КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Наши комментарии. 3. При поступлении противоречивой информации (проверить которую нет возможности) вы сочтете более достоверной а) более свежую или б) поступившую ранее?
Вопросы Наши комментарии Вопросы 3. При поступлении противоречивой информации (проверить которую нет возможности) вы сочтете более достоверной а) более свежую или б) поступившую ранее? 4. Тот же вопрос при поступлении непротиворечивой, однотипной информации. 1. Известен следующий «эффект порядка» 1: при поступлении противоречивой информации (проверить которую не можем) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой. Мы не любим менять свое мнение. Особенно это заметно в разговоре с начальником: уж если тот принял решение, то возвращаться к тому же вопросу уже не хочет и не будет. На самом деле и все мы такие же, просто руководитель может позволить себе стоять на своем, а подчиненный — не всегда. Поэтому опытные управленцы в случае соперничества стараются донести до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников. Это называется «успеть вдуть в уши начальству». 4. Когда рассматриваются непротиворечивые сообщения, не требующие изменения мнения, срабатывает «эффект порядка» 2: при поступлении непротиворечивой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней. Последняя информация рассматривается при этом как уточняющая. 5. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства или недостатки? 6. Тот же вопрос относительно неприятного для нас собеседника. 5, 6. Приятный нам человек вызывает у нас положительные эмоции. Потребность в них — одна из важнейших наших потребностей. Поэтому человека, удовлетворяющего эту нашу потребность, мы оберегаем «в его приятности», не допуская плохих мыслей о нем, Более того, для усиления положительных эмоций мы наделяем этого человека всевозможными достоинствами. Здесь срабатывает «эффект проекции»: приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному — недостатки. Эффект этот нашел отражение в народных поговорках: «Не по-хорошему мил, а no-милому хорош», «Все девчата хороши, откуда злые жены берутся?». Действительно, когда человек мил, то есть приятен, все в нем представляется хорошим, даже недостатки кажутся милыми и не замечаются. Говорят же: «Любовь слепа». И даже когда окружающие указывают на недостатки объекта любви, влюбленные не хотят ничего слышать и видеть. Еще говорят: «Любовь зла, полюбишь и козла». Это потом уже, когда влюбленность поослабеет: «Ах, мама-мамочка, как же ты была права...» Результатом действия «эффекта проекции» является, в частности, и значительная доля разводов из-за того, что вступающие в брак фактически идеализируют друг друга. Что касается ответа на вопрос 6, укажем на «эффект противодействия»: людям свойственно подсознательно оказывать сопротивление сильному давлению извне. В чем бы ни выражалось это давление, оно воспринимается как покушение на одно из прав индивида — право свободного выбора. Вспомните, какое впечатление на вас производила телевизионная реклама, подобная следующей: «Вас еще не знают на мировом рынке? Не беда! Зато знают нас! Только у нас вы найдете то, что вам нужно!» Не раздражение ли? Кроме эффектов восприятия, описанных выше и в следующем параграфе, мы должны сказать и об определенной субъективности восприятия индивидумами одних и тех же событий. Во время одного из заседаний психологического конгресса в Геттингене в зал ворвался человек, за которым гнался вооруженный бандит. После короткой схватки один s из них выстрелил, и оба они выбежали. Все это длилось 20 секунд. Председательствующий обратился к ошарашенным участникам с просьбой записать увиденное. (Это был эксперимент: в тайне от присутствующих все заранее было подготовлено, инсценировано, отрепетировано, велась фотосъемка.) Только в одном из 40 описаний было менее 20 % ошибок по основным фактам инсценировки, 14 отчетов содержали 20—40 % ошибок, а 25— свыше 40 %. При этом более чем в половине отчетов содержалось 10 % выдуманных подробностей. Весьма характерные результаты, несмотря на благоприятные условия для восприятия и профессиональные навыки участников, постоянно ведущих научные наблюдения. Так что о субъективности восприятия не стоит забывать.
4.6. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ: ЗНАЧЕНИЕ И ОШИБКИ От плохого начала и конец бывает плохой. Еврипид
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |