Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лингвокогнитивная природа сравнения




Теоретический подмодуль. Теория. Информационные кадры.

Кейс-модуль №15. Сравнения и способы их перевода

Шифр к тестам

Вопрос №6.

Вопрос №5.

Вопрос №4.

Вопрос №3.

Вопрос №2.

Вопрос №1.

Ответы на вопросы

Статистический подмодуль. Результирующие кадры (обратная связь)

A. Полный ответ. Верно.

B. Поверхностный ответ.

A. Правильный ответ.

B. Неполный ответ.

A. Полный ответ. Верно.

B. Поверхностный ответ.

A. Неполный ответ.

B. Обстоятельный ответ. Молодец!

A. Обстоятельный ответ. Верно.

B. Неполный ответ.

A. Полный ответ. Верно.

B. Поверхностный ответ.

 

1. B

2. C

3. C

4. A

5. B

6. D

 

Сравнение – сложный феномен, изучаемый в разных науках и с разных точек зрения. С логической точки зрения, сравнение – это установление сходства и различия предметов и явлений действительности. В логике сравниваемыми называют понятия, в содержании которых, несмотря на наличие различных признаков, имеются также и некоторые общие им признаки, на основании которых можно сравнивать данные понятия [Кондаков, 1971, 49]. Логическое сравнение представляет собой сопоставление, выражающее качество, в одинаковой степени свойственное и его субъекту, и его объекту.

Логическое сравнение проявляется только через язык, а структура языкового сравнения основывается на структуре логического и через него осуществляет свою компаративную семантику. В.М.Огольцев, рассматривая сравнение как логический прием, указывал, что «Сравнение является одним из важнейших приемов познания объективной действительности. К тому же, в ряду других логических приемов сравнение занимает особое место, так как для каждого из них оно оказывается первичным и неотъемлемым элементом. Ни анализ, ни синтез, ни абстрагирование и обобщение невозможны без сравнения» [Огольцев, 1978, 16]. Сравнение является не только логическим приемом познания, но и инструментом когниции, особого способа познавания действительности. Это сложный феномен, включающий в себя «не только составляющие человеческого духа (знание, сознание, разум, мышление, представление, творчество, разработка планов, размышление, логический вывод, решение проблем, соотнесение, фантазирование, мечты), но и такие процессы, как восприятие, мысленные образы, воспоминание, внимание и узнавание» [Маслова, 2005, 15].

Деятельность когниции понимается как совокупность всех процессов, осуществляемых компонентами познания в процессе жизнедеятельности человека [Утебалиева, 2006, 144].

Сравнение также представляет собой компонент когниции, так как процессы восприятия, формирования мысленных образов, узнавания осуществляются именно через действие сравнения. Именно сравнение способствует реализации процесса познания. Процесс познания всегда опирается на нечто уже познанное и ставит перед собой цель уяснить нечто еще не познанное. В сравнении имеются элементы, указывающие на действие познания, а именно: 1) элементы данные; 2) элементы искомые; 3) результат.

В ходе сопоставления двух предметов (заданного и искомого) обнаруживается общий признак (узнавание и восприятие), связывающий эти два предмета. А затем уже на основе общего признака сравниваются предметы. На этом этапе осуществляется конкретизация – подведение названий (понятий о предмете) под общую категорию близких понятий, обобщение их признаков. Связь логического приема сопоставления, деятельности когниции (восприятие, узнавание, категоризация, обобщение) с языком проявляется в том, что, во-первых, результаты речемыслительной деятельности оформляются в языке; во-вторых, нельзя говорить о сопоставлении предметов и явлений, так как человек практически не в состоянии сопоставлять их, поэтому их сущность для человека определяется только через восприятие, т.е. путем создания в сознании человека синтезированного представления о комплексе признаков данного предмета. В процессе сопоставления, следовательно, человек оперирует не самими объективно существующими предметами, а только представлениями о них. Сопоставление – это процесс человеческого мышления. А мышление оперирует понятиями, поэтому сопоставляются понятия о предметах. В связи с этим сравнение как категория логики, предполагает наличие трех элементов: а) понятие, которое требует пояснения (comparandum); б) понятие, которое служит для пояснения (comparatum); в) посредствующий, связывающий элемент, служащий «мостиком» между двумя понятиями… Это общее между вновь познаваемым и прежде познанным называется по латыни tertium comparationis, т.е. третье сравнение, третья величина при двух сравниваемых» [Потебня, 1976].

В лингвистике сравнение рассматривается как диалектическое единство, имеющее как содержание, так и форму. В определении сравнения, как лингвистического явления, отражается сущность его как сопоставления, т.е. содержания данного явления, так и сравнения, т.е. языковой формы этого явления. Сравнение, представляя собой единство формы и значения, тесно связано как с логикой, так и с языком. Поэтому в языковом сравнении имеется логическая структура, но форма ее – языковая. По мысли В.М.Огольцева, структура языкового сравнения выглядит следующим образом: «Образная компаративная структура включает в себя, прежде всего, компоненты, выражающие логические элементы сравнения; компонент, выражающий элемент А, иначе «тема»; компонент, выражающий элемент В, иначе «образ» (оба эти элемента обычно называют также членами сравнения»; компонент, выражающий третий элемент сравнения С, т.е. признак, положенный в основание сравнения («критерий сравнения», «основание сравнения», tertium comparationis). Необходимым элементом языковой компаративной структуры является также показатель сравнения m, указывающий в условиях образного сравнения на факт уподобления первого члена сравнения второму. Средства выражения элемента m чрезвычайно многообразны» [Огольцев, 1978, 34].

Языковое образное сравнение отличается от логического несколькими признаками, во-первых, в образном сравнении сопоставляется не предмет с предметом, а конкретный индивидуальный предмет с понятиям. И прежде всего именно это соотношение элементов обеспечивает образному сравнению функцию языкового выражения. «Мы уподобляем абстрактные понятия предметам чувственного мира, - говорит Ш.Балли, - ибо для нас это единственный способ познать их и ознакомить с ними других» [Балли, 1961, 221]. Во-вторых, члены образного сравнения, в противоположность членам сравнения логического, всегда являются элементами («предметами») разнородными. Именно на ту особенность логического соотношения компаративных элементов обычно указывают исследователи как на специфику «образного сравнения». «Образность сравнения, - как верно утверждает А.В. Кунин, - возникает благодаря тому, что в речи оно относится не к тому классу предметов, явлений и лиц, который обозначает его второй компонент, например, смелый как лев. Образность создается благодаря сравнению человека со львом, но если мы сравним, скажем, львицу со львом, то образность сравнения исчезает» [Кунин, 1969, 803].

В-третьих, в образном сравнении заданными элементами являются не члены сравнения и не члены сравнения с их общим признаком, а член А и его признак С. Искомым же элементом является понятие В – иного рода, но обладающее тем же признаком С. Творческий акт в образном сравнении как раз и заключается в нахождении, выборе такого понятия В.

В-четвертых, общий признак С сопоставляемых элементов А и В в образном сравнении не является логически существенным для элемента А, он выступает лишь как актуальный признак с точки зрения цели выражения. Для элемента же В общий признак С всегда является если не существенным, то явным, отличительным родовым или видовым признаком.

В-пятых, сопоставление элементов А и В в образном сравнении носит характер не сравнения собственно, при котором выясняется сходство или различие предметов или явлений, а характер уподобления элемента А элементу В.

Таким образом, сравнение имеет сложную онтологическую природу, познать которую можно на основе принципов и подходов разных наук: 1) логического (сопоставление, логическая структура); 2) когнитивного (участие в когнитивной деятельности в качестве инструмента чувственного восприятия, узнавания, концептуализации, и категоризации); 3) лингвистического (образная природа, проявляющаяся в своеобразии логической структуры, сравнении разнородных понятий, в наличии языкового показателя сравнения).

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 887; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.