КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Система экологического права
Первый уровень основан на естественных особенностях природных компонентов. Он включает шесть самостоятельных отраслей: I земельное право; I водное право; I лесное право; I горное право; I правовой режим охраны и использования животного мира; I правовую охрану атмосферного воздуха. Второй уровень представляют экологизированные нормы – нормы иных отраслей законодательства, регулирующие экологические отношения. Третий уровень представлен нормами международного права окружающее среды, объединенными в отрасль международного публичного права– международное право окружающей среды. Предметом экологического права выступают экологические отношения, т. е. общественные отношения, возникающие в области взаимодействие общества и природы по поводу природопользования и охраны окружающей среды. Эти отношения подразделяются на два вида: природоресурсные и природоохранительные. Природоресурсные отношения возникают в области использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей. Природоохранительные отношения выражают требования охраны окружающей среды в процессе ее хозяйственного использования. Отношения в области взаимодействия общества и природы, будучи урегулированные нормами экологического права, становятся экологическими правоотношениями. Назначение экологической функции государства состоит в том, чтобы обеспечить научно–обоснованное соотношение экологических и экономических интересов общества, создать необходимые гарантии для реализации защиты прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду.
Основными принципами государственной политики в области охраны окружающей среды являются:
ü государственная собственность на природные ресурсы (исключением является земля, которая может находиться в государственной и частной собственности); ü охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы на всей территории республики в сочетании с созданием системы особо охраняемых природных территорий, законодательно обеспеченная, финансируемая из государственного бюджета системы государственного контроля за состоянием окружающей среды, законодательно обеспеченная система государственной экологической экспертизы; ü участие общественности в охране окружающей среды; применение экологического механизма охраны окружающей среды, применение мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства при условии обязательного возмещения ущерба, нанесенного здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, за счет нарушителя; ü совершенствование законодательства в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов; ü участие Республики Беларусь в решении глобальных экологических проблем.
Природоресурсное законодательство включает несколько самостоятельных подотраслей экологического законодательства: земельное, водное, лесное, о недрах, атмосферном воздухе и животном мире, каждая из которых представляет собой совокупность нормативных правовых актов, регулирующих порядок и условия использования и охраны соответствующих природных объектов и комплексов. Ведущим законом в системе экологического законодательства, систематизировавшим основные эколого–правовые нормы, является Закон «Об охране окружающей среды». Граждане РБ имеют право на благоприятную окружающую среду (личное неимущественное право, несвязанное с имущественным).
С целью реализации этого права они наделены рядом прав и обязанностей: ü создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды; ü обращаться в органы государственного управления, иные организации для получения достоверной информации о состоянии окружающей среды и мерах по ее охране; ü принимать участие в подготовке и обсуждении материалов по оценке воздействия на окружающую среду планируемой хозяйственной и иной деятельности; ü вносить предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении; ü оказывать содействие государственным органам в решении вопросов охраны окружающей среды; ü предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного жизни, здоровью и имуществу в результате вредного воздействия на окружающую среду и др. ü В соответствии с Законом «Об охране окружающей среды» граждане обязаны: ü соблюдать законодательство РБ об ООС; ü повышать экологическую культуру; ü беречь и охранять природную среду и рационально использовать природные ресурсы; ü выполнять требования в области обращения с отходами; ü выполнять требования пожарной безопасности; ü соблюдать правила охоты и рыболовства; ü выполнять требования и предписания должностных лиц, осуществляющих контроль в области ООС; ü возмещать причиненный ущерб и т.д. ü Право природопользования – совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов. ü Общее природопользование обусловлено естественными жизненными процессами взаимодействия человека и природы и может осуществляться безо всяких нормативных предписаний.
Специальное природопользование требует правового регулирования. Признаки специального природопользования: * разрешительный порядок; * лицензионный порядок возникновения права; * целевой характер; * рациональность природопользования; * платность. Эколого–правовая ответственность – правовое последствие нарушения экологического законодательства, заключающееся в применении к нарушителям органами государства установленных в законодательстве мер принудительного воздействия.
Экологическое правонарушение – виновное, противоправное деяние (действие или бездействие), причинившее или могущее причинить вред окружающей среде, здоровью человека, имуществу физических и юридических лиц, т.е. охраняемым законом общественных интересам. За нарушение законодательства об ООС органы административной юрисдикции могут применять: * предупреждение * штраф * конфискация или возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения правонарушения * лишение специального права.
За экологические преступления предусмотрена уголовная ответственность: УК РБ, глава «Преступления против экологической безопасности и природной среды», ст. 263– 284.
ТЕМА 10: «ОСНОВЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА» Уголовное право – это совокупность юридических норм, определяющих, какие общественно опасные деяния являются преступлениями, закрепляющих основания и условия привлечения к уголовной ответственности, устанавливающих наказания и иные меры уголовной ответственности, применяемые к лицам, совершившим преступления. Уголовное право закрепляет и обеспечивает реализацию принципов: ü принцип законности; ü равенство перед законом; ü неотвратимости ответственности.
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 337; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |