Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Принципы бюджетной системы




Бюджетная система

Бюджетная система — это совокупность всех бюджетов, которые формируются и действуют на территории определенной страны в соответствии с ее бюджетным устройством.

В основу формирования бюджетной системы Украины положена Конституция Украины и Бюджетный кодекс Украины, принятый Верховной Радой Украины в июне 2001 г.

В соответствии с Бюджетным кодексом Украины (ст. 1), бюджетная система Украины — это совокупность всех бюджетов, построенная с учетом экономических отношений, государственного и административно-территориальных устройств и урегулированная нормами права.

Она состоит (ст. 5) из такихзвеньев:

1. Государственный бюджет Украины;

2. Местные бюджеты.

К местным бюджетам принадлежат бюджет Автономной Республики Крым, областные, районные бюджеты, бюджеты районов в городах и бюджеты местного самоуправления.

Бюджеты местного самоуправления — это бюджеты территориальных общин, сел, поселков, городов и их объединений.

Бюджетный кодексположил начало действию относительно самостоятельных 686 местных бюджетов, которые имеют прямые, равноправные отношения с государственным бюджетом, в том числе:

—бюджет Автономной Республики Крым;

—24 областных бюджетов;

—бюджеты городов Киева и Севастополя;

—171 бюджет городов областного подчинения;

—488 бюджетов районов;

—а также в состав бюджетной системы включаются свыше 12 тысяч бюджетов местного самоуправления.

Все бюджеты Украины — от государственного до сельских — в совокупности составляют сводный бюджет Украины.

Сводный бюджет — это совокупность показателей всех бюджетов, которые используются для анализа и прогнозирования экономического и социального развития государства. Законодательными органами власти он не утверждается.

Доходы ирасходы местных бюджетов входят в состав сводного бюджета и не входят в состав Государственного бюджета Украины.

В соответствии с требованиями статьи 95 Конституции Украины для обеспечения справедливого и беспристрастного распределения общественного богатства между гражданами и территориями определены принципы построения бюджетной системы. Они предусматривают систему единых процедур - согласованных решений участниками бюджетного процесса на основе единой общегосударственной бюджетной политики. Принципы бюджетной системыбазируются на ответственности бюджетной политики национальным интересам.

Бюджетная система Украины базируется на таких основных принципах (статья 7 бюджетного кодекса):

1) Единства.

2) Сбалансированности.

3) Самостоятельности.

4) Полноты.

5) Обоснованности.

6) Эффективности.

7) Субсидиарности.

8) Целевого использования бюджетных средств.

9) Справедливости и непредвзятости.

10) Публичности и прозрачности.

11) Ответственности участников бюджетного процесса

1. Принцип единства бюджетной системы Украины — единство бюджетной системы Украины обеспечивается единой правовой базой, единой денежной системой, единым регулированием бюджетных отношений, единой бюджетной классификацией, единством порядка исполнения бюджетов и ведения бухгалтерского учёта и отчётности.

Наличие в составе бюджетов специального фонда рассматривается как временная мера с целью обеспечения инвентаризации и учёта в составе бюджетов всех поступлений бюджетных учреждений.

2. Принцип сбалансированности полномочия на осуществление расходов бюджета должны соответствовать объёму поступлений в бюджет на соответствующий бюджетный период. Согласно статье 95 Конституции расходы бюджета должны соответствовать поступлениям в бюджет.

Отсутствие финансового обеспечения требует целого ряда законов Украины в части предоставления гражданам льгот, компенсаций и гарантий.

3. Принцип самостоятельности — Государственный и местные бюджеты являются самостоятельными. Государство средствами Госбюджета не несёт ответственности за бюджетные обязательства органов АРК и органов местного самоуправления.

Бюджетный кодекс установил новые подходы по взаимоотношениям Государственного и местного бюджетов и предусматривает новый подход по вопросам независимости и самостоятельности местных бюджетов.

Принцип самостоятельности означает:

• Право законодательных органов государственной власти и органов местного управления каждого звена бюджетной системы самостоятельно обеспечивать бюджетный процесс в соответствии с Бюджетным кодексом.

• Стимулирование органов местного самоуправления к увеличению доходов, которые не учитываются при расчёте межбюджетных трансфертов.

• Определять направления использования средств в соответствии с законодательством.

• Направлять дополнительно полученные доходы на мероприятия, связанные с выполнением собственных полномочий.

4. Принцип полноты в состав бюджетов подлежат включению все поступления в бюджеты и расходы бюджетов, осуществляемые в соответствии с нормативно-правовыми актами органов государственной власти, органов власти АРК и органов местного самоуправления.

Этот принцип реализуется на всех стадиях бюджетного процесса. Он предусматривает, в частности включение в доходы Государственного бюджета всех государственных фондов социального страхования (кроме пенсионного) с сохранением целевого использования этих средств.

В состав бюджетов впервые включены внебюджетные средства, это средства от оказания платных услуг бюджетными учреждениями, средства, предоставленные учреждениям на выполнение отдельных поручений, гранты и др.

5. Принцип обоснованности — бюджет формируется на реалистичных макропоказателях экономического и социального развития государства и расчётах поступлений в бюджет и расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с утверждёнными методиками и правилами.

6. Принцип эффективности — при составлении и исполнении бюджетов все участники бюджетного процесса должны стремиться к достижению запланированных целей при привлечении минимального объёма бюджетных средств и достижению максимального результата при использовании определённого бюджетом объёма средств.

Реализация принципа эффективности служит базой перехода от постатейного контроля исполнения бюджета к контролю над достижением конечного результата, т.е. программно-целевому методу бюджетирования.

Суть этого метода состоит в том, что все расходы Государственного бюджета обеспечиваются в соответствии с программами, которые имеют конкретную цель, задачи и критерии их оценки. Такой подход даёт возможность выделить:

• Чёткие функции всех распорядителей бюджетных средств.

• Конкретные программы соответственно предусмотренным функциям.

• Определение критериев, которые оценивают эффективность использования бюджетных средств.

7. Принцип субсидиарности — распределение видов расходов между государственными и местными бюджетами, а также между местными бюджетами должно строиться на максимально возможном приближении оказания общественных услуг к их непосредственному потребителю.

Так, расходы, которые могут потенциально иметь всё население области АРК, закрепляются за областными бюджетами и бюджетом АРК (расходы на содержание школ-интернатов, специализированных школ для учеников с замедленным развитием, ПТУ, многопрофильные больницы областного (республиканского) значения и др.).

8. Принцип целевого использования бюджетных средств бюджетные средства используются только на цели, определённые бюджетными назначениями. Такой подход позволяет установить ответственных за целевое использование бюджетных средств на всех стадиях бюджетного процесса и степень ответственности каждого участника бюджетного процесса за нецелевое и неэффективное использование бюджетных средств.

9. Принцип справедливости и непредвзятости — бюджетная система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого распределения общественного богатства между гражданами и регионами.

10. Принцип публичности и прозрачности — Государственный и местные бюджеты утверждаются, а решения по отчёту об их исполнении принимаются соответственно Верховной Радой Украины, Верховной Радой АРК и соответствующими Советами.

Доступность информации о бюджете должна обеспечиваться на всех стадиях бюджетного процесса. На начальной стадии - это бюджетные запросы, которые имеют всю информацию необходимую для анализа показателей проекта Госбюджета.

Бюджетным кодексом установлен объём информации, который предоставляется с бюджетной резолюцией и проектом Закона о Госбюджете.

Гласность является неотъемлемой частью процесса формирования и исполнения бюджета. При этом особое внимание уделяется рассмотрению отчёта об исполнении Закона о Госбюджете и решений о местном бюджете.

11. Принцип ответственности участников бюджетного процесса — каждый участник бюджетного процесса несёт ответственность за свои действия или бездействие на каждой стадии бюджетного процесса.

Таким образом, в ходе реализации мер государственной бюджетной политики все принципы бюджетной системы действуют в бюджетном процессе в единстве и взаимосвязи. Каждый принцип бюджетной системы не противоречит друг другу. Нормативно-правовые акты, которые регулируют бюджетные отношения, разработаны на принципах единства бюджетной системы.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.