии кодификации нормы.

22. Орфоэпические нормы современного русского языка.

23. Акцентологические нормы современного русского языка.

24. Словообразовательные нормы современного русского языка.

25. Морфологические нормы современного русского языка (существительное, прилагательное).

26. Морфологические нормы современного русского языка (числительное).

27. Морфологические нормы современного русского языка (глагол, причастие, деепричастие).

28. Синтаксические нормы современного русского языка (порядок слов в предложении; виды связи в словосочетании (согласование, управление, примыкание)).

29. Синтаксические нормы современного русского языка (согласование подлежащего со сказуемым, согласование определения с определяемым словом).

30. Лексические нормы современного русского языка.

31. Лингвистические словари русского языка. Типы словарей. Нормативные и ненормативные словари.

Темы 1, 2. «Функциональные стили современного русского языка. Научный стиль»

Цель: представить общую характеристику функциональных стилей современного русского литературного языка; изучить стилевые и жанровые особенности научного стиля.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятия «функциональный стиль речи», «стилистическая окраска языковых средств», «эмоционально-экспрессивная лексика»;

· сферу употребления научного стиля;

· стилевые и жанровые особенности научного стиля;

· речевые нормы научного стиля;

̶ уметь:

· различать элементы различных языковых уровней;

· выбирать из грамматических вариантов те, которые соответствуют научному стилю;

̶ обладать:

· умением в зависимости от стиля речи использовать необходимые языковые единицы;

· умением точного, логичного, объективного изложения;

· умением находить среди текстов других стилей речи текст научного стиля.

При изучении тем 1 и 2 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 118-206]

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 59-69]

3. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 464 с. [с. 285-318]

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта, 2009. – 315 с. [с. 76-95; 236-250]

5. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 26-37]

6. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 381-434]

7. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 73-77]

8. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 29-31; 172-179]

9. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 91-96]

10. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 19-23; 62-80]

Особое внимание обратить на:

– общую характеристику функциональных стилей современного русского языка;

– взаимодействие функциональных стилей;

– стилевые и жанровые особенности научного стиля;

– специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи;

– речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятию «функциональный стиль речи»;

– перечислить функциональные стили современного русского литературного языка;

– назвать сферу употребления, жанры научного стиля;

– перечислить основные стилевые особенности научного стиля современного русского языка.

Темы 3, 4. «Официально-деловой стиль. Публицистический стиль»

Цель: изучить стилевые и жанровые особенности официально-делового и публицистического стилей.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· сферу употребления официально-делового стиля;

· сферу употребления публицистического стиля;

· стилевые и жанровые особенности официально-делового стиля;

· речевые нормы официально-делового стиля;

· стилевые и жанровые особенности публицистического стиля;

· речевые нормы публицистического стиля;

̶ уметь:

· выбирать из грамматических вариантов те, которые соответствуют официально-деловому стилю;

· выбирать из грамматических вариантов те, которые соответствуют публицистическому стилю;

· различать тексты публицистического и официально-делового стилей;

̶ обладать:

· умением находить среди текстов других стилей текст официально-делового стиля;

· умением находить среди текстов других стилей текст публицистического стиля.

При изучении тем 3 и 4 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 57-117]

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 302-315]

3. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 464 с. [с. 319-391]

4. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта, 2009. – 315 с. [с. 96-130; 251-269]

5. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 26-37]

6. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 381-392; 435-466]

7. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 73-77]

8. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 180-197]

9. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 19-23; 62-80]

10. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 81-155]

Особое внимание обратить на:

– стилевые и жанровые особенности официально-делового стиля;

– стилевые и жанровые особенности публицистического стиля.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– перечислить функционально-смысловые стили современного русского литературного языка;

– назвать сферу употребления, жанры официально-делового стиля;

– перечислить основные стилевые особенности официально-делового стиля современного русского языка;

– назвать сферу употребления, жанры публицистического стиля;

– перечислить основные стилевые особенности публицистического стиля современного русского языка;

– объяснить, по какому принципу осуществляется отбор языковых средств в публицистическом стиле.

Тема 5. «Разговорный стиль»

Цель: изучить стилевые и жанровые особенности разговорного стиля.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· сферу употребления разговорного стиля;

· стилевые и жанровые особенности разговорного стиля;

· принципы отбора языковых средств в разговорном стиле;

̶ уметь:

· выбирать из грамматических вариантов те, которые соответствуют разговорному стилю;

̶ обладать:

· знаниями находить среди текстов других стилей текст разговорного стиля.

При изучении темы 5 необходимо изучить учебный материал по:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 59-68]

2. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 464 с. [с. 432-446]

3. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 45-54]

4. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 381-392]

5. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 89-92]

6. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 29-31]

7. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 26-29, 106-110]

8. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 18-23, 212-224]

Особое внимание обратить на:

– стилевые и жанровые особенности разговорного стиля.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– назвать сферу употребления, жанры разговорного стиля;

– перечислить основные стилевые особенности разговорного стиля современного русского языка;

– объяснить, по какому принципу осуществляется отбор языковых средств в разговорном стиле.

Тема 6. «Художественный стиль»

Цель: изучить стилевые и жанровые особенности художественного стиля.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· сферу употребления художественного стиля;

· стилевые и жанровые особенности художественного стиля;

· принципы отбора языковых средств в художественном стиле;

̶ уметь:

· выбирать из грамматических вариантов те, которые соответствуют художественному стилю;

̶ обладать:

· знаниями находить среди текстов других стилей текст художественного стиля.

При изучении темы 6 необходимо изучить учебный материал по:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 59-68]

2. Кожина, М.Н. Стилистика русского языка: учебник / М.Н. Кожина, Л.Р. Дускаева, В.А. Салимовский. – М.: Флинта: Наука, 2010. – 464 с. [с. 392-411]

3. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 381-392]

4. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 85-88]

5. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 29-31]

6. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 26-29]

7. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 18-24]

Особое внимание обратить на:

– стилевые и жанровые особенности художественного стиля.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– назвать сферу употребления, жанры художественного стиля;

– перечислить основные стилевые особенности художественного стиля современного русского языка;

– объяснить, по какому принципу осуществляется отбор языковых средств в художественном стиле.

Темы 7, 8. «Риторика как наука. Публичное выступление»

Цель: определить предмет, цель и задачи риторики; охарактеризовать публичную речь как монологическое высказывание, нацеленное на воздействие и/или сообщение.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятия «риторика», «публичная речь», «речевое воздействие»;

· предмет, цель и задачи риторики;

· виды красноречия;

· этапы подготовки текста к публичному выступлению;

̶ уметь:

· различать публичную речь и речевое воздействие;

· характеризовать публичную речь как монологическое высказывание, нацеленное на воздействие и/или сообщение;

· классифицировать речи по цели, форме и функции(-ям);

· создавать текст публичной речи;

̶ обладать:

· знаниями о приемах и методах речевого воздействия и активно использовать их в речевых ситуациях;

· умением целенаправленно воздействовать речью на слушающую аудиторию.

При изучении тем 7, 8 необходимо изучить учебный материал по:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 211-301]

2. Риторика: учебное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 572 с. [с. 362-487]

3. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 85-116]

4. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 5-20]

5. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 95-114]

6. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 32-34]

7. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 133-174]

8. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 156-211]

Особое внимание обратить на:

– предмет, цель и задачи риторики;

– композицию публичной речи;

– виды красноречия;

– выбор темы, определение цели речи, особенности поиска материала и виды вспомогательных материалов;

– словесное оформление публичного выступления.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятиям «публичная речь», «речевое воздействие»;

– перечислить типы устных публичных выступлений;

– назвать основные этапы подготовки речи к публичному выступлению;

– перечислить контактоустанавливающие моменты в процессе выступления перед широкой аудиторией.

Тема 9. «Композиция публичной речи»

Цель: изучить специфику построения текста публичной речи.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятия «композиция», «стратегия», «тактика»;

· структурные элементы публичной речи;

· особенности стратегии публичного выступления;

· тактические приемы публичной речи;

̶ уметь

· находить в тексте публичного выступления основные структурные элементы;

· определять функции композиционных элементов публичного выступления;

̶ обладать

· навыком грамотного, логичного построения ораторского текста, отвечающего всем необходимым условиям и целям подобного высказывания.

При изучении темы 9 необходимо изучить учебный материал по:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 211-301]

2. Кохтев, Н.Н. Риторика / Н.Н. Кохтев. – М., 1996. – 207 с. [с. 102-127]

3. Кохтев, Н.Н. Основы ораторской речи / Н.Н. Кохтев. – М.: МГУ, 1992. – 240 с. [с. 202-229]

4. Клюев, Е.В. Риторика: Инвенция. Диспозиция. Элокуция: уч. пособие для вузов / Е.В. Клюев. – М.: ПРИОР, 2001. – 272 с. [с. 62-146]

5. Михальская, А.К. Основы риторики: Мысль и слово / А.К. Михальская. – М.: Просвещение, 1996. – 416 с. [с. 176-209]

6. Риторика: учебное пособие / Авт.-сост. И.Н. Кузнецов. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 572 с. [с. 362-392]

7. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 85-116]

8. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 381-392; с. 435-466]

9. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 95-100]

10. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 32-34]

11. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 156-211]

Особое внимание обратить на:

– особенности стратегии публичной речи;

– тактические приемы, активно используемые в публичной речи;

– логику публичной речи.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятиям «стратегия», «тактика» публичной речи;

– перечислить основные структурные элементы публичной речи;

– сформулировать каждый закон логики;

– перечислить типичные тактические приемы публичного выступления.

Тема 10. «Аргументация публичного выступления»

Цель: изучить специфику аргументации в публичном выступлении.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятия «аргументация», «аргумент», «метод», «тезис», «демонстрация»;

· составляющие аргументации;

̶ уметь:

· выстраивать логично текст публичной речи;

· приводить нужные доводы и аргументы в публичной речи;

· различать способы аргументации (последовательный, параллельный, ступенчатый, исторический, концентрический);

̶ обладать:

· навыком реконструирования или создания текста в зависимости от способа аргументации.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 571; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.128 сек.