КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Методические указания. Силового и мощностного балансов
Силового и мощностного балансов Графический метод решения уравнений Двигателя КамАЗ-740 Результаты расчета внешней скоростной характеристики Определение коэффициентов a,b,c. Исходные данные Пример выполнения В данном примере за объект расчета принимается двигатель КамАЗ-740: максимальная мощность двигателя, Nemax =154,4 кВт; максимальный крутящий момент двигателя, Mkmax =637,4 Нм; частота вращения при Nemax, nN=2600 1/ мин; частота вращения при Mkmax, nM=1600 1/ мин. 1.3.2 Определение MkN, kW, kM, MЗ. По приведенным выше формулам получим: MkN=9550Nemax/nN=9550 ∙154,4/ 2600=567,12 Нм; kM=Mkmax / MkN=637,4/ 567,12=1,124; kW=nN/nM=2600/ 1600=1,625; Mз=(kM-1)100=(1,124-1)∙100=12,4%. Данный двигатель имеет регулятор частоты вращения, поэтому коэффициенты определяем по формулам системы (1.5). Подставляя значения kW и Mз в (1.5), получаем 1,625∙(2-1,625) а=1-12,4/ 100∙ ___________ =0,807; (1,625-1) 2 1,625 b=2 ∙12,4/100 ___________=1,032; (1,625-1) 2
c=12,4/ 100∙(1,625/ (1,625-1)) 2=0,84.
Выполняем проверку правильности нахождения коэффициентов аппроксимации а, b, с. Все коэффициенты положительны и а+b-с= 0,807+1,032-0,84=1.
Зная коэффициенты, можно рассчитать значения Ne и Mk при различных значениях n. Результаты расчета приведены в табл.1.1.
Таблица 1.1
По данным табл.1.1. построена внешняя скоростная характеристика двигателя, показанная на рис.1.2.
Уравнение силового баланса автомобиля записывается в виде Pт =Pк+Pп+Pв+Pи, (1.6) где Pт - полная тяговая сила; Pк - суммарная сила сопротивления качению колес автомобиля; Pп - сила сопротивления подъёму; Pв - сила сопротивления воздуха; Pи - сила сопротивления разгону. Если умножить обе части уравнения (1.6) на V/ 1000, то каждый член полученного равенства представляет собой мощность Nт =(Nк +Nп +Nв +Nи)r д / r к, (1.7) где Nт - тяговая мощность; Nк=РкV/1000 - мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления качению колес автомобиля (кВт); Nп=РпV/1000 - мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления подьему; Nв=РвV/1000 - мощность, затрачиваемая на преодоление сопротивления воздуха; Nи - мощность, затрачиваемая на разгон автомобиля. С помощью уравнений силового и мощностного балансов можно определить все оценочные показатели тягово-скоростных свойств автомобиля.
Рис.1.3. График силового баланса Для конкретного автомобиля можно построить зависимость Pт =f(V) для каждой передачи, которая называется тяговой характеристикой, а затем на этом графике изобразить остальные составляющие уравнения силового баланса.
Тяговая сила, которая находится в левой части уравнения силового баланса, определяется по следующей формуле: Pт =Mк uтi k р hтi / r д, (1.8) где uтi -передаточное число трансмиссии на i – ой передаче; h тi – К.П.Д. трансмиссии на высшей передаче; rд – динамический радиус. uтi=uкiuгuдв, где uкi - передаточное число коробки передач на i-й передаче; uг - передаточное число главной передачи; uдв - передаточное отношение дополнительной коробки (раздаточной коробки) на высшей передаче. При расчете Pт по формуле (1.8) значения Mk берут из внешней скоростной характеристики двигателя, значения kр и hт для отечественных автомобилей принимают kр = 0,95, h т=0,9. Скорость определяют по формуле: V=0,105 n rк / uтi , (1.9) где n –число оборотов коленчатого вала соответствующее выбранному значению крутящего момента Mк. При описании и анализе процесса качения колеса используют параметры, которые называют радиусами колеса. Различают свободный радиус rс, статический радиус rст, динамический радиус rд, кинематический радиус (радиус качения) rк. Свободный радиус - половина диаметра наибольшего сечения беговой дорожки колеса, не нагруженного внешними силами, плоскостью, перпендикулярной оси вращения, при отсутствии контакта колеса с опорной поверхностью. Статический радиус - расстояние от центра неподвижного колеса, нагруженного только нормальной силой, до опорной поверхности. Этот размер чисто конструктивный и относится к новой шине, нагруженной до максимальной грузоподъемности, причем давление в шине должно соответствовать нагрузке. Динамический радиус - расстояние от центра катящегося колеса до опорной поверхности дороги. Кинематический радиус - отношение продольной составляющей поступательной скорости колеса Vк к его угловой скорости ωк; rк =Vк / ωк. Радиусы rст, rд, rк зависят от нагрузки на колесо, давления воздуха в шине. Чем больше нагрузка на колесо, тем меньше радиусы, и наоборот, чем больше внутреннее давление в шине, тем больше радиусы. Обычно в расчетах принимают rд =rст, а rк =rкв. rкв - радиус качения в ведомом режиме (при Mт=0). Для большинства шин rкв =(1,03...1,06)rд, меньшие значения относят к грузовым автомобилям с диагональными шинами, большие - к легковым с радиальными шинами. Значения rст стандартизированы и приведены в ГОСТ на шины: ГОСТ 4754-80 - шины легковых автомобилей, с.170; ГОСТ 5513-75 - шины грузовых автомобилей, прицепов, автобусов, с.173; ГОСТ 8430-76 шины автомобилей большой грузоподъемности, с.174; ГОСТ 13248-78 шины с регулируемым давлением, с.175. Приближенно rст можно определить по формуле: rст =0,5d+ Δ λсм B, мм, (1.10) где d - посадочный диаметр обода колеса, мм; Δ=H/B - отношение высоты профиля шины к его ширине; λсм - коэффициент, учитывающий смятие шины под нагрузкой. Значения H/B и λсм для различных шин следующие: шины грузовых автомобилей и шины с регулируемым давлением (кроме широкопрофильных) H/B=1; λсм = 0,85...0,9; широкопрофильные - H/B=0,7; λсм = 0,85. шины легковых автомобилей: диагональные с дюймовым обозначением H/B=0,95; λсм =0,85..0,9; со смешанным обозначением - H/B=0,8...0,85; λсм =0,8...0,85 радиальные - H/B=0,7; λсм =0,8...0,85. У радиальных шин чаще всего H/B входит в обозначение шины, например: у шины 205/ 70R14, 70 - величина H/B в %. Посадочный диаметр d для радиальных шин приводится в дюймах после символа R, например R14. Значения d и B входят в обозначение шин. Например, у шины 155-330(6,15-13) B=155 мм; d=330 мм. В скобках даны размеры в дюймах. Примеры расчета радиусов колес приведены в приложении. Сила сопротивления воздуха определяется по формуле: Рв=kвFV2, (1.11) где kв - коэффициент обтекаемости; F - лобовая площадь автомобиля. Значения kв принимают согласно рекомендациям [1,с. 42], для грузовых автомобилей kв=0,5…0,7, для легковых автомобилей kв= 0,25…0,35; лобовую площадь можно приближенно подсчитать по формулам: Fг =BHг - для грузовых автомобилей; Fл =0,8Bг Hг - для легковых автомобилей, где B - колея колес; Hг - габаритная высота; Bг - габаритная ширина автомобиля. Сила сопротивления качению определяется по формуле: Pк =fа Gа cos a =fa Ga= Ga(f0+kfV2), (1.12) где Ga - сила тяжести автомобиля; fa =f0 +kf V2 - коэффициент сопротивления качению; f0 – коэффициент сопротивления качению при скорости близкой к нолю; kf – коэффициент зависимости коэффициента сопротивления качению от скорости. Коэффициенты f 0 и kf определяют экспериментально. Если их величины неизвестны, то можно принять: Для легковых автомобилей супербаллон (Δ=0,95).............fа =0,018+ 3∙10-6 ∙V 2; низкопрофильные (Δ=0,88).........fа =0,017+ 2∙10-6 ∙V 2; радиальные с текстильным кордом (Δ=0,82)..........fа =0,016+ 2∙10-6 ∙V 2; радиальные с поясом из стального корда (Δ=0,82)....fа =0,0135+1,2∙10-6 ∙V 2; радиальные с поясом из стального корда (Δ=0,70 и ниже).. fа =0,0125+6∙10-7 ∙V 2 Для грузовых автомобилей fа=0,02+7∙10-6∙V2.
Сила сопротивления подъёму рассчитывается по формуле: Pп =Ga i, (1.13) где i - уклон дороги; i=tg a, a- угол наклона плоскости дороги к горизонтальной плоскости. В данной работе угол наклона плоскости дороги принимается a=0. Кривая Pк =f(V) с учетом fа =f(V) изображается как квадратичная парабола. Сила Pп не зависит от скости V и изображается прямой параллельной оси абсцисс. Зависимость Pи =f(V) может быть нанесена на график, если известна зависимость ускорения автомобиля от скорости движения. Силу инерции можно определить по формуле: Pи=ma δврi j, (1.14) где δврi - коэффициент учета вращающихся масс; j - ускорение автомобиля. Коэффициент учета вращающихся масс δвр показывает, во сколько раз сила, необходимая для разгона с заданным ускорением j поступательно движущихся и вращающихся масс автомобиля, больше силы, необходимой для разгона только его поступательно движущихся масс. Приближённая формула для расчета коэффициента учета вращающихся масс выглядит следующим образом: δвр =1+0,04uк2 +0,04. (1.15) Преобразуем уравнение (1.6) переносом силы Pв в левую часть Pт -Pв =Pк+Pп+Pи. (1.16) Разность Pт -Pв =Pсв - называется свободной тяговой силой. Pсв не зависит от дорожных условий и ускорений, а является функцией скорости V. Из уравнения (1.16) следует, что зависимость Pсв =f(V) определяется только конструктивными параметрами автомобиля. Тяговая характеристика неудобна для сравнения АТС различной массы. Поэтому переходят к относительной форме их выражения и используют безразмерную величину D - динамический фактор, который равен: D=Pсв / Gа =(Pт -Pв)/ Gа. Если разделить и правую часть уравнения (1.16) на Gа, то после преобразования получим D=fа +i+ δврi j/ g, где fа +i= ψ - коэффициент суммарного сопротивления дороги. D= ψ+ δврi j/ g. (1.17) Уравнение (1.17) представляет собой уравнение силового баланса в безразмерной форме. Зависимость D=f(V) называют динамической характеристикой автомобиля. По динамической характеристике можно судить о тягово-скоростных свойствах АТС, в частности: - Dmax на высшей передаче показывает диапазон возможных дорожных сопротивлений, когда автомобиль может двигаться, не переключаясь на пониженную передачу; Рис.1.4. Динамическая характеристика автомобиля.
- Dmax на низшей передаче определяет максимальные дорожные сопротивления, преодолеваемые автомобилем. Иногда для решения задач удобно пользоваться графиком мощностного баланса - графическим изображением зависимостей от скорости движения мощностей, входящих в уравнение мощностного баланса (1.7). Рис.1.5. График мощностного баланса.
При этом принимают отношение rд / rk =1 и Nт=Nе hт kр (1.18) На графике изображают Nт в зависимости от скорости V, на каждой передаче, а также все составляющие правой части уравнения (1.7). Значения Nе берутся из внешней скоростной характеристики двигателя. На примере случая, когда автомобиль движется с неполным использованием мощности, вводится понятие о запасе мощности Nз =Nе hт kр rк / rд - (Nк +Nп+Nв+Nи), т.е. разности между мощностью, соответствующей работе двигателя при полной подаче топлива (по внешней скоростной характеристике), и суммой мощностей сопротивления движению в данных условиях. При этом коэффициент использования мощности
100%. (1.19)
Запас мощности также характеризует возможность работы автомобиля при повышении сопротивления движению.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1506; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |