Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав и структура финансовой системы Украины




Выделение форм финансовых отношений характеризует относительное отдаление отдельных составных финансов. Совокупность этих составных определяется термином «финансовая система». Как и любая другая система, она является не простым набором, а совокупностью взаимосвязанных элементов, которые имеют однородные признаки.

Состав и структуру финансовой системы Украины многие ученые-экономисты видят по-разному. Это происходит в основном из-за того, что нет действующего законодательства о финансовой системе Украины, а ряд точек носит проблематичный дискуссионный характер.

Доктор экономических наук профессор Василин О.Д. выделяет состав финансовой системы так, что основным его звеном и основой являются государственные финансы. Он говорит о том, что государство для выполнения своих функций должно иметь в своем распоряжении определенную величину финансовых ресурсов, которые производятся в его народнохозяйственном комплексе. С этой целью оно осуществляет свою финансовую деятельность, законодательно определяя формы мобилизации доходов и расходов для достижения экономического и социального прогресса в стране. Государственные финансы – главное звено финансовой системы государства. Государственные финансы включают: государственный бюджет, централизованные и децентрализованные фонды целевого назначения, финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности, государственный кредит, государственное личное и имущественное страхование.

Все сферы государственных финансов имеют собственную сферу функционирования, однако они тесно связаны между собой. Основу государственных финансов составляют финансы предприятий и организаций государственной и коммунальной форм собственности. Тут производится больше чем 90% валового национального продукта, который является главным объектом финансовых отношений. В условиях становления рыночных отношений часть государственного сектора уменьшается, однако еще долгое время этому сектору будет принадлежать решительная роль в процессах распределения и перераспределения, осуществляемого с помощью финансов.

А вот совершенно иначе представляет, структуру финансовой системы Опарин В.В. Он производит, выделение составных элементов по признаку движения каналов денежных потоков и места концентрации финансовых ресурсов. В основу выделения сфер он рекомендует положить уровень экономической системы. Выделяется 4 сферы: уровень микроэкономики – финансы субъектов хозяйствования, уровень макроэкономики – государственные финансы, уровень мирового хозяйства – международные финансы, обобщенный уровень – финансовый рынок.

Звено показывает обособленную часть финансовых отношений. Его выделение проводится по признаку обособленного фонда финансовых ресурсов, или специфических форм и методов финансовых отношений.

Сфера финансовых субъектов хозяйствования не делится на отдельные звенья, так как они имеют общие принципы организации и методы ведения хозяйственной деятельности.

Существуют особенности, связанные с формой собственности или отраслевой спецификой. Однако, считает Опарин В.В., они не настолько существенны, чтобы на их основе выделять в отдельные звенья эти отрасли. Эти особенности влияют на организацию финансовых отношений, но не изменяют их суть.

Сфера государственных финансов характеризует финансовую деятельность государства. Она включает такие звенья: государственный бюджет, государственный кредит, фонды целевого назначения, финансы государственного сектора.

Сфера международных финансов отражает обменную и перераспределительную функции на мировом рынке и включает 3 направления: международные расчеты; финансы международных политических, экономических, гуманитарных организаций; международные финансовые институты.

Сфера финансового рынка охватывает кругооборот финансовых ресурсов как специфического товара. Финансовый рынок делится на рынок денег и капиталов. Обособленным звеном финансовой системы выступает страхование, которое не принадлежит к конкретной сфере.

Такой является структура финансовой системы, по мнению Опарина В.В. Данный подход дает возможность провести полную структуризацию финансовых отношений, выделить и охарактеризовать денежные потоки. Это также делает предпосылки, чтобы организовать четкую систему управления финансами на каждом уровне, так как отслеживаются все денежные потоки и между ними.

Следующая трактовка структуры финансовой системы Украины доктора экономических наук Шокуна В.В. Он предлагает в условиях реалий существования Украины как независимого, демократического, социального и правового государства перестроить собственную финансовую систему.

Предложенная концепция финансовой системы Украины рассматривается как основа для разработки финансовой доктрины страны, которая должна определить влияния государства на управление движением ВВП в процессе распределения его стоимости.

Финансовая система Украины определена как взаимосвязанное соединение в экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости ВВП и субъективного процесса влияния на него политики страны. Концепция перестройки финансовой системы Украины основывается на:

- осмыслении экономической сущности процессов формирования и направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;

- включения в ее состав совокупных элементов, которые связаны с проведением законодательно обеспеченной финансовой политики государства;

- использовании системного подхода, который дает возможность рассматривать составные финансовой системы в единой взаимосвязи.

Научно-практическое назначение положений этой концепции состоит в возможности:

- определения подходов, которые касаются создания финансовой доктрины государства;

- определения подходов к разработке экономико-математических моделей формирования и движения финансовых ресурсов страны, функциональным назначением которых должно стать прогнозирование, планирование и анализ распределения стоимости ВВП;

- введения единой системы понятий и однозначного толкования их, как на уровне профессионалов-практиков, так и в образовательном процессе;

- оценке состояния законодательно-нормативного обеспечения и разработке единого пакета взаимосогласованных правовых актов, касаемых вопросов функционирования финансовой системы с дальнейшим ее мониторингом.

Кандидат экономических наук Безгубенко Л.И. представляет структуру финансовой системы, выделяя три сферы:

- государственные финансы;

- частные финансы;

- финансы предприятий.

Государственные финансы он подразделяет на общегосударственные финансы и финансы государственных предприятий, а частные финансы - на финансы частных предприятий и финансы домохозяйств.

Безгубенко Л.И. характеризует звенья финансовой системы и говорит о том, что для государственных финансов, в частности, характерны:

1) принцип функционального назначения звена;

2) административно-териториальный принцип.

Каждое звено финансовой системы имеет свою особенность, которая обусловлена спецификой:

1) состава финансовых отношений;

2) состава фондов денежных средств;

3) источников формирования фондов денежных средств и методов аккумуляции средств;

4) направлений использования фондов денежных средств;

5) целевого назначения фондов денежных средств;

6) участников формирования денежных средств;

7) участников распределения и использования фонда денежных средств;

8) собственника или распорядителя фонда денежных средств;

9) роли в процессе производства, распределения и перераспределения ВВП и НД;

10) части в распределении финансовых ресурсов;

а) осмыслении экономической сущности процессов формирования и направления финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики;

б) включении в ее состав совокупных элементов, которые связаны с проведением законодательно обеспеченной финансовой политики государства.

Особенно актуальным, считает Безгубенко Л.И., для Украины, ее финансовой системы является усиление внимания государственных деятелей, ученых и практиков к финансам домохозяйств.

Таким образом, это звено финансовой системы, прежде всего, представлено бюджетом домохозяйств, который является объектом серьезных исследований в государствах с развитой рыночной экономикой, но недостаточно исследованной в отечественной литературе. Состав и структура доходов и расходов бюджетов домохозяйств, взаимоотношение доходов и расходов является свидетельством, прежде всего уровня экономического развития государства. Так представляет финансовую систему Украины Безгубенко Л.И.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 783; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.