Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 10 страница




Учредитель утверждает устав дочернего предприятия и назначает его руководителя.

Собственник имущества унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 ст. 52 ГК.

В случаях, предусмотренных законодательством об унитарных предприятиях, по решению Правительства Республики Беларусь на базе имущества, находящегося в собственности Республики Беларусь, может быть образовано унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное предприятие).

Постановлением N 2 утвержден Примерный устав республиканского унитарного предприятия, основанного на праве оперативного управления (казенного предприятия).

Учредительным документом казенного предприятия является его устав, утверждаемый Правительством Республики Беларусь.

Фирменное наименование предприятия, основанного на праве оперативного управления, должно содержать указание на то, что предприятие является казенным.

Республика Беларусь несет субсидиарную ответственность по обязательствам казенного предприятия при недостаточности его имущества.

Казенное предприятие может быть реорганизовано или ликвидировано по решению Правительства Республики Беларусь.

Крестьянским (фермерским) хозяйством признается коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим (внесшими) имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на его (их) личном трудовом участии и использовании земельного участка, предоставленного для этих целей в соответствии с законодательством об охране и использовании земель.

Членами семьи признаются супруги, их родители (усыновители), дети (в том числе усыновленные), братья и сестры, супруги и дети указанных лиц, а также другие лица, признанные членами семьи в соответствии с законодательством о браке и семье.

Крестьянское (фермерское) хозяйство отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

Члены крестьянского (фермерского) хозяйства не отвечают по обязательствам крестьянского (фермерского) хозяйства, а крестьянское (фермерское) хозяйство не отвечает по обязательствам членов крестьянского (фермерского) хозяйства, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

Условия создания, деятельности, реорганизации и ликвидации крестьянского (фермерского) хозяйства, права и обязанности его членов закреплены в Законе Республики Беларусь от 18.02.1991 N 611-XII ( ред. от 01.07.2010) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" (далее - Закон "О крестьянском (фермерском) хозяйстве").

Имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. В состав имущества крестьянского (фермерского) хозяйства входят имущество, переданное в качестве вклада в уставный фонд крестьянского (фермерского) хозяйства его учредителями (членами), а также имущество, произведенное и приобретенное крестьянским (фермерским) хозяйством в процессе его деятельности. В европейском праве фермерское хозяйство не относится к коммерческим организациям и не подлежит обязательной государственной регистрации.

Юридические и физические лица Республики Беларусь имеют право на создание юридических лиц, в том числе банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, за пределами Республики Беларусь (зарубежные предприятия).

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22.07.1997 N 929 (ред. от 11.07.2012) "О порядке открытия и деятельности в Республике Беларусь представительств иностранных организаций" представительства юридических лиц и иных организаций, зарегистрированных в установленном порядке в иностранном государстве, административно-территориальных единиц иностранных государств (далее - организации) открываются и осуществляют деятельность на территории Республики Беларусь на основании разрешений, выдаваемых Министерством иностранных дел Республики Беларусь, если иное не установлено законодательными актами Республики Беларусь. По состоянию на 01.01.2013 года зарегистрировано 937 таких представительств.

За выдачу разрешения на открытие и продление срока деятельности представительства взимается пошлина в размере 65 базовых величин за каждый год действия разрешения.

Предприятие самостоятельно определяет свою организационную структуру, устанавливает численность работников и штатное расписание.

Предприятие может состоять из производственных структурных подразделений (производств, цехов, участков, бюро, лабораторий и т.п.), а также функциональных структурных подразделений аппарата управления (управлений, отделов, служб и т.п.). Статус структурных подразделений определяется в учредительных документах предприятия и положениях.

Субъекты хозяйствования могут на добровольных началах объединяться в союзы, хозяйственные ассоциации, концерны и другие объединения по отраслевому, территориальному или иным принципам в целях координации деятельности, обеспечения защиты их прав, представления общих интересов в соответствующих государственных и иных органах, а также в международных организациях.

Они создаются на основе следующих принципов: добровольность вхождения в объединение, соблюдение антимонопольного законодательства, свобода выбора организационной формы, свобода выхода.

Руководящие органы объединения не обладают распорядительной властью в отношении входящих участников и выполняют свои функции на условиях, определенных участниками.

По согласованному решению участников на объединение может быть возложено централизованное выполнение отдельных производственно-хозяйственных и других функций.

Объединение может также создаваться по решению собственника предприятий или уполномоченного им органа. При этом такому объединению могут быть делегированы права по управлению предприятиями, входящими в его состав. Содержание аппарата управления этого объединения осуществляется в порядке и на условиях, определенных собственником.

Создание указанных структур производится с учетом антимонопольных требований, установленных соответствующими законодательными актами Республики Беларусь. В соответствии со ст. 11 Закона "О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции" в целях предупреждения возникновения и предотвращения усиления доминирующего положения на товарных рынках в Республике Беларусь антимонопольным органом и другими государственными органами в пределах их компетенции осуществляется государственный контроль за созданием, реорганизацией и ликвидацией хозяйствующих субъектов, в том числе дочерних, зависимых обществ, холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов, за преобразованием государственных органов и хозяйствующих субъектов в объединения, если это может привести к возникновению или усилению доминирующего положения на товарных рынках.

Государственная регистрация холдинговых компаний, союзов, ассоциаций и других объединений хозяйствующих субъектов осуществляется регистрирующим органом только после получения надлежащим образом оформленного согласия антимонопольного органа.

Объединение действует на основе устава, утверждаемого его учредителями. Участники сохраняют самостоятельность, права юридического лица.

Объединение является юридическим лицом, имеет расчетный и иные счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием.

Объединение не отвечает по обязательствам входящих в его состав участников, а участники не отвечают по обязательствам объединения, если иное не предусмотрено уставом или учредительным договором.

Участник, входящий в объединение, созданное на добровольных началах, вправе выйти из его состава на условиях, предусмотренных уставом объединения. Добровольное объединение ликвидируется по решению его участников в порядке, установленном для ликвидации субъектов хозяйствования. Оставшееся после ликвидации имущество распределяется между его участниками в соответствии с уставом.

На практике функционируют различные виды объединений: союзы, хозяйственные ассоциации, концерны.

Указом Президента Республики Беларусь от 28.12.2009 N 660 ( ред. от 24.09.2012) "О некоторых вопросах создания и деятельности холдингов в Республике Беларусь" определены правовой статус, порядок создания и условия функционирования такого объединения коммерческих организаций, как холдинг.

Холдинг - это объединение юридических лиц (участников холдинга), в котором одно из юридических лиц - коммерческая организация является управляющей компанией холдинга в силу возможности оказывать влияние на решения, принимаемые другими юридическими лицами - участниками холдинга (дочерними компаниями холдинга).

Холдинг считается созданным и приобретает статус холдинга с даты его регистрации, осуществляемой Министерством экономики, которое ведет Государственный реестр холдингов.

 

 

4. Правовое регулирование хозяйственной деятельности

В соответствии с Указом N 450 в интересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды право на осуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельности может быть реализовано после получения в установленном порядке специальных разрешений (лицензий).

Лицензирование - комплекс реализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий. Лицензия (от лат. licentio – свобода, право) специальное разрешение на осуществление вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом соискателю лицензии. Лицензирование осуществляется исключительно уполномоченным органом исполнительной власти.

Лицензия выдается на конкретный вид деятельности (с указанием работ и услуг, составляющих этот вид деятельности) и действует на всей территории Республики Беларусь или ее части в соответствии с законодательством. Осуществление лицензиатом не указанных в лицензии работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является незаконным и запрещается.

Для получения лицензии соискатель лицензии представляет в соответствующий лицензирующий орган:

- заявление о выдаче лицензии с указанием:

для юридического лица - наименования и места его нахождения;

для физического лица - фамилии, имени, отчества, паспортных данных;

лицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному виду деятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;

- копии учредительных документов юридического лица, документа, подтверждающего государственную регистрацию юридического лица или индивидуального предпринимателя, без нотариального засвидетельствования;

- документ об уплате государственной пошлины за выдачу лицензии (8 базовых величин);

- легализованную выписку из торгового реестра страны, где иностранная организация учреждена, или иное эквивалентное доказательство юридического статуса иностранной организации в соответствии с законодательством страны его учреждения;

- другие документы, определенные Президентом Республики Беларусь либо указанные в положении о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии.

Заявление о выдаче лицензии должно быть рассмотрено лицензирующим органом в течение 15 рабочих дней со дня приема документов.

Указанный срок может быть продлен на период проведения оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям, но не более чем на 10 рабочих дней, если иное не предусмотрено Положением о лицензировании отдельных видов деятельности (далее - Положение о лицензировании), утвержденным Указом N 450, или другими законодательными актами.

Лицензирующий орган по результатам рассмотрения заявления о выдаче лицензии и прилагаемых к нему документов, а также материалов по результатам оценки и (или) экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям принимает одно из следующих решений:

о выдаче лицензии ее соискателю;

об отказе в выдаче лицензии ее соискателю;

об отказе в выдаче лицензии ее соискателю по одному или нескольким обособленным подразделениям, в том числе филиалам, в отношении одной или нескольких составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг и выдаче лицензии ее соискателю по иным обособленным подразделениям, в том числе филиалам, в отношении иных составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности работ и (или) услуг, указанных соискателем лицензии в заявлении о ее выдаче.

Отказ в выдаче лицензии по мотивам нецелесообразности осуществления соискателем лицензии лицензируемого вида деятельности не допускается.

Принятое лицензирующим органом решение по вопросам лицензирования может быть обжаловано соискателем лицензии (лицензиатом) в судебном порядке в месячный срок со дня его принятия.

Лицензия выдается на срок не менее 5 и не более 10 лет.

Срок действия лицензии исчисляется со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче. Указанный срок может быть продлен по заявлению лицензиата неоднократно.

Для продления срока действия лицензии лицензиат либо его уполномоченный представитель обязан не позднее чем за один месяц и не ранее чем за 3 месяца до истечения этого срока подать в соответствующий лицензирующий орган заявление о продлении срока действия лицензии с приложением документа об уплате государственной пошлины за его продление.

Лицензирующий орган на основании представленного лицензиатом заявления в течение 10 рабочих дней принимает решение о продлении срока действия лицензии.

Лицензиат обязан в месячный срок обратиться в соответствующий лицензирующий орган для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений в случае:

изменения наименования, местонахождения лицензиата - юридического лица, иностранной организации или фамилии, собственного имени, отчества, регистрации по месту жительства лицензиата - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя;

вступления в силу решения лицензирующего органа либо вступления в законную силу решения суда о прекращении действия лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям, в том числе филиалам, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории, если предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь, при условии сохранения действия лицензии в непрекращенной части;

изменения законодательства, влекущего необходимость внесения изменений и (или) дополнений в лицензию, если иной срок не предусмотрен соответствующим нормативным правовым актом;

изменения иных сведений, указанных в лицензии.

Лицензиат обязан в месячный срок обратиться в соответствующий лицензирующий орган для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений в случае:

изменения наименования, местонахождения лицензиата - юридического лица, иностранной организации или фамилии, собственного имени, отчества, регистрации по месту жительства лицензиата - физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя;

вступления в силу решения лицензирующего органа либо вступления в законную силу решения суда о прекращении действия лицензии по одному или нескольким обособленным подразделениям, в том числе филиалам, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории, если Положением о лицензировании предусмотрено, что лицензия на соответствующий вид деятельности действует на указанной в ней части территории Республики Беларусь, при условии сохранения действия лицензии в непрекращенной части;

изменения законодательства, влекущего необходимость внесения изменений и (или) дополнений в лицензию, если иной срок не предусмотрен соответствующим нормативным правовым актом;

изменения иных сведений, указанных в лицензии.

При выявлении лицензирующим или другим государственным органом (его структурным подразделением, территориальным органом, подчиненной организацией), иной организацией, которые в пределах своей компетенции осуществляют контроль (надзор) за осуществлением лицензиатами лицензируемых видов деятельности (далее - контролирующий (надзорный) орган), нарушений лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в том числе филиалом) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий такой лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган выносит лицензиату в установленном порядке требование (предписание) об устранении выявленных нарушений и устанавливает срок их устранения. Этот срок не может превышать 6 месяцев.

В случае выдачи лицензиату требования (предписания) об устранении выявленных нарушений контролирующим (надзорным) органом данный орган должен в течение 3 рабочих дней сообщить в лицензирующий орган о вынесенном требовании (предписании).

Если в установленный срок лицензиатом не устранены нарушения, указанные в требовании (предписании) об устранении выявленных нарушений, либо в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган не представлено письменное уведомление об устранении таких нарушений, либо лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом выявлено нарушение лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в том числе филиалом) особых лицензионных требований и условий, лицензирующий орган по своей инициативе или по представлению другого контролирующего (надзорного) органа принимает решение о приостановлении действия лицензии на срок до 6 месяцев. Действие лицензии считается приостановленным со дня, указанного в таком решении. При этом данный день не может быть установлен позднее чем по истечении 10 рабочих дней со дня принятия решения о приостановлении действия лицензии.

Лицензирующий орган может принять решение о приостановлении действия лицензии либо о приостановлении действия лицензии по указанным в ней одному или нескольким обособленным подразделениям, в том числе филиалам, в отношении одной или нескольких работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, или на определенной территории. При этом действие лицензии сохраняется в неприостановленной части.

О принятом решении лицензирующий орган обязан письменно уведомить лицензиата не менее чем за 5 рабочих дней до даты, с которой приостанавливается действие лицензии, с указанием причины его приостановления.

Если в установленный срок лицензиатом не устранены нарушения, повлекшие за собой приостановление действия лицензии, либо в лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган не представлено письменное уведомление об устранении таких нарушений, лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о прекращении ее действия. При этом действие лицензии прекращается со дня, следующего за днем истечения срока приостановления действия лицензии.

В случае, если лицензиатом или его обособленным подразделением, в том числе филиалом, в период приостановления действия лицензии продолжалось осуществление лицензируемого вида деятельности, а также работ и (или) услуг, составляющих соответствующий лицензируемый вид деятельности, лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о прекращении ее действия. При этом действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом решения о приостановлении действия лицензии.

Лицензиат обязан письменно уведомить лицензирующий или другой контролирующий (надзорный) орган об устранении нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений или приостановление действия лицензии, с приложением документов, подтверждающих устранение этих нарушений.

Уведомление должно быть направлено лицензиатом в соответствующий орган не позднее дня, установленного соответствующим требованием (предписанием) об устранении выявленных нарушений, или до истечения срока, на который было приостановлено действие лицензии.

Контрольная оценка устранения лицензиатом нарушений, повлекших за собой выдачу требования (предписания) об устранении выявленных нарушений или приостановление действия лицензии, назначается руководителем лицензирующего или другого контролирующего (надзорного) органа либо его уполномоченным заместителем (уполномоченным руководителем структурного подразделения контролирующего (надзорного) органа) не позднее 2 рабочих дней и должна быть завершена в течение 10 рабочих дней со дня получения им уведомления. Срок проведения контрольной оценки не должен превышать 5 рабочих дней. В случае необходимости проведения в процессе контрольной оценки испытания продукции или обследования производства срок такой контрольной оценки может быть продлен по решению руководителя лицензирующего или другого контролирующего (надзорного) органа (за исключением руководителя его структурного подразделения, территориального органа, подчиненной организации) не более чем на 15 рабочих дней.

В случае осуществления контрольной оценки контролирующим (надзорным) органом он обязан в течение 3 рабочих дней со дня окончания данной контрольной оценки сообщить о ее результатах лицензирующему органу.

Если результаты контрольной оценки свидетельствуют об устранении лицензиатом нарушений, повлекших за собой приостановление действия лицензии, лицензирующий орган, приостановивший действие лицензии, принимает решение о возобновлении ее действия, о чем в течение 3 рабочих дней со дня принятия данного решения в письменной форме уведомляет лицензиата. При этом действие лицензии возобновляется со дня принятия лицензирующим органом решения о ее возобновлении.

В случае выявления лицензирующим или другим контролирующим (надзорным) органом повторного (в течение 12 месяцев подряд после представления лицензиатом уведомления либо грубого нарушения лицензиатом (его работником, обособленным подразделением, в том числе филиалом) законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий или иных нарушений, являющихся основанием для прекращения действия лицензии в соответствии с законодательными актами, регулирующими соответствующий лицензируемый вид деятельности, лицензирующий орган, выдавший лицензию, принимает решение о прекращении ее действия.

Действие лицензии прекращается:

по истечении срока, на который она выдана;

в случае нарушения лицензиатом срока обращения в лицензирующий орган для внесения в лицензию изменений и (или) дополнений;

по решению лицензирующего органа либо суда о прекращении действия лицензии.

По решению лицензирующего органа действие лицензии прекращается также:

при реорганизации лицензиата - юридического лица;

в случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата - юридического лица, индивидуального предпринимателя;

в случае смерти, признания недееспособным, ограничения в дееспособности, признания безвестно отсутствующим, объявления умершим лицензиата - физического лица;

на основании письменного уведомления лицензиатом лицензирующего органа о принятии решения о прекращении осуществления лицензируемого вида деятельности;

при внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия на основании представленных лицензиатом недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия;

если лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о внесении в лицензию изменений и (или) дополнений, продлении срока ее действия.

Действие лицензии прекращается со дня принятия лицензирующим органом, вступления в законную силу принятого судом решения о прекращении действия лицензии.

Лицензия аннулируется по решению:

- лицензирующего органа, если:

лицензия выдана на основании представленных ее соискателем недостоверных сведений, необходимых (имеющих значение) для принятия решения о выдаче лицензии;

лицензиат не обращался за получением лицензии в течение 6 месяцев со дня принятия решения о ее выдаче;

лицензия выдана на основании заключения экспертизы, признанной недействительной;

- суда - в случае принятия незаконного (в том числе с нарушением установленного порядка) решения о выдаче лицензии.

Лицензия считается аннулированной со дня принятия лицензирующим органом решения о ее выдаче.

В случае прекращения действия либо аннулирования лицензии лицензиат в течение 3 рабочих дней со дня, следующего за днем истечения срока действия лицензии либо получения в установленном порядке уведомления о прекращении действия либо аннулировании лицензии или вступления в законную силу решения суда о прекращении действия либо аннулировании лицензии, обязан сдать в лицензирующий орган оригинал лицензии (ее дубликат).

Если вынесенное лицензирующим органом решение о приостановлении, прекращении действия либо аннулировании лицензии признано судом неправомерным, лицензирующий орган, приостановивший, прекративший действие либо аннулировавший лицензию, в течение 3 рабочих дней со дня получения соответствующего решения суда принимает решение о возобновлении действия лицензии, о чем в течение 3 рабочих дней со дня принятия такого решения письменно уведомляет лицензиата.

Действие лицензии возобновляется со дня принятия лицензирующим органом решения о ее возобновлении. О принятом решении лицензирующий орган письменно уведомляет лицензиата в течение 3 рабочих дней со дня принятия этого решения.

Лицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий.

Информация, содержащаяся в реестре лицензий, является открытой, если иное не установлено законодательными актами.

Лицензирующие или другие государственные органы, иные государственные организации в пределах своей компетенции осуществляют контроль за соблюдением лицензиатами законодательства о лицензировании, лицензионных требований и условий.

В соответствии со ст. 12.7 КоАП предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления, влечет наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - от десяти до двухсот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью, а на юридическое лицо - до пятисот базовых величин с конфискацией дохода, полученного в результате такой деятельности, или без конфискации, или лишение права заниматься определенной деятельностью.

Разрешительная деятельность органов власти осуществляется посредством реализации широкого спектра и других процедур (регистрация, разрешение, квотирование, аккредитация, сертификация, стандартизация, конкурс, экспертиза, согласование, аттестация, оценка, допуск).

Расчеты (расчетные отношения), как правило, сопровождают процесс обмена товарами, работами, услугами. В соответствии со ст. 231 Банковского кодекса Республики Беларусь (далее - БК) расчеты могут проводиться двумя способами:

- наличными деньгами;

- безналичными денежными средствами.

При расчетах наличными происходит передача денежных средств в форме денежных знаков (банкнот). Правовое регулирование расчетов направлено в основном на регламентацию отношений субъектов хозяйствования в целях ограничения расчетов наличными деньгами между указанными субъектами.

Под расчетами в безналичной форме понимаются расчеты между физическими и юридическими лицами либо с их участием, проводимые через банк, его филиал (отделение). При безналичных расчетах денежная сумма "передается" посредством совершения записей по соответствующим счетам.

Способ расчетов зависит от статуса участвующих в расчетах лиц (плательщика и получателя денежных средств).

Расчеты между юридическими лицами, а также с участием физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность, по общему правилу, закрепленному п. 2 ст. 775 ГК, осуществляются в безналичном порядке, и лишь в случаях, предусмотренных законодательством, они могут производиться наличными денежными средствами.

В соответствии с п. 4 порядка расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 N 359 (ред. от 24.10.2011) (далее - Указ N 359), расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь осуществляются в белорусских рублях наличными денежными средствами в порядке, в том числе размерах, определяемых Национальным банком Республики Беларусь.

Расчеты наличными денежными средствами допускаются:

1) между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, индивидуальными предпринимателями в размере не более 50 базовых величин в месяц. При этом расчеты юридических лиц, их обособленных подразделений наличными денежными средствами осуществляются с разрешения руководителя обслуживающего банка;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 324; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.085 сек.