Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

При изучении темы 10 необходимо 2 страница




̶ обладать:

· умением грамотно ставить ударение в словах произносить.

При изучении темы 23 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 7-17]

2. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 84-89]

3. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта, 2009. – 315 с. [с. 13-16; 165-172]

4. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 510-164]

5. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 279-280]

6. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 90-94]

7. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 155-164]

8. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 60-69]

9. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 228-239]

Особое внимание обратить на:

– признаки и функции русского ударения;

– особенности постановки ударения в существительных;

– особенности постановки ударения в прилагательных;

– особенности постановки ударения в глаголах.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятиям «ударение», «логическое ударение»;

– назвать признаки и функции современного русского ударения;

– объяснить, что регулируют акцентологические нормы современного русского литературного языка,

– перечислить особенности постановки ударения в существительных, прилагательных, глаголах.

Тема 24. «Словообразовательные нормы современного русского языка»

Цель: изучить особенности словообразования разных частей речи в современном русском языке.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятие «словообразовательные нормы» современного русского языка;

· способы образования новых слов разных частей речи;

· о трудных случаях образования слов;

̶ уметь:

· определять способ образования слова;

· формулировать тип ошибки при образовании слова;

̶ обладать:

· знаниями по данной теме.

При изучении темы 24 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 18-29]

2. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 293-307]

3. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 99-104]

4. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 113-120]

5. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 59-60]

Особое внимание обратить на:

– способы образования слов разных частей речи;

– трудные случаи образования слов.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятию «словообразовательные нормы» современного русского языка;

– объяснить, что регулируют словообразовательные нормы современного русского литературного языка;

– назвать способы словообразования;

– описать трудные случаи.

Темы 25, 26. «Морфологические нормы существительного, прилагательного и числительного»

Цель: изучить особенности образования морфологической формы слова (существительного, прилагательного и числительного).

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятие «морфологические нормы» современного русского языка;

̶ уметь:

· образовывать и/или выбирать из возможных вариантов необходимую морфологическую форму существительного, прилагательного или числительного;

· определять род несклоняемых существительных, аббревиатур, сложных существительных;

· употреблятьстепени сравнения прилагательных;

· склонять числительные;

· находить грамматические ошибки в тексте;

̶ обладать:

· умением грамотно употреблять морфологическую форму существительного, прилагательного и числительного в зависимости от типа и стиля речи.

При изучении тем 25, 26 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 18-29]

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта, 2009. – 315 с. [с. 57-67; 219-227]

3. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 187-198]

4. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 324-329]

5. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 110-114]

6. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 164-258]

7. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 81-85]

8. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 244-251]

Особое внимание обратить на:

– специфику образования морфологических норм существительного;

– специфику образования морфологических норм прилагательного;

– специфику образования морфологических норм числительного.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– объяснить, что регулируют морфологические нормы современного русского литературного языка;

– как определить род несклоняемых имен существительных, аббревиатур;

– назвать особенности образования степени сравнения имен прилагательных и употребления их в речи;

– объяснить специфику употребления кратких и полных форм имен прилагательных;

– перечислить основные правила склонения порядковых и количественных имен числительных.

Тема 27. «Морфологические нормы глагола, причастия, деепричастия»

Цель: изучить особенности употребления в речи морфологической формы слова (глагола, причастия, деепричастия).

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· о трудных случаях образования морфологической формы глагола, причастия, деепричастия;

̶ уметь:

· образовывать и/или выбирать из возможных вариантов нормативную морфологическую форму глагола, причастия или деепричастия;

· находить грамматические ошибки в тексте;

̶ обладать:

· умением грамотно употреблять морфологическую форму глагола, причастия и деепричастия, необходимую в зависимости от стиля и формы речи.

При изучении темы 27 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 5-56]

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта, 2009. – 315 с. [с. 273-275; с. 292-295; с. 306]

3. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. [с. 198-204]

4. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 324-329]

5. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 110-114]

6. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 243-258]

7. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 81-85]

8. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 244-251]

Особое внимание обратить на:

– специфику образования морфологических норм глагола;

– специфику образования морфологических норм причастия;

– специфику образования морфологических норм деепричастия.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– перечислить особенности употребления глаголов в речи;

– перечислить особенности образования морфологической формы причастия (действительного и страдательного);

– перечислить особенности образования морфологической формы деепричастия.

Темы 28, 29. «Синтаксические нормы современного русского языка»

Цель: изучить особенности построения словосочетания и предложения в современном русском языке.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятие «синтаксические нормы» современного русского литературного языка;

· о трудных случаях согласования, управления и примыкания;

· о специфике порядка слов в предложении;

̶ уметь:

· находить и классифицировать синтаксические ошибки в предложении;

̶ обладать:

· умением грамотного построения слов в предложении.

При изучении тем 28, 29 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 46-56]

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта, 2009. – 315 с. [с. 68-75; 228-235; 279-285; 306]

3. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. О.Я. Гойхмана. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 240 с. [с. 216-237]

4. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 330-338]

5. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 110-123]

6. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 259-320]

7. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 86-90]

8. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 251-257]

Особое внимание обратить на:

– типы связи слов в словосочетании (согласование, управление, примыкание);

– особенности согласования подлежащего со сказуемым;

– согласование определения с определяемым словом;

– порядок слов в предложении.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятию «синтаксические нормы» современного русского литературного языка;

– охарактеризовать трудные случаи согласования, управления и примыкания;

– объяснить специфику порядка слов в предложении.

Тема 30. «Лексические нормы современного русского языка»

Цель: изучить специфику лексической сочетаемости слов и особенности словоупотребления в современном русском литературном языке.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· понятия «лексические нормы», «валентность слова»;

̶ уметь:

· находить и классифицировать лексические ошибки в предложении и тексте;

̶ обладать:

· навыком лексической сочетаемости слов в устной и письменной речи.

При изучении темы 30 необходимо изучить учебный материал по:

1. Барышникова, Е.Н. Речевая культура молодого человека: учеб. пособие / Е.Н. Барышникова, Е.В. Клепач, Н.А. Красс. – М.: Флинта, 2006. – 224 с. [с. 30-45]

2. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник-практикум. / Н.С. Водина, А.Ю. Иванова, В.С. Клюев и др. – М.: Флинта, 2009. – 315 с. [с. 17-56; 173-218; 288-291]

3. Русский язык и культура речи: учебник / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 413 с. [с. 293-323]

4. Русский язык и культура речи: практикум по курсу / Под ред. проф. В.И. Максимова. – М.: Гардарики, 2007. – 312 с. [с. 99-109]

5. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 33-112]

6. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 69-81]

7. Штрекер, Н.Ю. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Н.Ю. Штрекер. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. – 383 с. [с. 239-244]

Особое внимание обратить на:

– лексическое значение слова;

– специфику лексической сочетаемости слов в современном русском языке;

– основные лексические группы современного русского языка.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– дать определение понятию «лексические нормы» современного русского языка;

– представить типологию лексических ошибок;

– объяснить особенности лексической сочетаемости в современном русском языке.

Тема 31. «Лингвистические словари русского языка»

Цель: изучить специфику лексической сочетаемости слов и особенности словоупотребления в современном русском литературном языке.

Изучив данную тему, студент должен:

̶ знать:

· типологию словарей русского языка;

̶ уметь:

· выбирать тип словаря согласно цели;

· находить нужную информацию в словарях;

̶ обладать:

· знаниями по лексикографии русского языка.

При изучении темы 31 необходимо изучить учебный материал по:

1. Введенская, Л.А. Русский язык и культура речи: учеб. пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.П. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2009. – 539 с. [с. 517-528]

2. Русский язык и культура речи: учебник для вузов / А.И. Дунев, М.Я. Дымарский, А.Ю. Кожевников и др. / Под ред. В.Д. Черняк. – М.: Высшая школа, 2007. – 504 с. [с. 21-32]

3. Федосюк, М.Ю. Русский язык для студентов-нефилологов / М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 251 с. [с. 52-97]

Особое внимание обратить на:

– типологию словарей русского языка;

– специфику размещения информации в словарях русского языка.

Для самоконтроля по теме необходимо ответить на следующие вопросы:

– перечислить типы словарей;

– охарактеризовать лингвистические словари русского языка.

Советы по подготовке к зачету:

При подготовке к зачету особое внимание следует обратить на следующие моменты:

1. Изучить самостоятельно темы:

· Разговорный стиль.

· Художественный стиль.

· Оратор и его аудитория. Речевой этикет в публичном выступлении (эстетика и этика публичного выступления).

· Полемика и дискуссия как жанры деловой риторики.

· Язык и речь. Функции языка. Устная и письменная разновидности литературного языка.

· Словообразовательные нормы современного русского языка.

· Лингвистические словари русского языка. Типы словарей. Нормативные и ненормативные словари.

2. Проработать дополнительные источники, указанные в списке литературы.

3. Уметь теоретические положения по теме подтверждать примерами.

Опыт приема зачета выявил, что наибольшие трудности при проведении зачета возникают по следующим разделам:

1. Основы культуры речи:

· Орфоэпические нормы современного русского литературного языка (произношение [ЧН] в исконно-русской лексике; произношение заимствованной лексики).

· Акцентологические нормы современного русского литературного языка (ударение в кратких формах прилагательного, ударение в прошедшем времени глагола).

· Морфологические нормы имени существительного (определение рода несклоняемых существительных, определение рода у аббревиатур, склонение числительных, спряжение глагола).

· Синтаксические нормы современного русского литературного языка (особенности управления в словосочетании, употребление причастного, деепричастного оборотов).

2. Основы риторики:

· Композиция публичной речи.

· Аргументация публичного выступления

· Способы аргументации (последовательный, параллельный, ступенчатый, исторический, концентрический).

3. Деловой русский язык:

· Жанровая структура деловых писем.

· Язык и стиль деловых писем и распорядительных документов.

Для того чтобы избежать трудностей при ответах по вышеназванным разделам, рекомендуем обращаться к академическим изданиям научной, учебно-методической литературы. Если студенты используют теоретический материал, который взят не из учебников, указанных в списке основной или дополнительной литературы, то необходимо ссылаться на источник получения информации, а также указывать все выходные данные используемого источника. Помимо подготовки по теоретическим вопросам, нужно выполнять практические задания и упражнения, тесты, отвечать на контрольные вопросы.

Раздел IV. Материалы по контролю знаний

1. Упражнения для самостоятельной работы

Дидактическая единица 1. Стилистика

Упражнение 1. Прочитайте тексты. Назовите специфичные стилевые черты каждого текста, особые стилевые признаки на лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка. Определите функциональный стиль.

1. Критики не вызвавшего восторга и у меня телесериала «Школа» в основном обращали внимание на нравы и стиль поведения героев этой саги о «потерянном поколении». Меня же поразило другое: ущербно-примитивный язык школьников и то, как в сериале показаны уроки, то есть собственно процесс учебы – вялое или буйное переругивание учеников и учителей, хамское по форме и в основном «половое» по содержанию. Если это правда, то пора отнести букет скромных цветов на могилу нашего среднего образования. «Пипец», как выражаются сегодня школьники и говорящие примерно на таком же языке многие взрослые – в первую очередь так называемые звезды.

Есть такой психологический феномен, который я называю воронкой пошлости и невежества. Если в компании ведущих умную беседу интеллектуалов случайно окажется пошляк и невежда, он просто не сможет поддержать разговор и будет молчать. Но если в среду пошляков и невежд, рассказывающих скабрезные анекдоты, попадет интеллигент или интеллектуал, минут через десять-пятнадцать он, будто потеряв свою идентичность, присоединится к рассказчикам и словом, и реакцией. Движения вверх не происходит. Падение вниз – почти всегда.

Образование – да и воспитание – это медленное и постоянное движение вверх по спирали знаний и моральных ценностей и запретов. Падение вниз, соскальзывание в воронку пошлости и невежества, происходит стремительно и с любой высоты. Вот почему деградация средней школы есть необходимое и достаточное условие всех прочих деградаций – национальной деградации в целом.

В том, что мы прочно и верно стоим на этом пути, сомнения, увы, нет. И сериал «Школа» – лишь одно из многих тому подтверждений (Виталий Третьяков, декан Высшей школы телевидения МГУ).

2. В некоторых случаях на чертеже вместо полного вида можно применить его часть. Это упрощает построение изображения предмета.

Изображение отдельного, ограниченного места поверхности предмета называется местным видом. Его применяют в том, случае, когда требуется показать форму и размеры отдельных элементов детали (фланца, шпоночной канавки и пр.).

Местный вид может быть ограничен линией обрыва, осью симметрии и пр. Он может быть отмечен на чертеже и надписью. Располагают местный вид на свободном поле чертежа или в проекционной связи с другими изображениями.

Применение местного вида помогает уменьшить объем графической работы, сэкономить место на поле чертежа.

3. Потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:

· потребовать замены на товар этой же марки (этой же модели и (или) артикула);

· потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

· потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

· отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.

При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.

4. Мики следовал за своим другом, пока вода не дошла ему до шеи. Тогда он остановился. Огонь был уже совсем близко и мчался к озеру со стремительностью скаковой лошади. Из-за вершин еще целых деревьев на озеро обрушилось черное облако дыма и пепла. Через несколько минут все было поглощено непроницаемым жарким мраком, в глубинах которого начали раздаваться дикие, пронзительные звуки: лосенок отчаянно звал мать, а она отвечала ему испуганным мычанием, тоскливо выл волк, в ужасе тявкала лисица, и, заглушая все остальные голоса, исступленно кричали две гагары, чье гнездо исчезло в огне.

К этому времени озеро уже было опоясано огнем со всех сторон. Языки пламени взвивались высоко в воздух над смолистыми вершинами. От рева огня можно было оглохнуть, и все остальные звуки тонули в нем.
Огонь унесся дальше так же быстро, как налетел, и его оглушительный рев вновь превратился в отдаленный рокочущий гул, но от зеленых деревьев по берегам озера остались только черные, обугленные скелеты.
Уцелевшие звери медленно подплывали к черным, дымящимся берегам. Из тех, кто искал спасения в озере, выжило не больше половины. Многие погибли, и в том числе все дикобразы, никуда не годные пловцы.
Возле берега жар по-прежнему был нестерпимым, и тлеющие угли не угасали еще очень долго.

5. А. Дай Бабеля почитать, дай?

Б. Возьми, вот. А ты знаешь, где он?

А. Не знаю.

Б. Ну и не найдешь значит, я сама найду.

А Ладно.

Б. Там бесподобно просто, ты знаешь, таким язычком написа­но, я ни разу ни у одного писателя не встречала такого язы­ка: "У приказчиков сапоги скрипели, как ново… как рожде­ственские поросята в мешке", можно такое сравнить! Да, "лицо стало зеленым, как зеленая трава". Представляешь! Знаешь, такие сочные вроде бы.

А. Вот-вот, у меня тоже, зеленым стало, когда она мне копьем в глаз. Веселая такая женщина. Да, знаешь, кайф такой, си­жу в этой несчастной штуке, которая кабинетом называет­ся, да, там лежит большая-большая банка, да еще вторая, да.

Б. С глазами.

А. Нет, не с глазами, если бы. В одной налита какая-то жид­кость, написано "Яд" и написано "Копья чистые", вторая банка – "Копья использованные", хорошо. В яде их что ли значит содержат? Я не знаю. Наверное, спирт метиловый, может быть. Все одно и то же. Зависит только от степени очищения. Ой, господи боже мой, завтра туда же. Ба!

Б. Сделают тебе операцию на глазик – будешь ты косым.

А. Прямо по анекдоту "Здрасьте, девочки"?

Б. Да.

6. Из переписки:

А. Превед-)

Б. Прет

А. Как дела.

Б. норм.

А. Чво делаешь?

Б. ниче.

А. пшли гулять?

Б. Ок.-)

А. А ты чво?

Б. в комп рубаюсь, весело

А. Ой, ща предки прийдут

Б. Ха-))), лан бай

А. Пока.

 

Дидактическая единица 2. Риторика

Упражнение 2. Определите способ связи предложений в текстах.

1. Собаки бывают разными, как и люди. Есть собаки нищие, побирушки. Есть свободные и угрюмые бродяги. Есть глупо-восторженные брехуны. Арктур не был похож ни на одну из них.

2. Вокруг города по низким пологим холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговины и глухие озера с огромными старыми соснами по берегам. Сосны все время тихонько шумели.

3. Невский проспект стал доступнее, проще веселее. Трамваи звенят резче, извозчики грохочут громче, женщины улыбаются шире, газетчики кричат звонче.

4. Есть тысячи причин, по которым человек живет или стремится жить в городе. Но, окружая себя камнем и бетоном, асфальтируя улицы, люди все же оставляют участки живой земли, чтобы посадить и вырастить на них деревья. Деревья увлажняют и очищают воздух в городе, обогащают его кислородом, защищают человека от солнечной радиации, ветров, городского шума.

5. Арктур слышал тончайшие звуки, каких мы не услышим. Он просыпался по ночам, раскрывал глаза, поднимал уши и слушал. Он слышал все шорохи за многие вёрсты вокруг. Он слышал пение комаров и зудение в осином гнезде на чердаке. Он слышал, как шуршит в саду мышь и тихо ходит кот по крыше сарая.

6. На гладкой морской поверхности, среди солнечных разводьев, внимание привлекает предмет, похожий на обычную корягу. Предмет сближается с судном, мы едва не «наезжаем» на него… То, что мы вначале приняли за корягу, оказалось морским львом. Прелюбопытнейший случай!

Упражнение 3. Определите способ изложения материала в тексте. Обоснуйте свой ответ.

1. Известный ученый Лев Николаевич Гумилев привел серию интересных примеров. Так, древний афинянин, побывав в Ольвии, с негодованием рассказывал, что скифы не имеют домов, а во время праздников напиваются до бесчувствия. Скифы же, наблюдая вакханалии греков, чувствовали такое омерзение, что, однажды увидев своего царя, гостившего в Ольвии, в венке в составе процессии ликующих эллинов, убили его. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многоженства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Нормы отношений, принятые у одного народа, удивляют, а иногда и шокируют представителей другого народа. Гумилев объясняет это существованием национального стереотипа поведения.

1. Индуктивный.

2. Дедуктивный.

Упражнение 4. Определите способ изложения материала в текстах.

1. Третьяковская галерея названа по имени ее основателя Павла Третьякова. Третьяков был выдающимся деятелем русской культуры. Купец по происхождению, богатый фабрикант, имевший несколько текстильных фабрик, Третьяков был всесторонне образованным человеком. Много лет он покупал лучшие творения русских художников. Третьяков не только собирал картины, но и поддерживал художников, помогал им материально.

2. Учение древнегреческого философа Пифагора и его последователей о том, что Земля – шар, не было полностью забыто. Средневековые ученые представляли, что Земля круглая, неподвижная и находится в центре Вселенной. Но некоторые из них оспаривали шарообразность Земли, утверждая, что люди, живущие на противоположной стоне земного шара, должны были бы ходить «вниз головой», а деревья расти «вверх корнями», Подобно древнегреческому философу Фалесу, они представляли себе Землю в виде диска, покрытого небом, как колпаком, а по небу совершают свой путь Солнце, Луна и пять известных тогда планет. Центром, или «пупом», Земли считали город Иерусалим. Но все же позже трактовку древних греков о том, что Земля имеет форму шара, пришлось признать истинной.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 741; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.14 сек.