Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Внешние факторы, влияющие на формирование впечатления




Последовательность получения сведений. Установле­но, что на мнение о личности впервые воспринимае­мого человека влияет последовательность, в какой люди получают знания о различных сторонах его личности.

Значение последнего обстоятельства убедительно доказано А. Лачинсом. Изучая значение порядка посту­пающей информации о человеке, он давал четырем группам испытуемых ряд описаний его поведения.

Описания, предложенные первой группе, характе­ризовали человека как экстраверта, то есть человека, интересы которого направлены преимущественно на окружающих. Сведения, сообщенные второй группе, наоборот, рисовали его как ярко выраженного интро­верта, то есть личность, более всего интересующуюся своими мыслями и переживаниями.

Третьей и четвертой группам испытуемых были даны комбинированные описания поведения и деятельно­сти человека, ставшего объектом оценки. По первой серии содержащихся в них фактов одна группа могла заключить сначала, что он экстраверт, а по второй — что он интроверт. Другая же группа испытуемых на ос­нове содержания полученных ею сведений могла сначала подумать об этом человеке, что он интроверт, а затем — что экстраверт.

После этого всем группам испытуемых Лачинс пред­ложил образцы различных ситуаций, и они должны были сказать, как проявит себя в них человек, с не­которыми фактами поведения которого они только что были ознакомлены. Оказалось, что порядок, в ко­тором испытуемым сообщалась информация о новом для них человеке, определял характер предсказания ими типа его поведения (как экстраверта или интро­верта) в различных ситуациях. Наибольшее воздействие на испытуемых оказала информация, поступившая первой.

Таким образом, это еще одна демонстрация дей­ственности «эффекта порядка», о котором мы вели речь впараграфе 4.5.

Дистанция общения. В ряде работ при выяснении факторов, которые влияют на характер складывающе­гося о человеке впечатления, имеются данные о зна­чении расстояния между общающимися.

Установлен факт: для каждого человека (находя­щегося в привычной для него обстановке) харак­терна дистанция, которая должна отделять его от другого, мало знакомого ему, чтобы общение не вы­зывало раздражения. Зависит это расстояние от рос­та людей, их пола, психологического состояния, намерений относительно человека, о котором фор­мируется мнение.

Женщины предпочитают несколько меньшую дис­танцию такого общения, мужчины — большую. Это свя­зано с тем, что для женщин более значим сам про­цесс общения, а для мужчин — результат общения. Кроме того, женщины проявляют интерес к деталям, которые лучше видны вблизи.

Интроверты чувствуют себя комфортнее на большем удалении от собеседника, нежели экстраверты, любя­щие общение. По обычно выбираемому собеседником расстоянию для разговора можно получить представ­ление, кто он: экстраверт или интроверт. С нравящи­мися людьми разговаривают на более близкой дистан­ции. По этому признаку можно определить и отношение собеседника к себе. При официальном общении или настороженном отношении стараются расположиться подальше.

Фон непосредственного восприятия. Исследователи проблемы формирования первого впечатления подчер­кивают роль социального фона, на котором этот чело­век воспринимается.

Много ли людей около оцениваемого человека, ка­кие они, каковы их облик и поведение — все это вли­яет на то, какие особенности в его внешнем облике мы отметим и как их оценим.

На фоне невысоких людей рослый человек кажется еще выше. На фоне смеющихся лиц спокойное лицо привлечет к себе внимание наблюдателя. Рядом с ра­ботающими людьми томящийся от безделья человек также «бросается в глаза». На фоне злых и кажущихся человеку несправедливых реплик чье-то доброе, про­изнесенное в его защиту слово не только воспринима­ется человеком с благодарностью, но и заставляет взглянуть на сказавшего это с симпатией.

Когда во время какого-либо происшествия почти все свидетели этого происшествия пребывают в растерян­ности и среди них оказывается человек, который про­являет решительность, мы не только более выпукло видим его достоинства, но и максимально высоко оце­ниваем его личность.

«Фактор сопровождения». Был проведен такой экс­перимент. Мужчину с обыкновенной наружностью представляли двум группам незнакомых ему людей. Последние должны были затем рассказать о впечатле­нии, которое произвел на них этот человек. В одну из групп он был приглашен в сопровождении женщины с яркой привлекательной внешностью, в другую груп­пу его сопровождала женщина некрасивая и неакку­ратно одетая.

Это различие в облике сопровождающих имело сво­им следствием неодинаковую оценку мужчины и от­ношение к нему. Первая группа положительные каче­ства мужчины оценила значительно выше, чем вторая, и общее отношение со стороны первой группы также оказалось более благоприятным для него.

Подобный эффект имеет место только тогда, когда сопровождающее лицо другого пола. Если же они од­ного пола, то внешняя привлекательность сопровож­дающего играет отрицательную роль в восприятии оце­ниваемой личности.

В деловом мире эти обстоятельства имеют непосред­ственное отражение: секретаршей, переводчиков для ру­ководителей-мужчин стараются выбирать из числа наи­более привлекательных женщин. Мужчина-переводчик в этом случае имеет большие шансы при внешности, менее привлекательной, чем у руководителя.

Обсуждая подобные нюансы мы, тем не менее, ни­когда не должны забывать о роли профессионализма в работе.

Внешний фон. Одной группе испытуемых предлага­ли высказать свое мнение о человеке, который в спо­койней позе и со спокойным лицом стоял перед груп­пой подростков, сидевших в один ряд напротив него за длинным столом. Другая группа испытуемых, урав­ненная по всем параметрам с первой, тоже высказы­валась об этом человеке. Но теперь в той же позе и с тем же выражением лица, как и в первом случае, он стоял у автобуса, двери которого штурмовали несколь­ко мужчин и женщин. Испытуемые третьей группы (со­ставленной с учетом возраста, пола и образования, как и первые две) того же человека (поза и выражение лица его оставались прежними) оценивали без того внешнего фона, на котором он был «подан» испытуе­мым в первых двух случаях.

В результате человеку были приписаны качества, «увидеть» которые в нем явно помог фон, на котором он воспринимался. Когда таким фоном были подрост­ки, в личности оцениваемого человека испытуемые увидели доброжелательное отношение к детям, уме­ние разговаривать с ними, быть интересным рассказ­чиком. Когда же фоном были садящиеся в автобус пассажиры, отмечены воспитанность, уважение к жен­щинам, отсутствие чувства стадности, коллективизм. Когда человек был наедине с собой, намного больше суждений, чем в предыдущих двух случаях, испытуе­мые высказали о его лице, глазах, их выражении, о характере телосложения, особенностях внешнего об­лика и не называли черты, которые были отмечены предыдущими группами.

«Внутренние» факторы

Личность и поведение оценивающего человека. Вы­явлено влияние поведения человека по отношению к другим людям на их оценку.

В поставленном Штрайклендом эксперименте испы­туемые наблюдали за двумя работниками, выполняв­шими одно и то же задание с одинаковым успехом. Однако если за действиями одного лица они могли наблюдать без перерывов, то работу другого они виде­ли лишь эпизодически. Первому лицу они время от вре­мени могли выражать свое одобрение или неодобре­ние, со вторым человеком у них такой связи не было. Когда испытуемым было предложено сказать, кото­рый из рабочих нуждается в большем контроле, при­смотре и опеке, они почти все ответили, что первый.

Проецирование. В других исследованиях было уста­новлено, что в формировании впечатления о другом человеке участвует механизм проецирования, заклю­чающийся в том, что познающий субъект может «вкла­дывать» свои состояния в другую личность, приписы­вать ей черты, которые в действительности присущи ему самому и которые у оцениваемой личности могут отсутствовать.

Так, в исследовании Фешбаха и Сингера испытуе­мых студентов в двух группах подвергали несильным электроударам (в разной степени в каждой из групп), которые вызывали неприятные ощущения. Одновремен­но этим испытуемым, а также студентам, составляв­шим контрольную группу, демонстрировали кино­фильм, в котором фигурировал некий человек. Все они должны были дать оценку личности этого человека. В результате подвергавшиеся воздействию током испы­туемые оценивали его как более боязливого, испуган­ного, чем испытуемые, входившие в контрольную группу. И чем сильнее были электроудары, тем больше студентов давали такую характеристику.

Приписывание своего состояния другому человеку было обнаружено и в эксперименте, проведенном Мюрреем. Одна из групп испытуемых изображала сцен­ки, где преобладало резко агрессивное поведение. За­тем испытуемые этой группы, а также испытуемые, входившие в контрольную группу, оценивали не зна­комых им ранее лиц. И опять оказалось, что предвари­тельно созданное эмоциональное состояние обуслови­ло то, что первая группа отмечала в незнакомом человеке злобность, агрессивность. Другая группа эти черты у тех же людей не фиксировала.

Сеарс в своих опытах выявил несколько иной тип «проекции» в актах оценки людьми друг друга. По его данным, человек, оценивая другого человека, может увидеть те отрицательные черты, которые характери­зуют как личность его самого.

Испытуемые, вличности которых были ярко выраже­ны желчность, упрямство, подозрительность, оценивали эти черты у человека, предложенного им для оценки, значи­тельно выше, чем это делали испытуемые, не обладавшие названными чертами.

Все исследователи, наблюдавшие явление проеци­рования при формировании мнения о другом челове­ке, отмечают, что тенденция приписывать собствен­ные качества или состояния другим людям особенно сильно выражена у индивидуумов, отличающихся ма­лой самокритичностью.

По данным Ньюкома, эта тенденция в очень боль­шой степени характерна для представителей автори­тарного типа личности и почти не обнаруживается у представителей неавторитарного (демократического) типа.

В своих опытах он знакомил представителей этих двух типов друг с другом, а затем каждого спрашивал, как его новый знакомый ответит на специально подобран­ные вопросы.

Представители авторитарного типа, говоря о возмож­ных ответах неавторитарных личностей, приписывали им авторитарную манеру высказывания, свои суждения по этим вопросам. Представители неавторитарного типа личности в подобную крайность не впадали.

Уверенность оценивающего. Исследователи пробле­мы познания людьми друг друга установили также, что характер оценки другого человека зависит от таких ка­честв оценивающего, как степень его уверенности в себе и присущее ему отношение к другим людям.

Боссом и Маслоу выяснили, что уверенные в себе люди часто оценивают других людей как доброжелатель­ных и расположенных к ним. В то же время лица, неуве­ренные в себе, имеют обыкновение смотреть на других как на тяготеющих к холодности и нерасположенных к

окружающим.

Влияние установок. Отступая от сугубо научного из­ложения, сошлемся на такого знатока человеческих душ, как Расул Гамзатов. Его стихи дают ответ на вы­несенное в заголовок утверждение.

«Вон человек, что скажешь ты о нем?»

Ответил друг, плечами пожимая:

«Я с этим человеком не знаком.

Что про него хорошего я знаю?»

«Вон человек, что скажешь ты о нем?» —

Спросил я у товарища другого.

«Я с этим человеком не знаком.

Что я могу сказать о нем плохого?»

Комментарии, думается, излишни.

 

4.7. САМОПРОВЕРКА: УМЕЕТЕ ЛИ ВЫ «ЧИТАТЬ» СОБЕСЕДНИКА

Умение вести разговор — это талант.

Стендаль




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 671; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.