КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Налоговые ставки и способы взимания налогов
Важнейшим элементом налога является его ставка. Под ставкой понимается размер налога, устанавливаемый на единицу обложения. Система ставок, отражающих вид деятельности налогоплательщиков и величину налогового гнета, включает: (1) базовую ставку, (2) пониженную ставку, (3) повышенную ставку. Базовая (основная) ставка — это ставка без учета особенностей налогоплательщика и вида его деятельности, влияющих на степень налогового гнета. В Украине приняты базовые ставки по налогу на прибыль — 25 процентов (23% с 01.04.2011г.), по налогу на добавленную стоимость — 20 процентов (17% с 01.04.2011г.). По некоторым налоговым платежам о понятии базовой налоговой ставки можно говорить лишь условно, в силу множественности ставок в целом по данному налогу, например, акцизный сбор, государственная пошлина и др. Пониженная налоговая ставка учитывает определенные особенности плательщика и уменьшает налоговый пресс на него. Чаще всего применение пониженной налоговой ставки можно рассматривать как налоговую льготу. Повышенная налоговая ставка принимает во внимание специфическую форму деятельности или получения доходов. Её размер превышает основную (базовую) ставку, например, применение полной ставки таможенной пошлины. В зависимости от построения и способов установления различают абсолютные (твердые) и относительные (долевые) ставки. Абсолютные ставки определяют размер налога в твердой фиксированной величине на каждую единицу налогообложения. В настоящее время из-за инфляционных процессов в экономике твердые ставки применяются довольно редко. Относительные ставки отражают размер налога в определенном соотношении к какой-то конкретной величине. Установленные в процентах от единицы налогообложения ставки называются процентными. Кроме них на практике используют и так называемые кратные (долевые) ставки. Обычно они фиксируют соотношение ранее применяемых твердых ставок (например, по налогу с владельцев транспортных средств) с определенными величинами, например, с минимальной заработной платой или с необлагаемым минимумом доходов граждан, которые утверждены Верховной Радой Украины. В зависимости от изменения размера налогооблагаемой базы процентные ставки могут изменяться или оставаться неизменными. По этому признаку различают ставки пропорциональные, прогрессивные, регрессивные и смешанные. Пропорциональные ставки характеризуются стабильностью независимо от увеличения или уменьшения налогооблагаемой базы. Подобная стабильность используется при начислении налога на добавленную стоимость - 20 процентов от налогооблагаемой базы. Обобщение практики применения пропорциональных ставок позволяет сделать два вывода: во-первых, чем шире база налогообложения, тем ниже может быть его ставка, что положительно сказывается на росте экономических стимулов; во-вторых, применение высоких пропорциональных ставок подталкивает к уклонению от уплаты налога, что уменьшает доход бюджета. Прогрессивные ставки резко увеличиваются с ростом налогооблагаемой базы. Известны два вида прогрессии: простая и сложная. При простой прогрессии увеличивающаяся ставка применяется ко всей налогооблагаемой базе. Сложная прогрессия предусматривает разделение налогооблагаемой базы на составные части, каждая из которых облагается по своей, более высокой ставке. В этом случае налоговый оклад определяется как сумма нескольких составляющих. Примером сложной прогрессии являются ставки налога с дохода физических лиц. Размер ставок этого налога увеличивается в зависимости от роста дохода, но повышенная ставка применяется не ко всему доходу, а только к сумме, превышающей определенный уровень. Множество ставок при прогрессивном налогообложении на определенном этапе делает невыгодным получение высоких доходов и снижает стимулы к их роста. Регрессивное налогообложение характеризуется тем, что ставка налога понижается по мере роста (увеличения) налогооблагаемой базы. Примером регрессивной ставки является ставка государственной пошлины по обращению в Хозяйственный суд. Смешанный метод налогообложения предполагает применение различных видов ставок при обложении какого-либо объекта одним из налогов. В условиях постоянно меняющейся ситуации, на которую должно реагировать и налоговое законодательство, по-разному формируются стимулы для налогоплательщика. В связи с этим принято различать три вида налоговых ставок: (1) стимулирующая, (2) ограничительная и (3) запретная. При регулировании порядка уплаты налогов приходится выделять способы исчисления и способы взимания налогов. Обычно эти два процесса отражаются в различных статьях нормативных актов, регулирующих механизм отдельных налогов. Способ исчисления налога характеризует особенность определения и учета налогооблагаемой базы, например, определение налогооблагаемой базы нарастающим итогом (кумулятивная система) или по составным частям. Способ взимания налога характеризует особенность реализации налогоплательщиком своих обязанностей по налоговым платежам, раскрывает механизм и порядок уплаты налогов, включая перечисления их сумм в бюджет или в централизованные целевые фонды. Существуют три способа взимания налогов: 1) кадастровый; 2) предварительный (т. е. до получения налогооблагаемого дохода); 3) декларационный. В основе кадастрового способа (первого) взимания налога лежит перечисление суммы налогового платежа в соответствии с кадастром, под которым понимается перечень наиболее типичных объектов обложения, классифицируемых по определенным признакам, позволяющим устанавливать среднюю доходность этих объектов. Применяется данный способ при исчислении и взимании прямых реальных налогов. Предварительный (авансовый) способ (второй) взимания налогов характеризуется тем, что налоги удерживаются у источника дохода. Особенностью этого способа является то, что в налоговых отношениях, традиционно включающих двух субъектов (плательщик и налоговый орган), добавляется третий. Этот субъект занимает промежуточное положение: он удерживает у плательщика и перечисляет налоговое обязательство в бюджет. Подобным образом взимается подоходный налог с заработной платы работников предприятий. Налог удерживается предприятием-сборщиком до получения работниками начисленного заработка. Это исключает возможность уклонения от налогообложения, так как бухгалтерия точно подсчитывает облагаемый доход и сумму налога. Третий (декларационный) способ взимания налогов предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы декларации, т.е. официального заявления о получаемых им доходах. Налоговые органы, исходя из указанной в декларации величины объекта налогообложения и действующих ставок, устанавливают оклад налога. Такой декларационный способ взимания налога возник и совершенствуется по мере развития личных прямых налогов. Оценка объекта на основании налоговой декларации соответствует более высокому уровню организации товарно-денежных отношений и налогового учета. Вместе с тем, декларационный способ создает определенные возможности для уклонения от уплаты налога из-за слабости финансового контроля и наличия коммерческой тайны в условиях рыночных отношений. Классификация налогов Многообразие существующих налогов вызывает необходимость их классификации (группировки) по видам на определенной основе. Отнесение того или иного налога к соответствующему виду позволяет более четко уяснить содержание и суть данного налога. Попытки классификации налогов известны с самого начала формирования науки о налогообложении. Так, Н.И. Тургенев еще в 1818 г. писал, что налоги могут быть разделены следующим образом: (1) налоги с дохода от земли и налоги с доходов от капитала, (2) налоги с самих капиталов, (3) налоги обыкновенные и необыкновенные, (4) общие и особенные, смотря по тому, платят ли их все или некоторые, (5) главные и побочные, в зависимости от их значимости для государства, (6) вещественные и личные, т. е. с вещей или с лиц, (7) налоги, уплачиваемые деньгами или натурою. Каждый вид налогов имеет свои специфические черты и функциональное назначение и занимает отдельное место в налоговой системе. Роль того или другого налога характеризуется его принадлежностью к определенной группе в зависимости от действующей классификации налогов. Классификация дает возможность полнее осветить сущность и функции налогов, улучшить их роль в налоговой политике государства, направления и характер влияния на социально-экономическое развитие общества. Классифицируют налоги в соответствии с той или иной целью, важнейшей является своевременность и полнота уплаты налогов в бюджеты разных уровней. Лучше выяснить сущность налогов и их влияние через налоговый механизм на экономику возможно благодаря классификации налогов по определенным признакам: - по форме налогообложения; - по экономическому содержанию объекта налогообложения; - в зависимости от уровня государственных структур, которые устанавливают налоги; - по источникам уплаты; - по субъектам налогообложения; - по характеру использования; - по способу взимания. 1) По форме налогообложения все налоги разделяются на две группы: прямые и непрямые или опосредствованные. — прямые налоги — уплачивает и несет их бремя (гнет) в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества одно и то же лицо - налогоплательщик. Размер налога точно и заранее известен. Среди прямых налогов выделяют реальные и личные. Реальные прямые налоги предусматривают налогообложение имущества, исходя из его внешних признаков. Плательщиками выступают владельцы этого имущества независимо от их доходов. Например, налог на недвижимость, рентные платежи, налог с владельцев транспортных средств, земельный налог и др. Личные прямые налоги уплачиваются с действительно полученного дохода и отражают фактическую платежеспособность налогоплательщика: налог на доходы физических лиц, налог на прибыль предприятий и др.; — непрямые налоги, косвенные (на потребление), — те, которые не зависят непосредственно от дохода плательщика и платятся плательщиками опосредствованно через ценовые механизмы (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор, таможенная пошлина); непрямые налоги - уплачивает одно лицо, а несет их бремя (гнет) — другое. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость и др.). Косвенные налоги по объектам взимания подразделяются на косвенные индивидуальные, которыми облагаются строго определенные группы товаров (акцизы на отдельные группы и виды товаров), косвенные универсальные, которыми облагаются все товары, работы и услуги, за исключением некоторого их числа (налог на добавленную стоимость), фискальные монополии, которыми облагаются товары и услуги, воспроизводство которых сосредоточено в руках государства, а также таможенные пошлины. 2) По экономическому признаку объекта налогообложения: — налоги на доходы и прибыль — обязательные сборы, которые взимаются с чистого дохода физических и юридических лиц в момент его получения (заработная плата, прибыль, валовой доход); — налоги на потребление — обязательные сборы, которые взимаются в процессе потребления товаров, работ и услуг, причем их плата зависит не от результатов финансово-хозяйственной деятельности, а от размера потребления: — налоги на имущество — обязательные сборы, которые взимаются в результате наличия конкретного вида имущества, находящегося в частной, коллективной и государственной собственности (налог на недвижимое имущество (на недвижимость), налог с владельцев транспортных средств); Но налоги уплачиваются - за счет доходов. 3) По признаку органов государственной власти, которые их устанавливают, налоги делятсяна общегосударственные налоги и сборы, обязательные платежи, которые устанавливаются высшими органами власти в государстве и являются обязательными к уплате по единым ставкам на всей территории Украины. Эти налоги могут формировать доходную часть как государственного, так и местных бюджетов (НДС, акцизный сбор, налог на прибыль и тому подобное); -местные налоги и сборы, которые устанавливаются местными органами власти, и являются обязательными для уплаты по установленным ставкам только на определенной территории. Они вводятся непосредственно согласно решению соответствующего местного Совета, но в пределах видов местных налогов, которые определены Верховной Радой Украины. Конкретные размеры ставок устанавливаются также местными Советами, а предельные размеры ставок определяются Верховной Радой Украины. Местные налоги и сборы поступают исключительно в местные бюджеты (коммунальный налог, налог на рекламу, рыночный сбор, сбор за парковку автомобилей и др.) 4) Относительно источника уплаты. По этому признаку выделяют такие виды налогов: —налоги, сборы и обязательные платежи, которые входят в валовые расходы и себестоимость (сборы в целевые государственные фонды; плата за землю; плата за торговый патент на некоторые виды предпринимательской деятельности; налог на промысел; фиксированный сельскохозяйственный налог; налог на рекламу; коммунальный налог и т.д.); — налоги, сборы и обязательные платежи, которые платятся с прибыли предприятия или капитала (налог на прибыль предприятия; налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов; сбор за загрязнение окружающей среды; государственная пошлина и т.д.); — налоги и сборы, которые входят в цену изделия (налог на добавленную стоимость; акцизный сбор). 5) По субъектам налогообложения: - налоги с юридических лиц — (налог на прибыль, коммунальный налог) - налоги с физических лиц — (налог на доходы физических лиц). Налогообложение физических лиц предполагает довольно широкий спектр налоговых рычагов, регулирующихся как на общегосударственном, так и на местном уровнях; - смешанные налоги — плата за землю, налог с владельцев транспортных средств и других самоходных машин и механизмов. 6) По характеру использования налоговых платежей: — общие — обезличиваются при поступлении в бюджет (НДС, акцизный сбор, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц и др.) Они предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий.; — специальные (целевые) — имеют целевое назначение (сборы на обязательное социальное страхование и государственное пенсионное страхование, сборы на геологоразведочные работы, сборы на развитие виноградарства и другие). 7) По способу взимания налоги делятся: - кадастровый - по реестру, содержащего перечень типичных объектов (земля); - изъятие налога до получения дохода (налог на доходы физических лиц); - изъятие налога до получения дохода (по декларации). Он предусматривает подачу деклараций о полученных доходах.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 1514; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |