Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ВВЕДЕНИЕ 45 страница




предоставление физическим и (или) юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для банковского хранения документов и ценностей (денежных средств, ценных бумаг, драгоценных металлов и драгоценных камней и др.);

перевозка наличных денежных средств, платежных инструкций, драгоценных металлов и драгоценных камней и иных ценностей между банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями, их обособленными и структурными подразделениями, а также доставка таких ценностей клиентам банков и небанковских кредитно-финансовых организаций.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации вправе осуществлять в соответствии с законодательством Республики Беларусь:

поручительство за третьих лиц, предусматривающее исполнение обязательств в денежной форме;

доверительное управление драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;

операции (сделки) с драгоценными металлами и (или) драгоценными камнями;

лизинговую деятельность;

консультационные и информационные услуги;

выпуск (эмиссию), продажу, покупку ценных бумаг и иные операции с ценными бумагами;

иную деятельность, предусмотренную законодательством Республики Беларусь.

Банки и небанковские кредитно-финансовые организации могут осуществлять отдельные виды деятельности, перечень которых определяется законодательными актами Республики Беларусь, только на основании специального разрешения (лицензии).

Банковские операции могут быть активными, пассивными и посредническими.

Под активными банковскими операциями понимаются операции, направленные на предоставление денежных средств банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

Под пассивными банковскими операциями понимаются операции, направленные на привлечение денежных средств, драгоценных металлов и (или) драгоценных камней банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

Под посредническими банковскими операциями понимаются операции, содействующие осуществлению банковской деятельности банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями.

Банковские операции подразделяются также на квалифицирующие:

привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.

Иные банковские операции и виды деятельности.

Активные банковские операции: банковская гарантия; кредит; кредитный договор; договор факторинга (договор финансирования под уступку денежного требования); поручительство.

Форфейтинг - приобретение по договору одной стороной (форфейтером) у другой стороны (векселедержателя) простого или переводного векселя, срок платежа по которому не наступил, без права предъявления регресса к данному лицу. Договор форфейтинга является разновидностью договора факторинга, по которому, однако, уступается право требования не платежа, а векселя путем совершения индоссамента на форфейтера (фактора).

Суть форфейтинга (фр. forfeit - покупка долга) определяется тем, что форфейтер (фактор) приобретает у поставщика переводные или простые векселя должника, срок оплаты по которым наступает в будущем, которые при этом гарантируются к оплате банком. При этом форфейтером, как правило, выступает банк поставщика, принимающий указанные векселя и оплачивающий их без права регрессного требования к поставщику.

Договор факторинга обычно предусматривает краткосрочное финансирование, а договор форфейтинга, как правило, заключается при необходимости финансирования поставщика на средние и длительные сроки.

Форфейтер учитывает векселя с дисконтом.

Преимуществом форфейтинга по сравнению с иными формами открытого факторинга является то, что вексель представляет собой абстрактное долговое обязательство должника, не связанное с договором, на основании которого был выдан вексель. Должник не вправе предъявлять к форфейтеру требования, которые он вправе предъявить к поставщику, а впоследствии к фактору, при иных условиях факторинга.

Пассивные банковские операции: банковский вклад (депозит); договор банковского вклада (депозита); договор благотворительного счета; договор временного счета; договор корреспондентского счета; договор доверительного управления денежными средствами; договор карт-счета; договор текущего (расчетного) банковского счета.

Посреднические банковские операции: аккредитив; валютно-обменные операции; договор банковского хранения; инкассация; платежная инструкция; платежное поручение; платежное требование; расчеты.

Наряду с ГК и БК порядок осуществления банковских операций регламентируется иными актами законодательства, а именно:

Инструкцией о порядке предоставления (размещения) банками денежных средств в форме кредита и их возврата, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 30.12.2003 N 226 (ред. от 18.04.2013);

письмом Национального банка Республики Беларусь от 09.07.2004 N 04-23/509 "О предоставлении кредитов в иностранной валюте";

Указом Президента Республики Беларусь от 22.02.2000 N 82 (ред. от 01.03.2007) "О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь";

Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 N 359 (ред. от 24.10.2011);

Инструкцией о банковском переводе, утвержденной Постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 N 66 (ред. от 19.11.2012).

 

5. Правовое положение небанковских

кредитно-финансовых организаций

 

Небанковская кредитно-финансовая организация - юридическое лицо, имеющее право осуществлять отдельные банковские операции и виды деятельности, предусмотренные ст. 14 БК, за исключением осуществления в совокупности следующих банковских операций:

привлечение денежных средств физических и (или) юридических лиц во вклады (депозиты);

размещение привлеченных денежных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

открытие и ведение банковских счетов физических и (или) юридических лиц.

Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять небанковские кредитно-финансовые организации, устанавливаются Национальным банком. Однако в настоящее время они не установлены, поскольку в Республике Беларусь не создано ни одной такой организации.

Законодательство Российской Федерации различает два вида небанковских кредитных организаций в зависимости от круга осуществляемых ими банковских операций: небанковские кредитные организации, осуществляющие депозитно-кредитные операции (НДКО) и расчетные небанковские кредитные организации (РНКО).

Согласно Положению Банка России от 21.09.2001 N 153-П "Об особенностях пруденциального регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции" НДКО могут осуществлять следующие банковские операции:

- привлечение денежных средств юридических лиц во вклады (на определенный срок);

- размещение привлеченных во вклады денежных средств юридических лиц от своего имени и за свой счет;

- купля-продажа иностранной валюты в безналичной форме (данную операцию НДКО вправе осуществлять исключительно от своего имени и за свой счет);

- выдача банковских гарантий.

НДКО не вправе осуществлять следующие банковские операции:

- привлечение денежных средств физических лиц во вклады (до востребования и на определенный срок) и юридических лиц во вклады до востребования;

- открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц;

- осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

- инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц;

- купля-продажа иностранной валюты в наличной форме;

- привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов;

- осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов.

НДКО не разрешается открывать филиалы и создавать дочерние организации за рубежом.

В соответствии с Инструкцией Банка России от 26.04.2006 N 129-И "О банковских операциях и других сделках расчетных небанковских кредитных организаций, обязательных нормативах расчетных небанковских кредитных организаций и особенностях осуществления Банком России надзора за их соблюдением" РНКО вправе осуществлять в сочетании следующие банковские операции:

открытие и ведение банковских счетов юридических лиц;

осуществление расчетов по поручению юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам;

инкассацию денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание юридических лиц;

куплю-продажу иностранной валюты в безналичной форме;

осуществление переводов денежных средств по поручению физических лиц без открытия банковских счетов (за исключением почтовых переводов).

РНКО могут осуществлять деятельность на рынке ценных бумаг: выпуск, покупку, продажу, учет, хранение и иные операции с ценными бумагами, выполняющими функции платежного документа, с ценными бумагами, подтверждающими привлечение денежных средств во вклады и на банковские счета, с иными ценными бумагами, осуществление операций с которыми не требует получения специальной лицензии в соответствии с федеральными законами, а также вправе осуществлять доверительное управление указанными ценными бумагами по договору с физическими и юридическими лицами. Указанные организации также имеют право осуществлять профессиональную деятельность на рынке ценных бумаг.

РНКО помимо банковских операций вправе осуществлять ряд сделок: выдавать поручительства за третьих лиц, предусматривающие исполнение обязательств в денежной форме; приобретать права требования от третьих лиц исполнения обязательств в денежной форме; доверительное управление денежными средствами и иным имуществом по договору с физическими и юридическими лицами; осуществление операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями; предоставление в аренду физическим и юридическим лицам специальных помещений или находящихся в них сейфов для хранения документов и ценностей; лизинговые операции; оказание консультационных и информационных услуг.

При создании, реорганизации небанковской кредитно-финансовой организации, осуществлении и прекращении ее деятельности применяются положения, предусмотренные для банков, если иное не установлено законодательством. Небанковская кредитно-финансовая организация создается в форме хозяйственного общества.

Наименование небанковской кредитно-финансовой организации должно содержать указание на характер деятельности этой организации посредством использования слов "небанковская кредитно-финансовая организация", а также на ее организационно-правовую форму.

Юридические лица, зарегистрированные на территории Республики Беларусь в установленном порядке, не могут использовать в своем наименовании слова "небанковская кредитно-финансовая организация" либо иным образом указывать на то, что они имеют право на осуществление банковской деятельности, за исключением лиц, получивших от Национального банка лицензию на осуществление банковской деятельности.

Небанковские кредитно-финансовые организации подлежат государственной регистрации в Национальном банке Республики Беларусь. Небанковская кредитно-финансовая организация на основании лицензии, выданной Национальным банком, вправе осуществлять отдельные банковские операции (дилинговые операции, управление денежными средствами по договору с собственником или распорядителем этих средств, выдача за третьих лиц гарантий и поручительств, форфейтинг, лизинг, инвестиционное посредничество, деятельность депозитария). Допустимые сочетания банковских операций, которые могут осуществлять данные организации, устанавливаются Национальным банком.

Перечень документов, представляемых для государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации и получения лицензии на осуществление банковской деятельности, определяется Национальным банком в зависимости от организационно-правовой формы небанковской кредитно-финансовой организации и деятельности, которую она будет осуществлять.

Решения о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации или об отказе в ее государственной регистрации принимаются Национальным банком в срок, не превышающий двух месяцев со дня представления необходимых для государственной регистрации документов. В государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации может быть отказано в случае непредставления необходимых для государственной регистрации документов, установленных Национальным банком.

Одновременно с принятием решения о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации Национальный банк принимает решение о перечне банковских операций, которые может осуществлять эта организация, и о выдаче ей лицензии на осуществление банковской деятельности.

Национальный банк на основании решения о государственной регистрации небанковской кредитно-финансовой организации в десятидневный срок представляет в Министерство юстиции Республики Беларусь необходимые сведения об этой организации для включения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Зарегистрированной небанковской кредитно-финансовой организации выдаются свидетельство о ее государственной регистрации и лицензия на осуществление банковской деятельности.

Документы, представляемые небанковской кредитно-финансовой организацией для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданной ей лицензии на осуществление банковской деятельности, а также порядок их представления и рассмотрения устанавливаются Национальным банком.

На основании решения о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в лицензии на осуществление банковской деятельности, Национальный банк Республики Беларусь выдает небанковской кредитно-финансовой организации лицензию на новом бланке с указанием в ней измененного перечня банковских операций, которые эта организация вправе осуществлять.

Реорганизация и ликвидация небанковских кредитно-финансовых организаций осуществляются в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь для юридических лиц соответствующей организационно-правовой формы, с учетом особенностей, предусмотренных для банков.

В случае реорганизации небанковской кредитно-финансовой организации путем преобразования ее в иную коммерческую организацию эта коммерческая организация не может быть преобразована в небанковскую кредитно-финансовую организацию ранее трех лет со дня отзыва лицензии на осуществление банковской деятельности.

Преобразование небанковской кредитно-финансовой организации в банк (внесение соответствующих изменений в устав небанковской кредитно-финансовой организации) допускается при соблюдении требований, установленных для государственной регистрации банков.

 

6. Государственный контроль за деятельностью банков и иных кредитно-финансовых организаций и их ответственность

 

Постановлением Правления Национального банка от 30.11.2012 № 625 (в ред. от 01.10.2013 № 567) утверждена Инструкция об организации системы внутреннего контроля в банках, небанковских кредитно-финансовых организациях, банковских группах и банковских холдингах (далее – Инструкция № 625).

Внутренний контроль это процесс, осуществляемый банком в целях обеспечения упорядоченного и эффективного осуществления деятельности в соответствии с требованиями законодательства Республики Беларусь и локальных нормативных правовых актов банка. Система внутреннего контроля это совокупность внутреннего контроля, внутреннего аудита, организационной структуры, локальных нормативных правовых актов, определяющих стратегию, политику, методики и процедуры внутреннего контроля, а также полномочий и ответственности органов управления банка и должностных лиц.

Головная организация банковской группы и (или) банковского холдинга обязана организовать систему внутреннего контроля в банковской группе и (или) банковском холдинге на консолидированной основе таким образом, чтобы обеспечить своевременное получение информации о деятельности участников банковской группы и (или) банковского холдинга в целях осуществления оценки эффективности деятельности таких участников и соблюдения ими требований законодательства и локальных нормативных правовых актов.

По результатам оценки системы внутреннего контроля в банке в ходе осуществления банковского надзора Национальный банк вправе на основании мотивированного суждения о соответствии (несоответствии) системы внутреннего контроля требованиям, установленным Национальным банком, принимать решения о:

государственной регистрации созданного в результате реорганизации банка и одновременно выдаче ему специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности;

государственной регистрации изменений и (или) дополнений, вносимых в устав банка (при реорганизации банка);

выдаче (отказе в выдаче) банку специального разрешения (лицензии) на осуществление банковской деятельности, внесении (отказе во внесении) изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанный в выданном банку специальном разрешении (лицензии) на осуществление банковской деятельности;

применении мер надзорного реагирования.

Органы управления банка обязаны обеспечить эффективный внутренний контроль, обеспечивающий надлежащий уровень финансовой надежности и информационной безопасности, соответствующий характеру и объемам осуществляемых банковских и иных операций (сделок) и иной деятельности.

Банк обязан обеспечить постоянное участие органов управления в организации и функционировании системы внутреннего контроля, а также четкое распределение полномочий по осуществлению внутреннего контроля и ответственности между советом директоров (наблюдательным советом), аудиторским комитетом, исполнительным органом, иными коллегиальными органами, подразделениями и работниками всех уровней, включая должностное лицо, ответственное за внутренний контроль в банке, подразделение по осуществлению внутреннего контроля в банке (при его наличии), специальное подразделение по предотвращению легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования террористической деятельности, службу внутреннего аудита, и взаимодействие между всеми указанными участниками системы внутреннего контроля.

Совет директоров (наблюдательный совет) банка обязан обеспечить организацию системы внутреннего контроля, исключение конфликта интересов и условий его возникновения в процессе осуществления внутреннего контроля, утвердить локальный нормативный правовой акт, определяющий стратегию банка в отношении организации и осуществления внутреннего контроля.

Совет директоров (наблюдательный совет) обязан:

устанавливать лимиты на операции и иную деятельность, решения в отношении которых принимаются исполнительным органом банка и (или) руководителем банка;

регулярно рассматривать результаты оценки эффективности системы внутреннего контроля, ее соответствия характеру, масштабам и условиям деятельности банка, давать указания исполнительному органу банка по вопросам организации внутреннего контроля и принятия мер по повышению его эффективности;

рассматривать управленческую отчетность по вопросам функционирования системы внутреннего контроля;

рассматривать информацию аудиторского комитета о результатах проверок службы внутреннего аудита;

принимать меры, обеспечивающие своевременное устранение исполнительным органом банка нарушений законодательства Республики Беларусь, злоупотреблений и недостатков, выявленных в ходе проверок (ревизий) службы внутреннего аудита, аудиторской организации, аудитора - индивидуального предпринимателя, ревизионной комиссии (ревизора), Национального банка и иных государственных (контролирующих) органов, а также выполнение полученных рекомендаций;

принимать стратегические решения по совершенствованию системы внутреннего контроля.

Аудиторский комитет:

осуществляет внутренний мониторинг выполнения решений совета директоров (наблюдательного совета), принятых в отношении системы внутреннего контроля, службы внутреннего аудита;

осуществляет оценку эффективности системы внутреннего контроля, деятельности службы внутреннего аудита в банке;

регулярно представляет совету директоров (наблюдательному совету) управленческую отчетность о состоянии системы внутреннего контроля и деятельности службы внутреннего аудита;

рассматривает результаты проверок (ревизий) службы внутреннего аудита, аудиторской организации, аудитора - индивидуального предпринимателя, ревизионной комиссии (ревизора), Национального банка и иных государственных (контролирующих) органов, представляет совету директоров (наблюдательному совету) информацию о выявленных существенных проблемах, злоупотреблениях и недостатках в деятельности банка, которые могут привести к неблагоприятным последствиям;

представляет на рассмотрение совета директоров (наблюдательного совета) свои рекомендации по вопросам внутреннего контроля и внутреннего аудита, предложения по совершенствованию системы внутреннего контроля, в том числе на основании рассмотрения результатов проверок (ревизий) службы внутреннего аудита, аудиторской организации, аудитора - индивидуального предпринимателя, ревизионной комиссии (ревизора), Национального банка и иных государственных (контролирующих) органов;

осуществляет внутренний мониторинг процедуры составления финансовой, бухгалтерской, пруденциальной и иной отчетности;

принимает решения в отношении внутреннего контроля и внутреннего аудита по поручению совета директоров (наблюдательного совета);

осуществляет выбор аудиторской организации, аудитора - индивидуального предпринимателя и организует необходимое взаимодействие с ними;

осуществляет иные функции в соответствии с порядком, установленным банком.

Состав и периодичность представления информации совету директоров (наблюдательному совету) должны обеспечивать достаточность информации и своевременность ее представления для принятия управленческих решений.

Исполнительный орган банка обязан организовать систему внутреннего контроля, деятельность службы внутреннего аудита и обеспечить достижение банком целей и выполнение задач, установленных советом директоров (наблюдательным советом) в данной области.

Исполнительный орган банка обязан утвердить локальные нормативные правовые акты, регламентирующие политику, методики и процедуры осуществления банковских и иных операций (сделок) и их контролирования, установления лимитов и иных ограничений (если уставом банка не определено, что утверждение таких локальных нормативных правовых актов входит в компетенцию совета директоров (наблюдательного совета), а также порядок принятия решений, взаимодействия подразделений, распределения и делегирования полномочий в процессе осуществления операций (сделок), управления рисками, внутреннего контроля, обеспечивать их эффективное применение на практике.

Исполнительный орган банка обязан:

обеспечивать выполнение решений совета директоров (наблюдательного совета), реализацию стратегии и политики банка, в том числе в отношении организации и осуществления внутреннего контроля;

осуществлять контролирование соблюдения лимитов, полномочий должностных лиц, в том числе при осуществлении крупных сделок;

осуществлять контролирование принятия мер по снижению (ограничению) рисков;

осуществлять внутренний мониторинг эффективности системы внутреннего контроля и контролирование устранения выявленных нарушений и недостатков внутреннего контроля;

рассматривать управленческую отчетность, содержащую результаты и материалы периодических оценок эффективности системы внутреннего контроля, его отдельных направлений и видов;

организовывать эффективную систему передачи и обмена информацией, которая должна обеспечивать поступление необходимых сведений к заинтересованным в них пользователям;

не допускать утверждения локальных нормативных правовых актов банка и (или) совершения действий, которые могут создавать условия для нарушения законодательства Республики Беларусь и (или) препятствовать осуществлению внутреннего контроля, принимать меры по совершенствованию системы внутреннего контроля.

Банк обязан назначить должностное лицо, ответственное за внутренний контроль в банке, которое является работником банка и может возглавлять подразделение по осуществлению внутреннего контроля в банке.

Должностное лицо, ответственное за внутренний контроль в банке, координирует и контролирует деятельность подразделений и (или) должностных лиц, осуществляющих внутренний контроль, в отдельных подразделениях банка и (или) по отдельным направлениям деятельности (бизнес-линиям, бизнес-процессам) (при их наличии), организует разработку локальных нормативных правовых актов, регламентирующих политику, методики и процедуры осуществления внутреннего контроля, обеспечивает составление управленческой отчетности о состоянии системы внутреннего контроля и представление ее на рассмотрение органов управления банка, аудиторского комитета.

Должностное лицо, ответственное за внутренний контроль в банке, входит в состав аудиторского комитета. Статус, должностные обязанности, полномочия и ответственность указанного должностного лица должны быть закреплены в локальных нормативных правовых актах банка.

Во избежание конфликта интересов функции должностного лица, ответственного за внутренний контроль в банке, не должны включать управление деятельностью подразделений (бизнес-линиями, бизнес-процессами) и работников банка, которые генерируют риски (за исключением операционного, репутационного, стратегического рисков), осуществляют управление рисками, а также службой внутреннего аудита.

Работники банка при выполнении своих должностных обязанностей должны осуществлять контролирование правильности и законности проводимых операций, а также предупреждать возникновение конфликта интересов.

Банк проводит оценку соответствия установленным им квалификационным требованиям и требованиям к деловой репутации для должностного лица, ответственного за внутренний контроль в банке, руководителя службы внутреннего аудита с периодичностью, достаточной для обеспечения поддержания их квалификации и деловой репутации на должном уровне.

Организационная структура системы внутреннего контроля должна соответствовать организационно-функциональной структуре банка, характеру и объемам осуществляемых им банковских и иных операций (сделок) и иной деятельности.

Система внутреннего контроля должна быть обеспечена квалифицированными специалистами, необходимыми информационными системами и программно-техническими средствами, позволяющими осуществлять сбор, обработку, анализ, передачу и защиту информации, используемой для внутреннего контроля.

Банк должен осуществлять постоянный анализ действующих информационных систем на предмет их возможности обеспечить функционирование системы внутреннего контроля в соответствии с установленными требованиями и своевременно проводить необходимую доработку (актуализацию) этих систем либо внедрять новые.

Организационная структура системы внутреннего контроля, генерируемые ею информационные потоки, распределение областей ответственности и полномочий должностных лиц, порядок их осуществления, порядок взаимодействия между подразделениями и работниками банка, подчиненность и подотчетность должностных лиц и подразделений, осуществляющих внутренний контроль, порядок информационного обеспечения должностных лиц и подразделений, ответственных за внутренний контроль, порядок принятия решений должны быть организованы таким образом, чтобы исключить конфликт интересов, в том числе между подразделениями (должностными лицами), осуществляющими внутренний контроль, и подразделениями (должностными лицами), которые подвергаются внутреннему контролю.

В банке должны быть разработаны и утверждены локальные нормативные правовые акты, содержащие политику, методики и процедуры внутреннего контроля, которые должны быть последовательными, иметь степень детализации, адекватную масштабам и сложности деятельности банка, применяться единообразно во всех его подразделениях.

Указанные локальные нормативные правовые акты необходимо не реже чем один раз в год подвергать оценке на адекватность, в том числе с учетом существенных для банка изменений в его деятельности и состоянии, и по результатам оценки вносить соответствующие корректировки.

Система внутреннего контроля банка должна организовываться по следующим направлениям:

контролирование достижения поставленных стратегических целей;

контролирование обеспечения эффективности и результативности финансовой и хозяйственной деятельности банка при совершении банковских и иных операций (сделок);

контролирование эффективности управления активами и пассивами;

контролирование сохранности активов и вложений банка;

контролирование достоверности, полноты, объективности и своевременности ведения бухгалтерского учета, составления и представления финансовой, бухгалтерской, пруденциальной и иной отчетности (для внешних и внутренних пользователей);




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.064 сек.