КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема лекции №12. Качество воспроизведения печатного изображения. Количественная оценка
Параметры, формирующие качество оттиска, и факторы, на него влияющие При анализе качества печатной продукции, кроме единичных показателей качества, широко используется система оценки характера воспроизведения с учетом специфических признаков изображения. Эта система возникла на основе разделения оригиналов на три основные группы: оригиналы, выполненные в графической манере, полутоновые оригиналы и цветные оригиналы. Каждая из этих групп характеризуется отличительными признаками, которые определяют требования к процессам полиграфического воспроизведения. А это привело к возникновению понятий графической, градационной и цветовой точности воспроизведения изображений в печатном процессе. Графическое подобие воспроизведения. Главным изобразительным средством графики является однотонный рисунок, состоящий из линий, штрихов, отдельных пятен различной формы и размеров. Такие графические элементы содержит любая печатная форма. К этим элементам относятся также текст и микроштриховые растровые элементы. Кроме того, установленные в репродукционном процессе соотношения графических элементов формы могут определять не только графическую, но и градационную и цветовую характеристики изображения на оттиске. Таким образом, графическая структура печатной формы является основой любого репродуцируемого изображения. Вместе с тем она должна отвечать определенным требованиям, учитывающим специфику и возможности печатных процессов. Практика печатания свидетельствует, что даже при оптимизированных условиях могут по разным причинам возникать деталеметрические искажения. Как правило, полностью устранить графические искажения на оттисках практически невозможно, поэтому на их величину устанавливаются допуски. К одному из видов деталеметрических искажений на оттиске относится изменение положения изображения. Оно может произойти, например, вследствие неточной установки бокового и передних упоров в листовыравнивающей системе печатной машины, вследствие неточного захвата бумажного листа, неправильной обрезки его сторон и т. д. В офсетной печати накат краски на форму происходит в иных условиях. Пробельные элементы, практически находящиеся на одном уровне с печатающими элементами, в силу своей физико-химической природы препятствуют проникновению краски на их поверхность. Однако следует иметь в виду, что это противодействие они оказывают при обязательном периодическом нанесении на их поверхность увлажняющего раствора. А так как краска переходит с накатных валиков под давлением, то движущийся по печатающему элементу фронт красочного слоя частично вытесняет влагу с участков, прилегающих к его периметру, увеличивая таким образом площадь печатающего элемента. Некоторое увеличение размеров графических элементов в зоне контакта печатной формы с бумагой или офсетной пластиной может также происходить из-за выдавливания краски, но это увеличение ничтожно мало по сравнению с изменениями, происходящими при накате краски на печатную форму. В результате увеличения площади печатающих элементов происходит уменьшение промежутка между ними (рис. 13) и в отдельных случаях графические элементы могут смыкаться. Все это приводит не только к искажению графических элементов, но и изменению оптической характеристики оттиска и к снижению разрешающей способности печатного процесса. Рисунок 20- Растискивание на оттиске: 1-падающий Рисунок 21-Строение элементов для контроля луч белого света (сплошная линия); 2- отраженный растискивание луч белого света (сплошная линия); 3- отраженный луч (пунктирная линия); 4- бумага. Растискивание – это увеличение размера растровых точек на оттиске по сравнению с печатной формой. Оно включает в себя не только механическое, но и оптическое увеличение размера точек. Количественно растискивание измеряется в процентах. Причиной оптического растискивания является светопоглошение и рассеивание света в бумаге (рис. 20) и краске. Часть света проникает через незапечатанную поверхность бумаги, рассеивается под растровым элементом и, проходя через слой краски, окрашивается. Это вызывает ослабление отраженного света и создает мнимое увеличение растровых элементов. Денситометры автоматически вычисляют истинную относительную площадь растровых элементов на оттиске и ее прирост с учетом оптического растискивания (по формуле Мюррея—Дэвиса, принимающей во внимание светорассеивание). Важность такого измерения определяется тем, что человеческий глаз воспринимает не только механическое, но и мнимое (кажущееся) увеличение растровых элементов. Элементы для контроля растискивания могут иметь различную форму — полоски, квадраты, сложные фигуры в виде надписи или цифры, но идея построения у них одна и та же: микроэлементы, имеющие разную частоту, при одинаковой относительной площади и одинаковых условиях печати дают различный визуальный эффект растискивание. Все они построены следующим образом: в сетку с низкой линиатурой вкраплены фитуры, полученные из сетки с высокой линиатурой (рис. 21, а). Чем больше разница между линиатурами фона и фигуры, тем чувствительнее контрольный элемент. При этом на одном фоне может быть несколько высоколиниатурных фигур, различающихся только по относительной площади элементов. При одинаковых относительных площадях элементов сеток с низкой и высокой линиатурой и одинаковых условиях печати высоколиниатурная фигура имеет более высокую оптическую плотность и выделяется на светлом фоне низколиниатурной сетки. Вот на этой особенности и основываются контроль и оценка величины растискивания растровых элементов на описке при печатании. Такая же идея работает и в тех случаях, когда используют радиальную миру в роли контрольного элемента растискивания. Толщина линий миры, расположенных по радиусу от цснгра к краям, возрастает, что отражает непрерывное изменение частоты по мере удаления от центра. При увеличении величины растискивания залипание штрихов, начавшееся в центре, будет разрастаться (рис. 21, б). Растискивание можно оперативно контролировать, измеряя поля контрольной шкалы с 40- и 80-процентными растровыми точками (рис.21, в). Скольжение и дробление. Эффекты скольжения и дробления негативно влияют на качество печати. Они могут сильно изменять тонопередачу и цветовой тон изображения независимо от режима подачи краски. Элементы для контроля скольжения при печати имеют линейчатую структуру. Они могут быть в виде круга, составленного из концентрических окружностей. И так как любое скольжение - это создание второго идентичного изображения, то наложение двух периодических структур с линейным или угловым смешением приведет к появлению муара. При скольжении на контрольном элементе появляется многолучевая звездочка — форма муара периодической сетки из концентрических окружностей. И чем больше у звездочки лучей, тем сильнее скольжение. Аналогичная картина может быть вызвана и дроблением с тем лишь отличием, что при дроблении звездочка более контрастная, четкая и многолучевая, так как смешение между структурами больше. Теперь рассмотрим, что происходит при скольжении с прямой линией: если скольжение идет перпендикулярно линии, то она утолщается, а если Рисунок 22- Элементы контроля скольжения, построенные на основе линий совпадает с ее направлением, то с ней ничего не происходит. Этот эффект тоже используется при построении элементов для контроля скольжения при печатании оттисков. В линейчатом фоне располагают фигуры, составленные из таких же линий, только направленных перпендикулярно к линиям фона (рис. 22). Из-за высокой частоты расположения линий на фотоформе эти фигуры незаметны. Незаметны они и на оттиске при отсутствии скольжения, но минимальное скольжение приводит к изменению оптической плотности фона или фигуры, и они проявляются. Этот же эффект используется, если контрольным элементом является квадрат, который содержит линейчатые структуры с взаимно перпендикулярными линиями. На оттиске элемент воспринимается как квадрат, если скольжение отсутствует, и как два прямоугольных треугольника с общей гипотенузой и разной оптической плотностью, если в процессе печатания возникает скольжение. Минимальное скольжение и дробление могут иметь место при печати тиража, и допустимые уровни определяются требованиями к качеству печати. Оба параметра контролируются только визуально. Эти параметры зависят от множества факторов, но самыми значимыми среди них являются состояние машины, состояние и качество офсетного резинотканевого материала и взаимного расположения офсетного и печатного цилиндров — касание поверхностей в присутствии бумаги должно быть с минимальным скольжением. Чем меньше поверхность касания двух цилиндрических поверхностей, тем меньше скольжения. В идеале - касание двух поверхностей в виде линии. Воспроизведение мелких штрихов и растровых элементов. Воспроизведение на оттиске мелких растровых элементов контролируют по полям, имеющим точку с относительной площадью 1,3, 5 и 95. 97. 99%. В зависимости от условий печати, вида бумаги, состояния печатной машины и качества печатной формы на оттиске будут воспроизведены все кош рольные поля или только их часть. По воспроизведению полей с мелкой растровой точкой и по форме самой точки при помощи лупы также контролируют скольжение и дробление Воспроизведение тонких штрихов контролируют по элементу, на котором расположены две группы линий разной толщины: черные линии на белом фоне и белые - на черном фоне. По определению контрольная шкала печатного процесса — это комплект контрольных элементов, полей и тест-объектов, который присутствует на оттиске и позволяет оценивать и контролировать отдельные параметры печатного процесса или их суммарный эффект во время печатания или уже по готовой продукции. Для всех этих показателей установлены нормы и допустимые отклонения, которые регламентируются отраслевыми стандартами. Выполнение рекомендаций этих стандартов способствует нормализации синтеза цвета на оттиске и, следовательно, повышению качества печатной продукции точности воспроизведения цвета на оттиске. Однако нормы стандартов — это всего лишь рекомендации, и они должны быть реализованы на конкретном предприятии в соответствии с условиями этого предприятия. Тупое следование этим рекомендациям, как правило, не дает ожидаемых результатов. Контроль печатного процесса по шкалам проводят визуально и с применением измерительных приборов — лупы, измерительной лупы, денситометра, спектросенситометра. Чтобы можно было разобраться в любых незнакомых контрольных шкалах печатного процесса, нужно знать общие принципы их построения, т. е. какие элементы контроля существуют и какие параметры и как по ним оцениваются. Общая подача краски. Общую подачу краски контролируют по плашкам — полям шкалы с относительной площадью растровой точки 100%. Плашки могут иметь форму квадрата, прямоугольника, полоски, крута и т. д. В шкале их будет столько, сколько красок необходимо контролировать. В самом распространенном случае — при 4-красочной триадной печати — в шкале должны быть плашки желтого (У), пурпурного (М), голубого (С) и черного (В) цвета. Если при печатании тиража используют дополнительные краски, например смесевые (Panton) или металлизированные, то количество контрольных элементов (полей) соответственно увеличивается. Оптическую плотность плашки на оттиске измеряют денситометрами и при этом обязательно учитывают белизну бумаги (т. е. сначала замер производится на незапечатанном участке бумаги и это значение принимается за 0,0 D). Для триадной печати на разных сортах бумаги существую нормированные значения оптической плотности плашки для каждой краски. Треппинг. При многокрасочной печати особое значение имеет наложение красок, потому что краска по-разному переходит на бумагу, па высохший и на сырой слой краски. При печати «по сырому» вторая и последующие краски ложатся на запечатанную поверхность в меньшем количестве, чем на бумагу или на высохшую краску. В этом случае поведение второй и последующих красок во многом определяется их вязкостью. Общий принцип: каждая последующая наносимая краска должна иметь меньше вязкости. Параметр, характеризующий переход второй краски на первую (в процентах) при последовательном наложении называется «переход краски», или «треппинг». Его можно измерять денситометром и спектроденситометром. Треппинг, как правило, контролируют по элементам той же формы, что и общую подачу краски. На оттиске они получаются при наложении двух печатных красок. Для триадных красок (СМУК) это следующие бинарные наложения: зеленое поле (С) = голубая (С) + желтая краски (У), красное (К) = пурпурная (М) + желтая (У) и синее (В) = голубая (С) + пурпурная (М). Чаще всего для каждого наложения приводятся два поля - в полутонах (40—50%) и плашка. Дня плоской офсетной печати очень важно поле с 5™ = 40—50%, гак как присутствие увлажняющего раствора усложняет переход второй краски на поверхность бумаги, куда уже был нанесен увлажняющий раствор при печатании предыдущей краски, и на слои предыдущей краски (конечно, речь идет о печати «по сырому» на многокрасочных машинах). Баланс «по серому». Для качественной печати голубая, пурпурная и желтая краски должны подаваться в определенном соотношении друг к другу, т. е. их необходимо сбалансировать. Это соотношение — баланс «по серому» легко оценить по специальным полям контрольной шкалы. Они, как правило, имеют такую же форму, как элементы контроля обшей подачи краски, и получаются при наложении трех красок (голубой, пурпурной и желтой). При качественной печати контрольный элемент имеет нейтрально-серый цвет. Появление визуально заметного цветового оттенка свидетельствует о неодинаковом растискивании по отдельным краскам или о ненормированной обшей подаче разных цветных красок. Самый точный контроль баланса «по серому» - визуальный. Глаз чутко реагирует на отклонения в нейтральности серого, т. е. появление цветового оттенка. Количественно это отклонение можно измерить денситометрами, или более точно, спектроденситометрами. Совмещение красок. Контроль совмещения красок на оттиске при печатании многокрасочных изображений проводят с использованием в качестве контрольных элементов приводочных крестов – перпендикулярно пересекающихся тонких линий. Чем меньше разброс крестов, напечатанных разными красками, тем лучше совмещение. Идеальным можно считать совмещение, при котором на оттиске присутствует только черный крест, у которого в лупу видна цветная каемка — небольшой сдвиг крестов разных красок. В качестве контрольного и измерительного инструмента при оценке совмещения красок на оттиске используют нониусные шкалы - шкалы с равномерными линейными делениями, которые печатаются с наложением разными красками. Допуски на совмещение цветных изображений на оттиске не могут быть меньше, чем допуски на совмещение в пределах одного комплекта фотоформ. Например, точность проведения механических операций — пробивки штифтовых отверстий - указывается производителями выводных устройств как 50 мкм.- Однако надо учитывать, что печать вносит свои погрешности, например деформация бумаги, возможности печатного оборудования (точность выполнения различных механических узлов), человеческий фактор - опыт печатника. Для плакатов формата 60 х 90 см несовмещение красок до 0,5 мм незаметно, так как плакат рассматривают с большего расстояния, чем, например, иллюстрации в книге. На практике же допуски по несовмещению красок на оттиске более жесткие и определяются требованиями заказчика и характером работ. Контраст печати. «Завал» теней изображения на оттиске — самый распространенный и визуально очень заметный дефект при печатании полутоновых одноцветных и многоцветных изображений. Критерием оценки воспроизведения теней на оттиске является контраст печати. Его контроль можно проводить визуально или с помощью денситометра. При визуальной опенке сравнивается оптическая плотность двух полей - растрового с Sотн= 75 или 80% и плашки. Чем меньше различие в плотности, тем больше завал теней изображения. Контраст печати измеряют для каждой краски отдельно. По нему можно оценить не только качество воспроизведения теней изображения, но также работу печатных секций, качество печатной формы и взаимодействие отдельных красок с бумагой. Критерии сопоставимости результатов модельных испытаний основных печатных материалов и показателей качества тиражных оттисков. Качество печатной продукции зависит не только от условий процесса переноса краски с формы на запечатываемый материал в печатной машине, но и от предшествующих этому процессу этапов воспроизведения оригинала: оригинал — фотоформа —пробная форма — пробное печатание — машинная форма — печатание тиража. Материалы и постоянные данные, отражающие состояние машины, характеризуются так называемыми структуры параметрами, тогда как условия печати в процессе работы машины могут изменяться с помощью регулируемых переменных. Такую регулируемыми переменными в высокой и офсетной печати являются подача краски (увлажняющего раствора) и скорость печатания, а иногда — величина давления в зазоре между цилиндрами печатного аппарата. В глубокой печати в качестве таких переменных следует рассматривать вязкость краски, концентрацию пигмента, усилие прижима ракеля и угол его установки, давление в зоне печатного контакта и скорость печатания. При использовании системы контроля оптической плотности полные вариации можно уменьшить тремя методами: установкой узких допусков для применяемых материалов, уменьшением диапазона изменений возмущающих факторов, а также компенсацией их влияния с использованием управляемых переменных. Все системы контроля должны обязательно основываться на измерениях оптической плотности, по крайней мере четырех полей полутоновой контрольной шкалы, которые статистически сопоставляются с допусками, рассчитанными на основе кратковременных вариаций, характеризующих измеряемые участки. Основным показателем качества печатного изображения была взята оптическая плотность, позволяющая применять денситометрический контроль в печатном процессе. Измерение оптической плотности в формном и печатном процессах обеспечивает: · получение на различных этапах воспроизведения оригинала сопоставимых результатов; · измерение в одном и том же масштабе таких показателей, которые обычно не сравниваются друг с другом; · получение при одном способе печатания таких результатов, которые могут послужить для другого способа и при этом дадут минимальное отклонение параметров качества в отношении оригинала и копии (пробного оттиска или тиражной печати). Для поддержания заданного стандарта качества продукции с учетом денситометрических норм в течение всего времени печатания тиража на листовых машинах находят широкое применение следующие автоматические системы контроля и измерения: ЦПЦ-1, ЦПЦ-2. ЦПЦ-3 фирмы «Гейдельберг» (ФРГ), ПКуЦ фирмы «Комори» (Япония), Колортроник и Денситроник фирмы «Кёниг и Бауэр» (ФРГ), РЦИ и ЦЦИ фирмы «МАН-Роланд» (ФРГ). В этих системах по измерениям оптической плотности стандартной контрольной шкалы можно определять следующие характерные показатели печатания: 1) изменение плотности как по сплошным, так и по полутоновым участкам изображения, которые могут быть выражены как сравнительные значения со ссылкой на контрольную шкалу; 2) растискивание растровых элементов по сравнению с контрольным пробным оттиском; 3) количество и расхождение погрешностей в величине проскальзывания оттиска в зоне контакта по сравнению с контрольными значениями. Оно рассчитывается по измерениям оптической плотности на определенных полях шкалы для контроля растискивания растровых элементов; 4) чувствительность к тенению. Определяется путем измерения оптической плотности на незапечатанных участках тиражного оттиска. Системы контроля и оценки качества печатного изображения по оптической плотности на листовых офсетных машинах состоят из координатного стола, клавиатуры управления, узла управления и расчетов, цветного видеомонитора и печатающего устройства. На координатном столе, расположенном возле печатной машины, устанавливается тиражный оттиск. На контрольных полях шкал оттиска с помощью чувствительных элементов измеряется оптическая плотность. Чувствительные элементы передвигаются на столе вдоль контрольных шкал оттиска с помощью ступенчатого двигателя. Допустимые значения оптической плотности контролируемых тиражных оттисков вводятся в память микрокомпьютера посредством клавиатуры. Микрокомпьютер генерирует высококачественные цветные видеографические изображения. Результаты измерений выводятся на экран монитора в виде столбиков графического изображения и в виде таблиц, представляя собой либо абсолютные значения, либо расхождения с контрольными значениями. Системы контроля и оценки качества печатного изображения по оптической плотности позволяют значительно сократить время на подготовку машины к печатанию тиража, а также поддерживать стабильным качество продукции во время печатания. Рассмотренные методы сопоставимости результатов на различных этапах воспроизведения оригиналов в основном касаются стандартизации пробного и тиражного печатания. Однако взаимодействие бумаги и краски в процессе печатания и печатно-технические свойства этил материалов широко изучаются в полиграфии на лабораторных пробопечатных устройствах, моделирующих процесс печатания. Измерение и контроль параметров бумаги и картона. Для контроля и измерения параметров бумаги и картона существует большое количество контрольных приборов, текстовых красок и тестирующих методов, соответствующих спецификациям печатных и печатно-технических свойств. Частично тесты стандартизированы. Многие методы были разработаны изготовителями бумаги, чтобы выяснить специальные свойства их продукта во время контроля. Контроль всегда происходит по критериям и предписаниям, прежде всего, относительно качества бумаги и картона. Но он, безусловно, не говорит ничего о качестве определенного продукта для определенного способа печати и о дальнейшем использовании печатного продукта, например для изготовления этикеток, бланков или складных коробок. Поэтому с течением времени были разработаны устройства для пробной печати, которые исследуют взаимодействие бумаги и печатной краски или лака, а также основные печатные свойства. Вместе с тем имеется возможность исследования стойкости бумаги и картона к печатным краскам, увлажняющим растворам и параметрам печатного процесса в точно определенных и воспроизводимых условиях. Подробными для руководствами для проведения контрольных тестов бумаги и картона являются нормы немецкого института нормирования (DIN) Союза химиков и инженеров целлюлозно-бумажной промышленности. Все большее значение приобретают данные нормы и ISO (Международной организации стандартизации) и EN (Европейские нормы). Кроме этого существуют признанные тестовые методы FOGRA (Немецкое общество исследований в области полиграфической и репродукционной техники, г. Мюнхен), PTS (Бумажно-технические учреждение, г. Мюнхен). В США бумага и картон исследуются с помощью стандартов TAPPI (Техническая ассоциация бумажной индустрии, г. Атланта). При проверке и тестировании бумаги и картона необходимо соблюдать климатические условия по DIN EN 20187 или ISO 187 и обращать внимание на пробные образцы по DIN/ISO 186. На пробопечатных станках могут моделироваться специальные требования к бумаге и соответственно качеству реального процесса печати. При определенных и воспроизводимых условиях в лабораториях пробная печать характеризуется незначительным потреблением материалов. Существует большое количество пробопечатных станков, которые находят применение на практике. Ниже приведены в качестве примеров основные: · Многоцелевая машина для печати пробных оттисков profbau. В качестве модулей к этой машине имеется устройство для предварительного увлажнения бумаги, а также сушильное устройство горячим воздухом, сушильное устройство с ИК- и УФ- излучением. · IGT – прибор для испытаний печатных свойств А 1-3. Прибор позволяет исследовать процесс нанесения и закрепления печатной краски на бумаге, выявить влияние различных регулировок офсетных печатных машин с учетом количества увлажняющего раствора и др. Многокрасочные пробопечатные станки позволяют моделировать печать «сырое по сырому». При всех видах испытаний и тестирования можно изучить стандартные процессы и сравнивать их возможности, а также исследовать: · Длительность сушки печатной краски; · Прочность бумаги или композиций бумага-печатная краска на истирание; · Глянец печатной краски; · Оптическую плотность красочного слоя или цветовой тон и кроющую способность печатной краски; · Прочность на выщипывание увлажненной бумаги; · Время впитывания печатной краски на определенной бумаге; · Образование вздутий на мелованной бумаге при сушке; · Явления облачности. Дефекты оттисков вследствие несоблюдения условий проведения печатного процесса. Для печатников, которые отвечают на качество и обязаны по долгу службы «выжать» все, что может дать машина, материалы и технология, есть инструкции с рекомендации по печатным процессам заканчиваются обязательно таблицей, где приведены все дефекты, которые могут появиться не только на оттиске, но и на машине, причины, вызывающие эти дефекты и различные варианты их устранения. Дефекты на офсетном оттиске: 1. Процессные (общетехнологические): загрязнение оттиска; перетискивание; отмарывание. 2. Оптические: нарушение «баланса по-серому»; просвечивание; пробивание краски; пятнистость плашки; разнооттеночность оттиска; разнооттеночность печати; продольное или поперечное полошение. 3. Графические: растискивание штриха; рваный штрих; смазывание штриха. 4. Градационные: «серая» печать; «жирный» оттиск; «завал» теней; «провал» светов; потеря контраста. 5. Механические: волнистость оттисков; скручивание оттисков; склеивание оттисков; складки и морщины; пузыри на поверхность оттиска; осыпание краски (меление); выщипывание; задир мелованного слоя. 6. Структурные: муар; марашка; ворсинки на изображении; непропечатка; несовмещение красок; неприводка лица и оборота; несовмещение текста по выворотке; тенение; смазывание; дробление; двоение; растровая розетка.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 5369; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |