Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Бюджетный процесс и его стадии




Бюджетный процесс — это регламентированный законом порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов, их выполнения и контроля над их выполнением, утверждение отчетов о выполнении бюджетов, которые входят в бюджетную систему Украины.

Бюджетный процесс начинается от составления проекта бюджета и заканчивается утверждением отчета о его выполнении бюджета и проходит под контролем Верховной Рады Украины и местных органов власти.

Бюджетный процесс представляет собой особую деятельность участников бюджетного процесса по организации процедур составления и рассмотрения проектов бюджета, их утверждению и исполнению, а также контролю над их исполнением. Бюджетный процесс на Украине регламентируется Бюджетным кодексом Украины. Полный цикл бюджетного процесса в Украине длится свыше двух лет.

Этапы бюджетного процесса:

— составление проекта бюджета;

— рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

— исполнение бюджета;

— составление, рассмотрение и утверждение отчета о выполнении бюджета.

Бюджетный процесс подразумевает определенный порядок и последовательность вступлений в бюджетные отношения различных субъектов, являющихся участниками этих отношений, согласно их функциональному назначению, задачам и закрепленным за ними бюджетными полномочиями.

Органами государственного или регионального финансового контроля являются: Счетная палата Украины, Счетная палата АРК, контрольные и финансовые органы, органы Госказначейства, Налоговая администрация и ее органы на местах и др.

Участниками бюджетного процесса являются:

- Президент Украины;

- Верховная Рада Украины;

- Комитет Верховной Рады Украины по вопросам бюджета;

- Счетная палата Украины;

- Верховная Рада АРК;

- местные Советы;

- Кабинет министров Украины, Совет министров АРК, исполнительные органы на местах;

- Министерство финансов Украины;

- Финансовые органы;

- Госказначейство Украины и региональные отделения Госказначейства;

- Контрольно-ревизионная служба;

- налоговые органы и другие органы, осуществляющие администрирование налоговых платежей:

- министерства, ведомства и отделы и управления на региональном уровне;

- главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

- другие органы исполнительной власти.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, а также кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов. При этом особыми бюджетными полномочиями наделено Министерство финансов Украины.

Составляющей бюджетного процессаявляется бюджетное регулирование — перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней. Регулирование бюджетов упорядочивает бюджетные отношения при мобилизации в бюджет средств, при их распределении и перераспределении между звеньями бюджетной системы, при финансировании расходов за счет полученных доходов и всего процесса выполнения бюджета.

Бюджетное планирование охватывает составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение. Процедура бюджетного планирования — это последовательность мероприятий и действий по составлению, рассмотрению и утверждению проекта бюджета, которая определяется Бюджетным кодексом. Она включает следующие этапы:

1. Составление проекта бюджета:

- направление Президентом Верховной Раде бюджетного послания;

- сбор информации для разработки предложений по проекту Государственного бюджета Украины:

- разработка предложений относительно проекта Государственного бюджета Украины;

- разработка Кабинетом министров Украины бюджетной резолюции, в которой определяются основные направления бюджетной политики на следующий год и направления ее Верховной Раде;

- разработка бюджетных запросов главными распорядителями средств и представления их Министерству финансов;

- анализ бюджетных запросов и разработка Министерством финансов проекта Государственного бюджета Украины (согласования с министерствами, ведомствами) и представления его в Кабинет Министров;

- рассмотрение проекта бюджета в Кабинете министров Украины, принятие постановления о его одобрении и представлении его в Верховную Раду Украины вместе с соответствующими материалами:

• объяснительной запиской к проекту бюджета, в которой содержится информация об экономическом положении государства, основные программные макроэкономические показатели экономического и социального развития Украины на следующий бюджетный период, оценка поступления доходов и других средств, обоснования особенностей межбюджетных взаимоотношений, информация об объемах государственного долга и др.

• прогнозными показателями сводного бюджета;

• перечнем льгот по налогам, сборам, обязательным платежам;

• показателями расходов, необходимых для завершения программ, учтенных в проекте Государственного бюджета Украины на следующие годы при условии реализации их на протяжении более чем одного бюджетного периода;

• данными и структурой финансовых обязательств по государственному долгу;

- другими материалами, которые определены в бюджетном кодексе.

2. Рассмотрение проекта закона о Государственном бюджете Украины:

—представление проекта закона о Государственном бюджете Украины Верховной Раде Украины: доклад министра финансов на пленарном заседании Верховной Рады и содоклад председателя Комитета по вопросам бюджета о соответствии проекта закона о Государственном бюджете Украины требованиям Бюджетного кодекса, Основным направлениям бюджетной политики следующего бюджетного периода. По результатам обсуждения Верховная Рада может отклонить проект закона о Государственном бюджете Украины, если он не отвечает действующему законодательству. Повторное представление проекта закона о Государственном бюджете Украины с обоснованными внесенными изменениями осуществляется в недельный срок;

—подготовка Верховной Радой Украины проекта закона о Государственном бюджете Украины к первому чтению: рассмотрение проекта бюджета народными депутатами Украины, а также в комитетах, депутатских фракциях и группах Верховной Рады, формирования комитетами Верховной Рады своих предложений к проекту Государственного бюджета Украины;

—рассмотрение Комитетом Верховной Рады по вопросам бюджета вместе с уполномоченными Кабинетом министров (Министерство финансов, Министерство экономики и др.) предложений к проекту Государственного бюджета Украины и подготовка выводов и предложений к нему, а также таблиц субъектов законодательной инициативы с предложениями поддержать или отклонить, и распространения их среди народных депутатов не позже чем за два дня до рассмотрения проекта Государственного бюджета Украины в первом чтении;

—рассмотрение проекта закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении:доклад Председателя Комитета по вопросам бюджета относительно Выводов и предложений к проекту Государственного бюджета Украины, обсуждение и принятие решения относительно них. Одобренные Верховной Радой Украины выводы и предложения к проекту государственного бюджета приобретают статус бюджетных выводов Верховной Рады Украины;

- принятие проекта закона о Государственном бюджете Украины в первом чтении;

- подготовка проекта закона о Государственном бюджете ко второму чтению: Кабинет министров Украины в недельный срок готовит и представляет доработанный с учетом бюджетных выводов Верховной Рады Украины проект закона о Государственном бюджете Украины и сравнительную таблицу об учете предложений Верховной Рады Украины с мотивированными объяснениями относительно неучтенных предложений;

— в доработанном ко второму чтению проекте закона о Государственном бюджете Украины должны содержаться статьи и показатели, которые предлагались Кабинетом министров Украины в первом чтении или были одобрены Бюджетными выводами Верховной Рады Украины. Если в доработанном ко второму чтению проекте закона о Государственном бюджете Украины вносятся новые статьи, то прилагается детальное обоснование их необходимости. Проект закона о Государственном бюджете Украины может быть направлен снова в Кабинет Министров Украины и представлен на повторное (второе) чтение в недельный срок, если были допущены нарушения отмеченных выше требований;

—рассмотрение проекта закона о Государственном бюджете Украины во втором чтении: министр финансов докладывает о доработанном с учетом Бюджетных выводов Верховной Рады проекте закона о Государственном бюджете. Председатель Комитета по вопросам бюджета докладывает об учете Кабинетом министров Украины Бюджетных выводов Верховной Рады при подготовке проекта закона о Государственном бюджете ко второму чтению;

второе чтение проекта закона о Государственном бюджете Украины предусматривает постатейное голосование. Во втором чтении обязательно должны быть утверждены общий объем дефицита (профицита), доходы и расходы Государственного бюджета, объем межбюджетных трансфертов и другие положения, необходимые для формирования местных бюджетов, поскольку они не подлежат рассмотрению в третьем чтении;

— рассмотрение проекта закона о Государственном бюджете в третьем чтении: с докладом выступают председатель Комитета по вопросам бюджета и министр финансов Украины, голосование проходит по статьям, которые не были приняты во втором чтении, и по проекту закона в целом;




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 644; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.