Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Финансовое право и финансовая политика




 

Финансы имеют объективный характер и воплощаются в субъективных действиях государства - законах страны и финансовой политике, направленных на достижение конкретных целей регуляции и предопределенных конкретными задачами и особенностями развития страны.

Финансовая политика и финансовое законодательство несут на себе отпечаток субъективных действий отдельных социальных слоев общества или групп людей. Они связаны с процессом принятия решений в отрасли политики, экономики, финансов и социальной сфере.

С помощью финансов и финансовой политики осуществляется многостороннее регулирующее влияние на рыночные отношения и процесс расширенного воссоздания, а именно:

- финансы и финансовая политика активно используются для содействия процессу нагромождения капитала, который определяет темпы экономического роста;

- с помощью финансов государство влияет на процесс реализации совокупного общественного продукта в целом и дополнительной стоимости в частности;

- финансы играют важную роль в процессе воссоздания Рабочей силы.

Таким образом, движение финансовой формы огосударствления совокупного общественного продукта тесно связано с движением отдельных частей общественного капитала - постоянного, переменного, дополнительной стоимости.

Представители западной экономической мысли отводят важное место финансам как эффективному средству влияния на формирование рынка (кейнсианский вариант) или сбережений (неоклассический вариант). Первые считают, что рост прибыли определяется сферой рынка, то есть процессом реализации стоимости, вторые, - достаточностью денежного капитала для инвестиций.

Следовательно, финансовая политика является составляющей экономической политики государства (рис. 1.3). В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяются общий объем финансовых ресурсов, их источника и направления использования, разрабатывается механизм регуляции и стимулирования социально-экономических процессов финансовыми методами.

В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой сфере общественной деятельности.

Основной целью финансовой политики является оптимальное распределение ВВП между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями. На этой основе должны обеспечиваться стойкий рост экономики, усовершенствования ее структуры, улучшения благосостояния населения.

Главная задача финансовой политики - это обеспечение соответствующими ресурсами реализации той или иной государственной программы социально-экономического развития.

Финансовая политика государства направлена на мобилизацию, распределение и перераспределение финансовых ресурсов. В основе этих операций лежит выбор:

- источников и методов формирования финансовых ресурсов;

- субъектов - владельцев или распределителей финансовых ресурсов;

- приоритетных направлений использования финансовых ресурсов;

- степени централизации финансовых ресурсов в рамках государства.


 

 

 

 


Рисунок 1.3. Содержание финансовой политики государства

 

Эти задачи решают в зависимости от сущности и функций государства.

Понятие финансовой политики государства можно рассматривать в узком и широком понимании (табл. 1.1).

 


Таблица 1.1. Содержание финансовой политики

В узком понимании В широком понимании
Включает две подсистемы, или взаимоувязываются направления деятельности государства: - политика в сфере государственных финансов; - политика в сфере не государственных финансов (по отраслям, регионам и т.д.) Механизм государственной регуляции всех социально-экономических процессов и явлений, что включает широкий арсенал финансовых инструментов, средств, форм и методов распределения и перераспределения ВВП и национального дохода и действует через национальную финансовую систему страны  
Эффективным методом взаимодействия государственных и негосударственных финансов считается такой, который способствует оптимальному росту национального дохода. Под последним понимается макроэкономичное состояние соотношения доходов и расходов в составе бюджетов всех участников национального хозяйства, которые обеспечивают оптимум процессов хранения, накопления и потребления Составляющие финансовой политики: - бюджетно-налоговая; - денежно-кредитная; - инвестиционная; - страховая; - амортизационная; - валютная; - таможенная; - другие.  

Механизм реализации финансовой политики государства включает такие элементы:

- разработка концепции развития финансовой системы государства;

- определение основных направлений использования финансовой системы в экономической политике государства;

- составление целевых программ относительно развития общегосударственных и территориальных финансов;

- разработка конкретных мер реализации концепции, направлений и программ.

Финансовая политика государства как макроэкономический механизм управления включает стратегию и тактику управления.

Финансовая стратегия включает действия государства относительно стратегического развития ее финансовой системы. Она понимается, как общее направление и методы достижения поставленной цели и направлена на выработку целевых программ, для реализации которых необходимы время и большие финансовые ресурсы. Это политика, которая рассчитана на долгосрочную перспективу и решение глобальных задач социально-экономического развития страны.

Финансовая тактика - это текущая политика, направленная на решение конкретных задач соответствующего периода, которые вытекают из разработанной финансовой стратегии. Она включает конкретные методы и средства достижения поставленной цели при конкретных условиях, которые дают возможность сосредоточить усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии.

С точки зрения основных направлений влияния финансов на экономику страны в состав финансовой политики государства входят: бюджетная, налоговая, денежно-кредитная, инвестиционная, валютная, страховая, амортизационная, таможенная, по управлению финансами и финансовый контроль.

Бюджетная политика - это комплекс юридических, экономических, организационных мероприятий во время составления бюджетов, регуляции бюджетного процесса, управления бюджетным дефицитом, организации бюджетного контроля. Она оказывается в формах и методах мобилизации бюджетных средств и их расходования на разные потребности государства.

Налоговая политика теснее всего связана с бюджетной политикой, составляет систему мероприятий государства в отрасли налогообложения.

Бюджетно-налоговая (или фискальная) политика должна создавать благоприятные условия для производственной и финансовой деятельности субъектов ведения хозяйства.

Следовательно, бюджетно-налоговая политика является составляющей финансовой политики государства. Заметим, что в развитых странах через государственный бюджет перераспределяют от 30 до 50 % ВВП. Чаще всего ее отождествляют с фискальной политикой.

Цели бюджетно-налоговой политики в Украине с позиции осуществляемых в настоящее время экономических преобразований:

· преодоление спада производства и стабилизация экономики;

· стимулирование развития приоритетных сфер деятельности и структурных превращений;

- достижение резкого структурного сдвига экономических пропорций в интересах тех производителей, которые работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения;

· сдерживание инфляционных процессов;

· обеспечение достаточных поступлений в бюджет для финансирования безотлагательных социальных программ;

· создание самых благоприятных условий для стимулирования деловой инвестиционной активности, развития предприятия и тому подобное.

Налоги и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики.

Путем изменения налогов и государственных расходов государство осуществляет регуляцию экономики. Кейнсианцы определяли очень важную роль фискальной (бюджетно-налоговой) политики, с помощью которой можно влиять и стимулировать совокупный спрос и совокупные расходы.

Фискальная политика имеет две основных формы, или типа.

1. Дискреционная, или активная, фискальная политика – это сознательное манипулирование налогами и государственными расходами со стороны органов законодательной и исполнительной власти с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля за инфляцией, ускорения темпов экономического роста.

Существует два вида:

а) стимулирующая фискальная политика - увеличение государственных расходов;

- снижение налогов;

- одновременное сочетание первого и второго.

Эта политика проводится в период экономического спада и безработицы, но в результате ее проведения может увеличиться дефицит бюджета, который может, в свою очередь, привести к инфляции;

б) сдерживающая фискальная политика

- снижение государственных расходов;

- увеличение налогов;

- одновременное сочетание первого и второго.

Эта политика проводится в период высокой инфляции и направлена на сокращение дефицита государственного бюджета.

2. Автоматическая, или пассивная, фискальная политика осуществляется с помощью " встроенных стабилизаторов" (налогов и государственных расходов, трансфертов). Необходимые изменения в уровне государственных расходов и налогов вводятся автоматически. Это так называемая автоматическая, или встроенная, стабильность.

Встроенные стабилизаторы - это любое мероприятие, которое предопределяет тенденцию к увеличению дефицита государственного бюджета в период экономического спада или сокращения дефицита бюджета в период экономического роста и инфляции, без специальных активных мероприятий со стороны правительства и законодательной власти.

Недостатками фискальной политики считают: часовой лаг (срок) между принятием решения и его влиянием на экономику; административные задержки (бюджетный процесс, изменения налогового законодательства требуют определенного срока и могут иметь долгосрочный характер).

Государственный бюджет благодаря фискальной политике в период экономического роста и инфляции должен иметь сдерживающее влияние; а в период экономического спада и безработицы - стимулирующее влияние.

С помощью встроенных стабилизаторов амортизируется экономический спад и ограничивается рост.

Следующей составляющей финансовой политики является денежно-кредитная политика.

Денежно-кредитная (монетарная) политика составляет комплекс действий и мероприятий государства в сфере денежного рынка, а также совокупность экономических методов, направленных на управление движением кредитного капитала. Действия денежно-кредитной политики направлены на регуляции денежного оборота, которые осуществляет государство через Центральный банк. Они охватывают рынок денег, рынок капиталов, рынок ценных бумаг. НБУ осуществляет денежно-кредитную политику с целью влияния на денежную массу в обращении, объемы кредитования, темпы инфляции, состояние платежного баланса.

Объектами монетарной политики являются такие переменные денежного рынка:

· предложение (масса) денег;

· ставка процента;

· валютный курс;

· скорость оборота денег и др.

Основными инструментами денежно-кредитной политики являются:

1) учетная, или дисконтная, политика, механизм которой заключается в регуляции учетной ставки Центрального банка, по которой он предоставляет заем коммерческим банкам в порядке их рефинансирования;

2) регуляция нормы обязательных резервов для коммерческих банков и других депозитных учреждений, которые должны хранить часть привлеченных средств на корреспондентских счетах в центральном банке без права их использования и выплаты процентов по ним;

3) операции на открытом рынке, которые связаны с покупкой и продажей ценных бумаг Центральным банком на Рынке Ценных бумаг; в странах с развитыми рыночными отношениями они являются наиболее распространенным методом денежно-кредитной регуляции.

Валютная политика - это совокупность экономических, юридических и организационных форм и методов в отрасли валютных отношений, которые осуществляются государством и международными валютно-финансовыми организациями. Регуляция курса национальной валюты осуществляется с помощью валютных интервенций Центрального банка, которые влияют на спрос и предложение национальной валюты и иностранных валютных ценностей в стране.

Инвестиционная политика - это политика, связанная с государственными и частными инвестициями на развитие тех отраслей и отдельных предприятий, которые имеют важнейшее значение и определяют научно-технический прогресс. Государство должно поощрять отечественных и иностранных инвесторов путем предоставления им разнообразных льгот (налоговых, амортизационных и других).

Политика относительно управления финансами и финансового контроля составляет систему мероприятий управления финансами, финансовым механизмом, осуществления финансового контроля в государстве.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1198; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.