Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 15 страница




вести учет заключенных договоров оказания аудиторских услуг;

качественно оказывать аудиторские и профессиональные услуги;

возмещать в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, причиненные убытки в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств, предусмотренных договором оказания аудиторских услуг, в том числе в случае виновного неисполнения обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг, включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг;

осуществлять внутренний контроль качества работы аудиторов в соответствии с установленными аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем внутренними правилами аудиторской деятельности;

обеспечивать сохранность полученных, в том числе в электронном виде, документов аудируемых лиц;

отказаться от оказания аудиторских услуг в целях соблюдения принципа независимости;

уведомлять заказчика аудиторских услуг о выявленных нарушениях в бухгалтерском и (или) ином учете, бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности и предоставлять рекомендации по устранению выявленных нарушений исходя из результатов оказания аудиторских услуг;

сообщать собственнику имущества (учредителям, участникам) аудируемого лица по итогам проведенного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности в письменной форме сведения, свидетельствующие о нарушении законодательства Республики Беларусь, в результате которого причинен либо может быть причинен ущерб физическому лицу, и (или) юридическому лицу, и (или) государству в размере, превышающем 1000 базовых величин на дату обнаружения нарушения законодательства Республики Беларусь;

представлять в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь аудиторское заключение;

обеспечивать сохранность документов, составленных аудиторской организацией, аудитором - индивидуальным предпринимателем, в том числе в электронном виде, в ходе оказания аудиторских услуг, в течение не менее пяти лет с даты завершения оказания аудиторских услуг по договору оказания аудиторских услуг, если иное не установлено законодательством Республики Беларусь;

обеспечивать соблюдение принципов конфиденциальности, профессиональной компетентности и профессионального поведения;

соблюдать условия договора оказания аудиторских услуг;

представлять в Министерство финансов Республики Беларусь информацию об осуществлении аудиторской деятельности в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь;

при проведении контролирующими (надзорными) органами контроля за соблюдением законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности предоставлять всю необходимую для проверки информацию, в том числе в электронном виде;

исполнять в соответствии с законодательством Республики Беларусь иные обязанности, в том числе вытекающие из существа правоотношений, определенных договором оказания аудиторских услуг.

Аудиторские организации, аудиторы - индивидуальные предприниматели несут ответственность в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь за:

нарушение законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности;

нарушение условий договора оказания аудиторских услуг;

достоверность аудиторского мнения, выраженного в аудиторском заключении;

выдачу (подписание) заведомо ложного аудиторского заключения.

Аудиторские организации, аудиторы, осуществляющие деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, проводят аудит:

достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности;

достоверности консолидированной отчетности о деятельности банковской группы, банковского холдинга;

правильности отражения операций по счетам бухгалтерского учета;

целевого использования кредитов и инвестиций;

финансового состояния инвестора (инициатора инвестиционного проекта);

финансового состояния эмитента ценных бумаг;

формирования уставного фонда, происхождения денежных средств учредителей (участников) организации, вносимых в ее уставный фонд;

достоверности налоговой декларации (расчета);

состава и стоимости предприятия как имущественного комплекса;

стоимости основных средств, находящихся в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении аудируемого лица;

иных показателей финансовой и хозяйственной деятельности аудируемых лиц.

Аудиторские организации, аудиторы - индивидуальные предприниматели помимо осуществления аудиторской деятельности могут оказывать с соблюдением требований законодательства Республики Беларусь следующие профессиональные услуги:

ведение бухгалтерского и (или) иного учета, составление бухгалтерской (финансовой) и (или) иной отчетности, в том числе в соответствии с МСФО, законодательством других государств, составление налоговых деклараций (расчетов);

постановку и восстановление бухгалтерского и (или) иного учета;

анализ хозяйственной деятельности организации, оценку предпринимательских рисков, финансовое планирование;

разработку и анализ инвестиционных проектов, составление бизнес-планов;

оценку стоимости объектов гражданских прав;

консультационные услуги;

автоматизацию бухгалтерского учета и внедрение информационных технологий;

разработку методических пособий и рекомендаций по вопросам осуществления аудиторской деятельности и оказания профессиональных услуг;

выполнение научно-исследовательских работ в областях, связанных с аудиторской деятельностью, и распространение их результатов, в том числе на бумажных и электронных носителях;

реализацию образовательной программы обучения в организациях, а также образовательной программы обучающих курсов (лекториев, тематических семинаров, практикумов, тренингов и иных видов обучающих курсов) по вопросам осуществления аудиторской деятельности и оказания профессиональных услуг.

Аудиторским организациям, аудиторам - индивидуальным предпринимателям запрещается осуществлять иные виды предпринимательской деятельности, кроме осуществления аудиторской деятельности и оказания профессиональных услуг.

Профессиональные услуги могут оказываться независимо от проведения аудита.

Ежегодно проводится обязательный аудит годовой индивидуальной и консолидированной (в случае ее составления) бухгалтерской (финансовой) отчетности, составленной в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

акционерных обществ, обязанных согласно законодательству Республики Беларусь публиковать для всеобщего сведения годовой отчет;

Национального банка Республики Беларусь;

банков, банковских групп, банковских холдингов;

бирж;

коммерческих организаций, уставные фонды которых частично или полностью сформированы за счет иностранных инвестиций;

страховых организаций, страховых брокеров;

резидентов Парка высоких технологий;

организации, осуществляющей гарантированное возмещение банковских вкладов (депозитов) физических лиц;

профессиональных участников рынка ценных бумаг;

иных организаций, у которых объем выручки от реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) за предыдущий отчетный год превышает в эквиваленте 5000000 евро по официальному курсу белорусского рубля к евро, установленному Национальным банком Республики Беларусь на 31 декабря предыдущего отчетного года.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности колхозов (сельскохозяйственных производственных кооперативов) и крестьянских (фермерских) хозяйств не проводится.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, проводится только аудиторскими организациями.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности должен быть проведен не позднее 30 июня года, следующего за отчетным.

Инициативный аудит проводится по решению субъекта хозяйствования или собственника.

Проведение внешнего аудита осуществляется на основании договора оказания аудиторских услуг в порядке, установленном законодательством.

Для проведения постоянного внутреннего контроля финансовой и хозяйственной деятельности хозяйственного общества (внутреннего аудита) в соответствии с его учредительными документами может быть создана контрольно-ревизионная служба, порядок работы которой устанавливается соответствующим локальным нормативным актом хозяйственного общества, утвержденным общим собранием его участников.

Уклонение руководителя юридического лица или индивидуального предпринимателя от проведения обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин (ст. 12.31 КоАП).

Оказание аудиторских услуг осуществляется на основании договора оказания аудиторских услуг, заключенного между аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем и заказчиком аудиторских услуг.

Договор оказания аудиторских услуг заключается в письменной форме и включает следующие существенные условия:

предмет договора;

сроки оказания аудиторских услуг;

права и обязанности сторон;

стоимость аудиторских услуг, сроки и порядок их оплаты;

ответственность сторон за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, предусмотренных этим договором, в том числе ответственность аудиторской организации, аудитора - индивидуального предпринимателя за виновное неисполнение обязанности по качественному оказанию аудиторских услуг, включая случаи последующего выявления контролирующими (надзорными) органами нарушений финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, не выявленных в ходе оказания аудиторских услуг;

порядок разрешения споров;

порядок соблюдения конфиденциальности;

иные условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Результатом аудиторской проверки является заключение аудиторской организации (аудитора). Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 17.09.2003 N 128 (ред. от 23.09.2011) утверждены Правила аудиторской деятельности "Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности", Правила аудиторской деятельности "Письменная информация (отчет) аудиторской организации по результатам проведения аудита",согласно которым аудиторское заключение должно содержать аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

Аудиторское заключение должно содержать следующие элементы:

название;

указание на лицо, которому адресуется аудиторское заключение;

реквизиты аудируемого лица и аудиторской организации;

вводную часть;

часть, указывающую на ответственность руководства аудируемого лица за представленную бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

часть, указывающую на ответственность аудиторской организации в связи с проведением аудита и содержащую описание аудита;

часть, содержащую аудиторское мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица и соответствии совершенных им финансовых (хозяйственных) операций законодательству;

часть, содержащую аудиторское мнение по отдельным проверяемым вопросам или отчет по результатам выполнения определенных согласованных аудиторских процедур (если это предусмотрено договором оказания аудиторских услуг);

подписи и дату аудиторского заключения;

дату получения аудиторского заключения аудируемым лицом (в случае проведения в соответствии с законодательством обязательного аудита достоверности годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности).

Аудиторское заключение должно иметь название: "Аудиторское заключение по бухгалтерской (финансовой) отчетности".

Вводная часть должна содержать:

перечень проверенной бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица с указанием отчетного периода;

заявление о том, что ответственность за ведение бухгалтерского учета, подготовку и представление бухгалтерской (финансовой) отчетности несет аудируемое лицо, а обязанность аудиторской организации заключается в выражении аудиторского мнения о достоверности этой бухгалтерской (финансовой) отчетности.

В части, описывающей объем аудита:

дается ссылка на нормативные правовые акты, в соответствии с которыми проводился аудит;

заявляется о том, что аудит был спланирован и проведен с целью обеспечения достаточной уверенности в том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица не содержит существенных искажений;

указывается на способ проведения аудита (на выборочной основе либо сплошным порядком) и его содержание (изучение доказательств, подтверждающих значение и раскрытие в бухгалтерской (финансовой) отчетности информации о финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица, а также исследование существенных оценочных значений, применяемых руководством аудируемого лица при подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности);

дается оценка принципов и методов бухгалтерского учета и порядка подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица;

содержится заявление о том, что аудиторской организацией в результате аудита получены достаточные основания для выражения аудиторского мнения.

В итоговой части, содержащей аудиторское мнение, должно быть указано на соответствие порядка ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица основным принципам и методам, установленным законодательством, а также на достоверность отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности финансового положения и результатов финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица за проверяемый период, если аудиторской организацией не получены достаточные и убедительные доказательства обратного.

Аудиторское заключение должно иметь дату его подписания, после которой в него не могут быть внесены изменения, не оговоренные с аудируемым лицом. До этой даты необходимо завершить исследование и сбор аудиторских доказательств о событиях, предшествующих дате подписания аудиторского заключения.

Данное обстоятельство предоставляет пользователю основания полагать, что аудиторская организация учла влияние на бухгалтерскую (финансовую) отчетность событий и операций, имевших место до даты подписания аудиторского заключения и известных аудиторской организации.

Аудиторская организация не имеет права подписать аудиторское заключение ранее даты подписания бухгалтерской (финансовой) отчетности руководством аудируемого лица.

Аудиторское заключение должно быть подписано руководителем аудиторской организации, а также лицом, ответственным за проведение аудита. При этом подписание аудиторского заключения лицом, не имеющим квалификационного аттестата аудитора, запрещается.

Аудиторское заключение аудитора - индивидуального предпринимателя подписывается им лично.

К аудиторскому заключению прилагается подписанная и скрепленная печатью аудируемого лица бухгалтерская (финансовая) отчетность, в отношении которой выражается аудиторское мнение.

Аудиторское заключение предоставляется пользователям бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Аудиторское заключение может содержать безусловно положительное аудиторское мнение и (или) быть модифицированным.

Безусловно положительное аудиторское мнение должно быть выражено тогда, когда аудиторская организация приходит к выводу, что бухгалтерская (финансовая) отчетность аудируемого лица подготовлена в соответствии с установленными принципами и методами ведения бухгалтерского учета и подготовки бухгалтерской (финансовой) отчетности в Республике Беларусь и дает достоверное представление о финансовом положении и результатах финансово-хозяйственной деятельности аудируемого лица.

Аудиторское заключение считается модифицированным, если указывает на установленные проведенным аудитом факторы:

не влияющие на безусловно положительное аудиторское мнение, но описываемые в аудиторском заключении с целью привлечения внимания пользователей к какой-либо ситуации, сложившейся у аудируемого лица и раскрытой в бухгалтерской (финансовой) отчетности;

влияющие на аудиторское мнение и способствующие выражению условно положительного или отрицательного аудиторского мнения, а также отказу от его выражения.

Аудиторская организация не должна выражать безусловно положительное аудиторское мнение, если существует хотя бы одно обстоятельство, которое в соответствии с суждением аудиторской организации оказывает или может оказать существенное влияние на достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности, например:

имеется существенное ограничение объема аудита, которое может привести к выражению условно положительного аудиторского мнения или к отказу от его выражения;

имеются разногласия с руководством аудируемого лица относительно допустимости принятой им учетной политики, порядка ее применения, адекватности сведений, раскрываемых в бухгалтерской (финансовой) отчетности, которые могут привести к выражению условно положительного или отрицательного аудиторского мнения.

Условно положительное аудиторское мнение выражается в том случае, если аудиторская организация приходит к выводу, что выражение безусловно положительного аудиторского мнения невозможно, но влияние разногласий с руководством аудируемого лица или ограничение объема аудита не настолько существенны, чтобы выразить отрицательное аудиторское мнение или отказаться от его выражения.

Отрицательное аудиторское мнение следует выражать в случае, когда влияние разногласий с руководством аудируемого лица настолько существенно для бухгалтерской (финансовой) отчетности, что выразить условно положительное аудиторское мнение недостаточно для раскрытия вводящего в заблуждение или неполного характера бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Отказ от выражения аудиторского мнения должен иметь место в тех случаях, когда ограничение объема аудита настолько существенно, что аудиторская организация не может получить достаточные аудиторские доказательства и следовательно не в состоянии выразить мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Аудиторское заключение признается заведомо ложным только в судебном порядке по исчерпывающим основаниям, перечисленным в ст. 20 Закона об аудиторской деятельности, когда аудиторское заключение составлено без проведения аудиторской проверки или не соответствует результатам проверки. Это влечет ответственность - аннулирование квалификационного аттестата аудитора.

Решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора принимается Министерством финансов Республики Беларусь также в случае:

обращения аудитора с просьбой об аннулировании квалификационного аттестата аудитора;

установления факта получения квалификационного аттестата аудитора с использованием подложных, поддельных или недействительных документов, а также недостоверных сведений;

установления факта оказания аудиторских услуг аудитором, находящимся на учете в организациях здравоохранения в связи с психическим расстройством (заболеванием), синдромом зависимости от алкоголя (алкоголизмом), наркотических средств или психотропных веществ (наркоманией), токсикоманических средств (токсикоманией) либо имеющим непогашенную или неснятую судимость за совершение преступлений против интересов службы, собственности и порядка осуществления экономической деятельности, а также за совершение иных преступлений, связанных с использованием служебных полномочий;

нарушения требования о подтверждении квалификации. Аудитор обязан начиная с года, следующего за годом получения квалификационного аттестата аудитора, не реже одного раза в два года подтверждать свою квалификацию;

несоблюдения принципов независимости и конфиденциальности;

невыполнения требования (предписания) об устранении нарушений, установленных при проверке соблюдения аудиторскими организациями, аудиторами - индивидуальными предпринимателями, аудиторами законодательства Республики Беларусь об аудиторской деятельности (для аудитора - индивидуального предпринимателя или руководителя аудиторской организации);

допущения аудитором грубых нарушений порядка осуществления аудиторской деятельности, перечень которых устанавливается Советом Министров Республики Беларусь.

Физическое лицо, квалификационный аттестат аудитора которого аннулирован, вправе обжаловать решение об аннулировании квалификационного аттестата аудитора в судебном порядке в течение трех месяцев со дня получения этим лицом такого решения.

Физическое лицо, квалификационный аттестат аудитора которого аннулирован, вправе сдавать квалификационные экзамены на право получения квалификационного аттестата аудитора не ранее чем через три года со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора, или не ранее чем через шесть месяцев со дня принятия решения об аннулировании квалификационного аттестата аудитора.

 

Тема 7

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ (БАНКРОТСТВА)

 

Литература

1. Карелина, С.А. Механизм правового регулирования отношений несосто­ятель­нос­ти / С.А. Карелина. – М.: Волтерс Клувер, 2008, – 568 с.

2. Несостоятельность (банкротство): Научно-практический комментарий новелл законодательства и практики его применения / Под ред. В.В. Витрянского. 2-е изд., стер. – М.: Статут, 2012. – 336 с.

3. Попондопуло, В.Ф. Конкурсное право: Правовое регулирование несостоятельности (банкротства): учеб. пособ. – М.: Юристъ, 2011. – 361 с.

4. Попондопуло, В.Ф. Банкротство: правовое регулирование: научно – практическое по­со­бие / В.Ф. По­пондопуло. – М.: Проспект, 2012. – 432 с.

5. Смольский, А. Третий Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)»: важнейшие особенности и нововведения / А. Смольский // Вестник ВХС Респ. Беларусь. – 2012. - № 9. – С. 67 – 75.

6. Телюкина, М.В. Основы конкурсного права / М.В. Телюкина. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – 287 с.

 

1. Понятие экономической несостоятельности (банкротства).

Законодательство об экономической

несостоятельности (банкротстве)

 

Термин "банкрот" происходит из средневековой Италии (лат. bankarupta - сломанная скамья, от banco - скамья, rotto - сломанный) и означает прекращение деятельности в прежней форме. Согласно ст. 1 Закона Республики Беларусь от 13 июля 2012 г. № 415-З "Об экономической несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон "Об экономической несостоятельности (банкротстве)") банкротство – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника – юридического лица, прекращением деятельности должника – индивидуального предпринимателя (далее – решение об открытии ликвидационного производства). Экономическая несостоятельность – неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника (далее – решение о санации).

При неспособности субъекта предпринимательства после наступления установленного срока выполнить свои денежные обязательства перед другими лицами, бюджетом иначе, как через восстановление его платежеспособности, этот субъект (должник) признается несостоятельным (практическая неплатежеспособность).

Неспособность должника восстановить свою платежеспособность и удовлетворить признанные судом требования кредиторов иначе, как через применение определенной судом ликвидационной процедуры, признается банкротством (абсолютная неплатежеспособность).

Из определений банкротства можно вывести следующие его признаки:

неплатежеспособность - неспособность удовлетворить требования кредитора (кредиторов) по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

обязательные платежи – налоги, сборы (пошлины) и иные платежи в республиканский и местные бюджеты, в том числе в государственные целевые бюджетные фонды, а также в государственные внебюджетные фонды, которые должник обязан уплатить в соответствии с законодательством, включая суммы бюджетных займов, бюджетных ссуд, административные взыскания в виде штрафов, а также штрафы, налагаемые в соответствии с уголовным законодательством.

Неплатежеспособность должна иметь или приобретать устойчивый характер.

В соответствии с п. 2 Инструкции о порядке расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь, Министерства экономики Республики Беларусь от 27.12.2011 N 140/206 (ред. 07.06.2013) источником информации для расчета коэффициентов платежеспособности и проведения анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования является бухгалтерская отчетность, составленная в соответствии с постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 31 октября 2011 г. N 111 (ред. 06.05.2013) "Об установлении форм бухгалтерской отчетности".

Расчет коэффициентов платежеспособности и анализ финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования производятся на основании бухгалтерского баланса субъекта хозяйствования на последнюю отчетную дату.

По результатам анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования проводится подготовка экспертных заключений о финансовом состоянии и платежеспособности субъектов хозяйствования.

Выводы, полученные на основе анализа финансового состояния и платежеспособности субъектов хозяйствования и экспертного заключения, используются в соответствии с законодательством в производстве по делам об экономической несостоятельности (банкротстве) субъектов хозяйствования.

Коэффициенты, используемые в качестве показателей для оценки платежеспособности, и их нормативные значения, дифференцированные по видам экономической деятельности, установлены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12 декабря 2011 г. N 1672 (ред. от 20.04.2013) "Об определении критериев оценки платежеспособности субъектов хозяйствования".

В целях обеспечения единого методического подхода к оценке платежеспособности субъектов хозяйствования, своевременного выявления нестабильности их финансового состояния в качестве показателей для оценки платежеспособности государственных и негосударственных юридических лиц (кроме бюджетных, страховых организаций, банков и небанковских кредитно-финансовых организаций, ассоциаций и союзов, казенных предприятий), их обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, индивидуальных предпринимателей, принявших решение о ведении бухгалтерского учета, используются следующие коэффициенты платежеспособности:

коэффициент текущей ликвидности, характеризующий общую обеспеченность субъекта хозяйствования собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств;

коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, характеризующий наличие у субъекта хозяйствования собственных оборотных средств, необходимых для его финансовой устойчивости;

коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, характеризующий способность субъекта хозяйствования рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов.

Нормативные значения коэффициентов платежеспособности, дифференцированы по видам экономической деятельности (далее - нормативные значения коэффициентов). Критерием признания субъекта хозяйствования платежеспособным является наличие коэффициента текущей ликвидности и (или) коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения более приведенных в нормативных значениях коэффициентов или равные им. Критерием признания субъекта хозяйствования неплатежеспособным является наличие одновременно коэффициента текущей ликвидности и коэффициента обеспеченности собственными оборотными средствами на конец отчетного периода в зависимости от основного вида экономической деятельности, имеющих значения менее приведенных в нормативных значениях коэффициентов.

В Российской Федерации гражданин считается неплатежеспособным, если денежное обязательство не исполнено им в течение трех месяцев с даты наступления его исполнения и если сумма его обязательства составляет не менее 10 тыс. руб. и превышает стоимость принадлежащего ему имущества (потребительское, неторговое банкротство). Юридическое лицо и индивидуальный предприниматель неплатежеспособны, если денежное обязательство не исполнено ими в течение трех месяцев с даты наступления обязанности его исполнения и его размер составляет не менее 100 тыс. руб. Применение такого способа конкретизации неплатежеспособности позволяет избежать трудностей, связанных с бухгалтерскими нюансами оценки активов и пассивов, а также с возможным риском предоставления ненадежных балансов (должник может не поддерживать свою отчетность в порядке). В ФРГ должник считается неплатежеспособным, если он не в состоянии выполнить подлежащие исполнению платежные обязательства. Здесь не установлен даже срок невыполнения подлежащего исполнению денежного обязательства, достаточно простого приостановления должником платежей.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 331; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.073 сек.