Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Наши комментарии. 3. При поступлении противоречивой информации (про­верить которую нет возможности) вы сочтете более достоверной а) более свежую или б) поступившую ра­нее?




Вопросы

Наши комментарии

Вопросы

3. При поступлении противоречивой информации (про­верить которую нет возможности) вы сочтете более достоверной а) более свежую или б) поступившую ра­нее?

4. Тот же вопрос при поступлении непротиворечивой, однотипной информации.

1. Известен следующий «эффект порядка» 1: при по­ступлении противоречивой информации (проверить ко­торую не можем) мы склонны отдавать предпочтение той, что поступила первой.

Мы не любим менять свое мнение. Особенно это заметно в разговоре с начальником: уж если тот при­нял решение, то возвращаться к тому же вопросу уже не хочет и не будет. На самом деле и все мы такие же, просто руководитель может позволить себе стоять на своем, а подчиненный — не всегда. Поэтому опытные управленцы в случае соперничества стараются донес­ти до руководства свою точку зрения раньше других сотрудников. Это называется «успеть вдуть в уши на­чальству».

4. Когда рассматриваются непротиворечивые сооб­щения, не требующие изменения мнения, срабатыва­ет «эффект порядка» 2: при поступлении непротиворечи­вой информации мы отдаем предпочтение той, что поступила последней.

Последняя информация рассматривается при этом как уточняющая.

5. Приятному для нас собеседнику мы склонны приписы­вать достоинства или недостатки?

6. Тот же вопрос относительно неприятного для нас собеседника.

5, 6. Приятный нам человек вызывает у нас положи­тельные эмоции. Потребность в них — одна из важней­ших наших потребностей. Поэтому человека, удовлет­воряющего эту нашу потребность, мы оберегаем «в его приятности», не допуская плохих мыслей о нем, Более того, для усиления положительных эмоций мы наде­ляем этого человека всевозможными достоинствами.

Здесь срабатывает «эффект проекции»: приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать достоинства, а неприятному — недостатки.

Эффект этот нашел отражение в народных поговор­ках: «Не по-хорошему мил, а no-милому хорош», «Все девчата хороши, откуда злые жены берутся?».

Действительно, когда человек мил, то есть приятен, все в нем представляется хорошим, даже недостатки кажутся милыми и не замечаются. Говорят же: «Любовь слепа». И даже когда окружающие указывают на недо­статки объекта любви, влюбленные не хотят ничего слышать и видеть. Еще говорят: «Любовь зла, полю­бишь и козла». Это потом уже, когда влюбленность поослабеет: «Ах, мама-мамочка, как же ты была права...»

Результатом действия «эффекта проекции» являет­ся, в частности, и значительная доля разводов из-за того, что вступающие в брак фактически идеализиру­ют друг друга.

Что касается ответа на вопрос 6, укажем на «эф­фект противодействия»: людям свойственно подсозна­тельно оказывать сопротивление сильному давлению из­вне.

В чем бы ни выражалось это давление, оно воспри­нимается как покушение на одно из прав индивида — право свободного выбора. Вспомните, какое впечатле­ние на вас производила телевизионная реклама, по­добная следующей: «Вас еще не знают на мировом рынке? Не беда! Зато знают нас! Только у нас вы най­дете то, что вам нужно!» Не раздражение ли?

Кроме эффектов восприятия, описанных выше и в следующем параграфе, мы должны сказать и об определенной субъективности восприятия индивидумами одних и тех же событий.

Во время одного из заседаний психологического конгрес­са в Геттингене в зал ворвался человек, за которым гнал­ся вооруженный бандит. После короткой схватки один s из них выстрелил, и оба они выбежали. Все это длилось 20 секунд. Председательствующий обратился к ошарашенным участникам с просьбой записать увиденное. (Это был эксперимент: в тайне от присутствующих все заранее было подготовлено, инсценировано, отрепетировано, велась фотосъемка.)

Только в одном из 40 описаний было менее 20 % ошибок по основным фактам инсценировки, 14 отчетов содержа­ли 20—40 % ошибок, а 25— свыше 40 %. При этом более чем в половине отчетов содержалось 10 % выдуманных подробностей.

Весьма характерные результаты, несмотря на благо­приятные условия для восприятия и профессиональ­ные навыки участников, постоянно ведущих научные наблюдения. Так что о субъективности восприятия не стоит забывать.

 

4.6. ПЕРВОЕ ВПЕЧАТЛЕНИЕ: ЗНАЧЕНИЕ И ОШИБКИ

От плохого начала и конец бывает плохой.

Еврипид

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 734; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.