КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
При изучении темы 10 необходимо 3 страница1. Концентрический. 2. Ступенчатый (стадиальный). Упражнение 5. Определите способ изложения материала в текстах. 1. Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Примерно 4 тыс. лет тому назад произошло выделение балтославянских индоевропейских племен. Они заселили Центральную и Восточную Европу. Приблизительно в 5 веке до н.э. эти племена разделились на балтов и славян. Славянские племена освоили территорию от среднего течения реки Днепр до реки Одер и от северного склона Карпатских гор до реки Припядь. Восточные славяне заселили в 6-8 веках обширную территорию Восточной Европы, где проживало 12 восточнославянских племенных союзов. 2. У книгопечатника Д. Дантона был счастливый, но очень, короткий брак: молодая жена его рано скончалась. Спустя всего полгода он вновь женился. В истории своей жизни Дантон оправдывал столь скорое утешение тем, что вторая жена была всего лишь повторением первой: «Я поменял только лицо, женские же добродетели в моем домашнем круге остались те же. Моя вторая жена – не что иное, как первая, но лишь в новом издании, исправленном и расширенном, и я бы сказал: заново переплетенном». 1. Аналогический. 2. Исторический. Упражнение 6. Определите способ изложения материала в текстах. 1. Хороших актрис у нас много, а Нонна Мордюкова одна. В народном сознании все равно она проходит первым номером. Потому что она сама – из народа, талантливое и яркое воплощение его подлинной, а не выдуманной судьбы. Она никогда не играла в сладких соцреалистических утопиях про невиданное кубанское изобилие и про ждущий нас всех светлый путь. Наоборот, она и на экране жила той трудной, горькой жизнью, которой жил простой народ. Ее учителя, Сергей Герасимов и Тамара Макарова, предрекали ей в юности роли Анны Карениной, Наташи Ростовой, Антигоны. Но героиням Нонны Мордюковой не давилось плясать на балах, пить вино из тонких фужеров, носить развевающиеся хитоны. Они одевались по большей части в подбитые ветром ватники, платки, закрывающие лицо до самих бровей, да прохудившиеся кирзачи. У нее и фильмы называются неброско, но характерно: «Чужая родня», «Отчий дом», «Председатель», «Простая история», «Русское поле», «Журавушка»… 2. Наши разговоры о нравственности часто носят слишком общий характер. А нравственность состоит из конкретных вещей – из определенных чувств, свойств, понятий. Одно из таких чувств – чувство милосердия. Термин для большинства старомодный, непопулярный сегодня и даже как будто отторгнутый нашей жизнью. Это нечто свойственное лишь прежним временам. Характерным же явлением современности является вандализм, порождающий неприязнь к искусству и ненависть к культуре, вызванный сегодняшним неустройством жизни. И это не новое явление. Это происходит в социуме уже давно. 3. В конце XIII века на Руси возобновилось каменное строительство. В XIV веке одним из центров каменного строительства становится Новгород. Крупное строительство велось в Новгороде и в первой половине XV века. Своеобразием отличалось зодчество Пскова, обособившегося от Новгорода в середине XIV века. Во второй четверти XIV века начинается каменное строительство в Москве. При Иване Калите в Московском Кремле строятся четыре каменных храма: Успенский и Архангельский соборы, церкви Ивана Лествичника и Спаса на Бору. В 1367 году возвели белокаменный Кремль. Вершиной русского зодчества считается возведенный в 1555-1560 годах Покровский собор (собор Василия Блаженного). Так величественно изменяется облик Руси в XIV – XVI веках. 4. Для эпохи средневековья очень важными были понятия «образец», которому следовало подражать, и «авторитет», который нельзя было оспорить. В каждой области знания были авторитеты - мудрецы, в чьих книгах содержалась истина. В диалектике безусловным авторитетом был Аристотель. В поэзии образцовым» считался стиль Вергилия и Горация, в прозе – Цицерона. На уроках грамматики и риторики разбирались «образцовые» тексты римских поэтов и ораторов. Школьники сочиняли подражания, заучивали отрывки из стихов и прозы римских писателей. Но самым главным «учебником», который следовало знать наизусть и уметь толковать, была Библия. Образованным человеком считался тот, кто знал мнение авторитетов по любому поводу. Поэтому образование в Средние века заключалось в заучивании цитат из авторитетных источников и предполагало прежде всего хорошую память и усидчивость. 5. Между Марсом и Землей много общего: это две расположенные рядом планеты Солнечной системы, на обеих есть вода и атмосфера, не очень существенно различается температура на их поверхности и т.д. На Земле имеется жизнь. Поскольку Марс очень похож на Землю с точки зрения условий, необходимых для существования живого, значит, и на Марсе, по всей вероятности, есть жизнь. Упражнение 7. Используя следующий фрагмент из речи Д.И. Менделеева, приведите примеры метафоры, олицетворения, антитезы, риторического вопроса, инверсии, эллипсиса, словесного повтора, синонимического повтора, синтаксического параллелизма. И если этот фонарь знания внесете в Россию, то вы сделаете в самом деле то, что от вас ожидает Россия, ибо от чего же зависит ее благосостояние? От чего зависит богатство или бедность ее народа и ее международная свобода? Ведь только независимость экономическая есть независимость действительная, всякая прочая есть фиктивная. Упражнение 8. Разграничьте гиперболу (преувеличение) и литоту (преуменьшение). Уведи меня в ночь, где течет Енисей и сосна до звезды достает (О. Мандельштам). Ваш шпиц, прелестная шпиц, не более наперстка (А. Грибоедов). Мужичок с ноготок (Н. Некрасов). Переход в стоярусных огнях (А. Луговской). Упражнение 9. Разграничьте метафору (перенос наименования по сходству) и метонимию (перенос наименования по смежности). В лесу раздавался топор дровосека (Н. Некрасов). И золотеющая осень листвою плачет на песок (С. Есенин). Налетели на мертвого жирные карандаши (О. Мандельштам). Я вернулся в мой город, знакомый до слез, до прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей рыбий жир ленинградских ночных фонарей. Узнавай же скорее декабрьский денек, где к зловещему дегтю подмешан желток (О. Мандельштам). Я три тарелки съел (И. Крылов). Упражнение 10. Выделите синтаксические фигуры (эллипсис, парцелляцию, инверсию, обращение, риторическое восклицание и др.) в следующих стихотворениях. Идешь, на меня похожий, Глаза устремляя вниз. Я их опускала – тоже! Прохожий, остановись!
Прочти – слепоты куриной И маков набрав букет, Что звали меня Мариной И сколько мне был лет. (М. Цветаева)
Назавтра бой. Поспешен бег минут. Все спят. Все спит. И пусть. Я – верный – тут. До завтра сном беспечно усладитесь. Но чу! Во тьме – чуть слышные шаги. Их тысячи. Все ближе. А! Враги! Товарищи! Товарищи! Проснитесь! (К. Бальмонт)
Сей поцелуй без звука: Губ столбняк. Так государыне руку, Мертвым – так...
Мчащийся простолюдин Локтем – в бок. Преувеличенно нуден Взвыл гудок. (М. Цветаева) Упражнение 11. Выделите тропы (метафору, метонимию, гиперболу, эпитет и др.) и фигуры (оксюморон, инверсию, эпифору и др.) в следующих стихотворениях. Она прошла и опьянила Томящим запахом духов. И быстрым взором оттенила Возможность невозможных снов.
Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Мои стихи – как дым алтарный! Как вызов яростный – мой крик! (В. Брюсов)
Пока огнями смеется бал. Душа не уснет в покое. Но имя Бог мне другое дал: Морское оно, морское!
В круженье вальса, под нежный вздох Забыть не могу тоски я. Мечты иные мне подал Бог: Морские они, морские!
Поет огнями манящий зал, Поет и зовет, сверкая. Но душу Бог мне иную дал: Морская она, морская! (М. Цветаева)
Дидактическая единица 3. Деловой русский язык Упражнение 12. Выделите языковые модели, выражающие коммуникативные цели приведенного ниже делового послания. Определите его тип. Охарактеризуйте текст письма с точки зрения аспектов содержания (одноаспектное / многоаспектное). Уважаемые господа! Благодарим за Ваше письмо от… 2010 г. и сообщаем, что мы принимаем Ваше предложение. Нас устраивают предлагаемые Вами условия исполнения заказа, за исключением сроков исполнения. Мы хотели бы обсудить этот вопрос с Вашим представителем. В случае Вашего согласия просим сообщить обратной почтой о возможности приезда к нам Вашего представителя. С уважением (подпись) Упражнение 13. Определите тип приведенных ниже деловых писем (извещение, подтверждение, напоминание, просьба, ответ, сопроводительное письмо). Ответ обоснуйте. 1. На Ваш запрос сообщаем, что все компоненты автобусных воздушных кондиционеров и транспортных морозильных устройств имеют подтверждение стандарту 130 9001. 2. Просим Вас сообщить, когда и на каких условиях Вы можете поставить нам 200 комбайнов марки В-45. 3. С сожалением сообщаем, что кадровая ситуация в нашем университете не позволяет положительно откликнуться на Ваше предложение о работе у нас. 4. В ответ на Ваш запрос сообщаем, что ООО «Кольмекс» осуществляет поставки в Россию концентрата циркониевого порошкообразного (КЦП) производства Вольногорского ГГМК. Поставки осуществляются в г. Ростове н/Д. партиями по 10–15 т. автомобильным транспортом. 5. Подтверждаем получение Ваших предложений, изложенных в письме № 01-05.326 от 15.03.2004. 6. Напоминаем Вам, что в соответствии с договором 24-16 от 16.03.2011 Вы должны завершить разработку проекта до 16.11.2011. Просим Вас сообщить о состоянии работы. 7. Высылаем запрошенные Вами сертификаты качества поставленных ранее кондиционеров. Получение просим подтвердить. Упражнение 14. Определите коммуникативные функции данных языковых моделей. Закончите фразы деловых писем. 1. На основании договора о намерениях… 2. В ответ на Вашу просьбу… 3. Считаем необходимым еще раз напомнить Вам… 4. Ставим Вас в известность о… 5. Ваше предложение отклонено… 6. Мы можем предложить Вам… 7. Мы будем весьма признательны Вам за участие в… 8. Убедительно просим Вас… Упражнение 15. Составьте информационное письмо о том, что 00.00.2011 г. в 15.00 в кабинете 202 управления кадров (ул. Кирова, 84-а, 2-й этаж) состоится очередной Совет полномочных представителей молодежи ОАО «ММК». Попросите обеспечить явку полномочного представителя молодежи от Вашего подразделения. Напишите повестку дня. Упражнение 16. Составьте письмо-извещение Новосибирского ЗАО «Экосан» Кемеровскому ЗАО «Партнер» о причинах задержки поставок машин и оборудования. Упражнение 17. Напишите письма-подтверждения: 1) о получении факса; 2) о действительности итогов предварительных переговоров о поставке цемента. Упражнение 18. Составьте письмо-напоминание о том, что в связи с увеличением производственной мощности арендного предприятия «Электрон» имеется возможность дополнительно изготовить и поставить кирпича на сумму до … рублей сверх ранее утвержденной поставки продукции. Попросите в 10-дневный срок подтвердить согласие. Упражнение 19. Проанализируйте образец заявления и его реквизиты. Напишите заявления: а) с просьбой перевести вас на другой факультет; б) с просьбой разрешить вам академический отпуск; в) с просьбой принять вас на работу. Обоснуйте вашу просьбу, используя нужные союзы или предлоги: для, в связи, из-за, в целях, с целью, по причине, вследствие того что, ввиду того что.
заявление. Прошу освободить меня от занятий с 1 по 10 апреля 0000 г. для поездки домой по семейным обстоятельствам. Прилагаю письмо с сообщением о болезни моего отца. 25.03.0000 Зотов И.Д. Упражнение 20. Прочитайте. Найдите нарушения административного речевого этикета и другие ошибки.
Заявление Не откажите мне в любезности и представьте, если это Вас не затруднит, отпуск с 15.06.0000 по 15.07.0000. 12.05.0000 Васильев О.Л. Упражнение 21. Напишите автобиографию как служебный документ. Какие языковые средства вы будете использовать для ее написания? Упражнение 22. Познакомьтесь с текстом доверенности, внесите необходимую правку. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов доверенность на получение денежного перевода. Доверенность Я, Смирнов Игорь Александрович (паспорт V-АИ № 546034, выдан Кировским ОВД г. Свердловска 10 ноября 1977 г.), доверяю получить мою зарплату за декабрь месяц моей жене Смирновой Нине Сергеевне (паспорт Х-АИ № 809764, выдан 3 о/м г. Москвы 30 июля 1980 г.). 20 декабря 0000 г. Смирнов И.А. Упражнение 23. Прочитайте документ. Какие из необходимых реквизитов пропущены автором? Проанализируйте текст с точки зрения его соответствия нормам литературного языка, при необходимости отредактируйте. Напишите с соблюдением всех необходимых реквизитов расписку в получении книг в кабинете информатики.
Расписка Мною получено для проведения практических занятий Упражнение 24. Ознакомьтесь с правилами составления резюме и образцом типового резюме, составьте свой вариант резюме.
Дидактическая единица 4. Культура речи
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 2326; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |