КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Практикум по решению задач
Методические указания по выполнению контрольных работ По дисциплине «Математика» в течение семестра проводятся две контрольные работы (одна аудиторная, одна домашняя). Темы аудиторных контрольных работ указаны в плане семинарских занятий (см. выше). В аудиторную контрольную работу включаются задачи и тестовые задания тех типов, которые были разобраны на предшествующих практических занятиях. В домашнее задание тесты не включаются. Для контроля усвоения теоретического материла целесообразно по усмотрению лектора проведение коллоквиума (в середине семестра) в устной или письменной форме. Дата проведения контрольной работы, характер вопросов и типы задач объявляются студентам заранее. Первую часть следующего за аудиторной контрольной работой занятия необходимо посвятить тщательному ее разбору с акцентом на наиболее типичных ошибках. На разбор домашнего задания, как правило, не хватает аудиторного времени. Поэтому проверенное задание следует снабдить подробной рецензией (по аналогии с курсовой работой) Контрольные работы являются очень важной формой промежуточной аттестации обучающихся. Полученные результаты, как правило, служат хорошими сигналами для всех заинтересованных в конечном результате сторон. В этом параграфе приведены наиболее типичные примеры решения задач по одной теме из каждого раздела.
Раздел 1 Задача. Пусть точка А(1; 3) - вершина квадрата ABCD, а его диагональ BD лежит на прямой х + 2 у - 12 = 0. Найти: а) координаты вершин В, С и D; b) уравнения сторон АВ, ВС, CD и AD. Указание. Из школьного курса геометрии известны следующие свойства диагоналей квадрата, которые будут использованы при решении этой задачи. Диагонали квадрата: 1) взаимно перпендикулярны; 2) делятся точкой своего пересечения - центром квадрата - пополам; 3) равны.
Решение: 1. Найдем уравнение прямой, на которой лежит АС - вторая диагональ квадрата. Вспомним, что уравнение любой невертикальной прямой может быть приведено к виду у = kx + b, где параметр k - угловой коэффициент этой прямой. В силу свойства диагоналей квадрата угловые коэффициенты =-0,5 и k BD прямых АС и BD связаны соотношением k AC× k BD = -1 (1) Найдем угловой коэффициент k BD. Для этого выразим у через х из данного уравнения прямой BD: 2 у = - х + 12, откуда у =-0,5 х + 6. Итак, k BD =-0,5. Поэтому из соотношения (1) получим, что k AC=2. Теперь уже легко найти уравнение прямой АС. Нам известны координаты ее точки А и угловой коэффициент k AC. Используем уравнением прямой, проходящей через данную точку в данном направлении: у - у А = k AC×(x - x A) Подставим в это уравнение числовые данные нашей задачи: x A = 1, у А = 3, k AC=2. Получим у - 3 = 2(х - 1) или (после упрощений) AC: у = 2 х + 1. 2. С помощью свойства 2) диагоналей квадрата найдем координаты центра Е квадрата - точки пересечения его диагоналей. Поскольку точка Е лежит на диагонали АС, ее координаты удовлетворяют уравнению прямой АС; аналогично рассуждая, получим, что координаты точки Е должны одновременно удовлетворять и уравнению прямой BD. Таким образом, координаты точки Е должны удовлетворять системе из уравнений прямых АС и BD (первое - уравнение прямой АС, второе - прямой BD). Далее, вычитая второе уравнение из первого, получим: 0=2,5 x -5. Значит х = 2. Подставим найденное значение х в любое из уравнений системы, например, в первое. Найдем, что у = 5. Итак, мы нашли координаты точки Е, центра квадрата: х Е = 2, у Е = 5, т.е. Е(2; 5). 3. Найдем длину отрезка АЕ - половину диагонали квадрата, а затем воспользуемся тем, что и остальные вершины квадрата находятся от его центра E на таком же расстоянии (свойства 2) и 3) диагоналей), т.е. что все вершины квадрата лежат на окружности радиуса АЕ с центром в точке Е
Подставив в правую часть этой формулы числовые значения координат точек А и Е, получим, что Уравнение окружности радиуса АЕ с центром в точке Е записывается в виде (х - хЕ)2 + (у - уЕ)2 = (АЕ)2. Подставив в него числовые значения радиуса АЕ и координат центра Е, получим уравнение окружности, проходящей через все вершины квадрата: (х - 2)2 + (у - 5)2 = 5. Теперь с помощью простого рассуждения находим по очереди координаты всех вершин квадрата. Точки А и С лежат на пересечении найденной окружности и прямой АС, это общие точки указанных окружности и прямой. Значит, координаты этих точек - решения системы уравнений окружности и прямой: Координаты вершины А мы знаем, поэтому будем искать вершину С. Подставим во второе уравнение системы вместо у его выражение 2 х + 1 из первого уравнения. Получим: (х - 2)2 + (2 х + 1 - 5)2 = 5, откуда (х - 2)2 + (2 х - 4)2 = 5, поэтому (х - 2)2 + 4(х - 2)2 = 5, т.е. 5(х - 2)2 = 5, значит (х - 2)2 = 1. Если квадрат числа равен 1, это число равно либо 1, либо (-1). Поэтому х - 2 = 1 и тогда х = 3, либо х - 2 = -1 и тогда х = 1. Во втором случае мы получили известную нам абсциссу вершины А (а из первого уравнения системы получим ординату этой вершины), а первый случай дает нам абсциссу вершины С: х С = 3. Тогда из первого уравнения системы найдем ординату вершины С: у С = 2×3 + 1 = 7. Итак, найдена вершина С(3; 7). Аналогично, для нахождения координат вершин В и D надо решить систему, состоящую из уравнений прямой BD и той же окружности: Выразим из первого уравнения х через у: х = 12 - 2 у. и подставим полученное выражение во второе уравнение системы. Получим (аналогично решению предыдущей системы) 4(у - 5)2 + (у - 5)2 = 5, откуда либо у - 5 = 1 и тогда у = 6, либо у - 5 = -1 и тогда у = 4. При у = 6 первое уравнение системы дает х = 12 - 2 у = 12 - 12 = 0, а при у = 4 аналогично получаем, что х = 4. Итак, получены два решения системы, пары (0; 6) и (4; 4). Одно из этих решений - координаты точки В, а второе - точки D. Поскольку обе эти вершины совершенно равноправны, мы можем любую из них обозначить буквой В, тогда вторая будет вершиной D. Вся разница в том, идут ли вершины А, В, С и D в порядке обхода контура квадрата по или против часовой стрелки, что для решения нашей задачи безразлично; просто надо выбрать одно из этих направлений произвольно. Мы будем считать, что вершины квадрата таковы: B(0; 6); D(4; 4). 4. Нам осталось найти уравнения сторон квадрата. Для этого вспомним уравнение прямой, проходящей через точки М(х М; у М) и N(x N; y N): (2) и подставим в него координаты соответствующих вершин квадрата. Уравнение прямой АВ получим, если в формуле (2) вместо точек М и N возьмем точки А и В: . Подставляя в это уравнение координаты вершин А(1; 3) и В(0; 6), находим: или y -3=-3(x -1), откуда y =-3 x +6. Аналогично получаем уравнения других сторон. Теперь можно сделать чертеж.
Ответ: а) В(0; 6); С(3; 7); D(4; 4); b) AB: y = -3 x + 6; BC: CD: y = -3 x + 16; DA: Замечание. Если иначе выбрать точки B и D (cм. п.3 решения), в ответе надо поменять местами: в п. а) - координаты точек В и D; в п. b) - уравнения прямых АВ и CD, а также уравнения прямых ВС и CD.
Раздел 2 Задача. Исследовать функцию и построить её график. Решение: 1).Область определения функции т.к. при 2).Исследуем функцию на четность Функция нечетная, значит её график симметричен относительно начала координат. 3) Точки пересечения с осями. Если x =0, y =0.Следовательно, cуществует единственная точка пересечения с осями О(0;0). 4) Функция является непрерывной в своей области определения, а в точках -2 и 2, не принадлежащих D (y), имеет разрывы 2-го рода. 5).Найдем уравнения асимптот: Вертикальные асимптоты. х= -2 и х= 2т.к. Наклонные асимптоты. и Таким образом уравнение наклонной асимптоты имеет вид: у =0,3 х. 6).Определим интервалы возрастания и убывания функции, а также критические точки. Для этого найдём первую производную нашей функции (достаточно найти только числитель, т.к. знаменатель всегда больше нуля). Числитель производной имеет вид: . Отсюда видно, что на интервалах и производная положительна, а значит исходная функция возрастает, а на интервалах производная отрицательна и поэтому на этих промежутках функция убывает. Точки являются критическими. При переходе через точку прозводная меняет знак с минуса на плюс и поэтому в этой точке функция имеет локальный максимум равный . При переходе через точку произзводная меняет знак с плюса на минус и поэтому в этой точке функция имеет локальный минимум равный . При переходе через точку 0 производная знак не меняет, и поэтому в этой точке локального экстремума нет. В точках же -2 и 2 функция не определена. 7). Найдём интервалы, на которых график функции является выпуклым вверх или вниз. Вторая производная функции имеет вид: На интервалах и вторая производная меньше нуля, поэтому график функции является выпуклым вниз. На интервалах и (2; ¥) вторая производная больше нуля, поэтому график функции является выпуклым вверх. В точке 0 вторая производная меняет знак, следовательно, в этой точке график функции имеет перегиб. Используя проведённое исследование, можно построить график функции. Раздел 3 Задача. Имеются три партии деталей по 20 деталей в каждой. Число стандартных деталей в них равно 20, 15 и 10 соответственно. Из произвольной партии наудачу извлечена деталь, оказавшаяся стандартной. Деталь возвращается в свою партию, и оттуда вторично берется деталь, которая также оказывается стандартной. Найти вероятность того, что детали извлекались из третьей партии. Решение: Эта задача на применение формулы Байеса. Мы не знаем из какой партии извлечена деталь. Поэтому выдвигаем гипотезы: Н1 ={деталь извлечена из первой партии}, Н2 ={деталь извлечена из второй партии}, Н3 ={деталь извлечена из третьей партии}. Поскольку все партии равноправны, то Р (Н 1)= Р (Н 2)= Р (Н 3)=1/3. Условные вероятности вытаскивания (с возвращением) двух стандартных деталей из соответствующих партий равны Подставляя эти значения в формулу Байеса, получаем что в 2,5 раза меньше первоначальной вероятности третьей гипотезы. Это следствие того, что в третьей партии только половина деталей стандартна.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 476; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |