Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Введение




Консультации..................................................................................... 14

Коллоквиум....................................................................................... 14

Н. НАЗАРБАЕВ

Президент

ДОКУМЕНТАЦИЯ ТЕПЛОЭНЕРГЕТИКИ

Программа, методические указания по изучению дисциплины

 

Для студентов заочной формы обучения

направления подготовки 140100.62 «Теплоэнергетика и теплотехника», профиля подготовки «Промышленная теплоэнергетика ("Промышленная теплоэнергетика и системы теплоснабжения")»

 

Составители: Серов Виктор Владимирович, Ваньков Юрий Витальевич,
  Измайлова Евгения Вячеславовна,
  Загретдинов Айрат Рифкатович

 

Кафедра промышленной теплоэнергетики и систем теплоснабжения КГЭУ

 

Редактор редакционно-издательского отдела А.В. Заяц

Компьютерная верстка А.В. Заяц

 

Подписано в печать.02.14.

Формат 60´84/16. Бумага ВХИ. Гарнитура «Times». Вид печати РОМ.

Усл. печ. л. 3,08. Уч.-изд. л. 3,42. Тираж 500 экз. Заказ №

 

Редакционно-издательский отдел КГЭУ,

420066, Казань, Красносельская, 51

Республики Казахстан

 

 

Астана, Акорда, 2 апреля 2010 года

№ 261-IV ЗРК

 

Глава 2. Самостоятельная учебная и учебно-

исследовательская работа студента.................................................. 16

2.1.Работа с литературой......................................................................... 17

2.1.1.Чтение литературы.......................................................................... 17

2.1.2.Выписки........................................................................................... 18

2.1.3.Составление плана.......................................................................... 19

2.1.4. Составление тезисов...................................................................... 19

2.1.5. Конспектирование.......................................................................... 20

2.2.Письменные работы......................................................................... 23

2.2.1.Контрольная работа........................................................................ 24

2.2.2. Реферат........................................................................................... 25

Глава 3. Курсовая работа................................................................... 27

3.1.Общие положения и требования....................................................... 27

3.2.Выбор темы курсовой работы.......................................................... 28

3.3.План исследовательской работы...................................................... 29

3.4.Изучение первоисточников и теоретической литературы,

составление библиографического списка............................................... 30

3.5.Структура и объем курсовой работы............................................... 32

3.5.1.Титульный лист............................................................................... 32

3.5.2. Оглавление..................................................................................... 32

3.5.3. Введение......................................................................................... 32

3.5.4. Основная часть курсовой работы................................................. 38

3.5.5.Заключение...................................................................................... 39

3.5.6. Библиографический список........................................................... 39

3.5.7. Приложения................................................................................... 39

3.6. Оформление курсовой работы................................................... 39

3.6.1. Набор текста................................................................................... 40

3.6.2. Представление таблиц и иллюстраций......................................... 41

3.6.3. Использование и оформление цитат............................................ 42

3.6.4. Библиографический аппарат курсовой работы............................ 42

3.6.5. Оформление приложений.............................................................. 51

3.7. Защита курсовой работы и ее оценка.............................................. 52

3.7.1. Отзыв научного руководителя.................................................... 52

3.7.2. Процедура защиты. Защитная речь.............................................. 52

3.7.3. Оценка курсовой работы............................................................... 53

Глава 4. Научно-исследовательская работа студента........................... 54

РАЗДЕЛ ВТОРОЙ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА 56

Глава 5. Общелогические методы исследования............................ 58

5. 1. Анализ и синтез............................................................................... 58

5.2. Абстрагирование............................................................................... 59

5.3. Индукция и дедукция....................................................................... 60

5.4. Аналогия........................................................................................... 64

5.5. Системный анализ............................................................................. 66

5.6. Структурно-функциональный метод.............................................. 69

Глава 6. Общенаучные эмпирические методы исследования...... 71

6.1. Метод наблюдения........................................................................... 71

6.2. Метод эксперимента......................................................................... 72

6.3. Компаративистский (сравнительный) подход................................ 74

6.4. Описание............................................................................................ 78

6.5. Измерение......................................................................................... 80

Глава 7. Общенаучные методы теоретического исследования.... 83

7.1. Формализация................................................................................... 83

7.2. Гипотетико-дедуктивный метод...................................................... 84

Глава 8. Социологические методы исследования.......................... 86

8.1. Опросные методы............................................................................. 86

8.1.1. Понятие и типы выборки......................................................... 86

8.1.2. Очные опросы и анкетирование............................................... 91

8.1.3. Глубокое интервью.................................................................. 96

8.1.4. Фокус-группа............................................................................ 98

8.2. Контент-анализ.................................................................................. 101

8.3. Метод наблюдения в социологии.................................................... 101

Глава 9. Журналистские методы исследования............................. 105

9.1. Анализ СМИ по типологическим признакам............................ 105

9.2. Анализ творческой деятельности журналиста........................... 111

РАЗДЕЛ ТРЕТИЙ. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО КУРСУ «МЕТОДИКА УЧЕБНОЙ И НАУЧНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА» 114

ЛИТЕРАТУРА....................................................................................... 120

ПРИЛОЖЕНИЯ..................................................................................... 124


Современное общество остро нуждается в специалистах, способных удовлетворять разнообразные потребности в информации и разрабатывать новые технологические подходы на основе интегрирования творческих идей из различных областей социальной практики и науки. Журналистика как творческая социальноориентированная информационная деятельность предполагает от каждого, кто посвятил себя ей, прежде всего овладения определенной суммой знаний и различными методами исследовательской работы. Только на этой базе возможно производство качественного журналистского продукта.

Данное пособие призвано помочь в развитии навыков работы с учебно-научной информацией тем, кто видит применение своих сил и способностей в медиасфере.

В университетах на протяжении множество веков, из поколения в поколение, оттачиваются формы подачи учебно-научного материала и методы его усвоения (что позволяет сохранять преемственность) и приращиваются новые, востребованные современностью. Специфика университетской подготовки будущего журналиста многоаспектна. Она предполагает работу в аудитории (слушание лекций, участие в семинарах, лабораторных практикумах, занятия в творческих студиях и т.д.), самостоятельные занятия, исследовательскую деятельность и производственную практику.

Первый раздел пособия посвящен описанию традиционных форм аудиторных занятий в высшей школе и специфике работы студента во время лекций, семинаров, практикумов и т.д., а также самостоятельной работе как важнейшей составляющей образовательного процесса. Рекомендации, которые даны в этом разделе, помогут студенту организовать свою работу в аудитории и в условиях самостоятельной подготовки.

Отдельная глава отведена курсовой работе, являющейся важнейшим видом исследовательской деятельности в высшем учебном заведении.

Освоение основных правил и принципов написания курсовой готовит к созданию выпускной квалификационной (дипломной) работы. Большую помощь в работе над курсовым исследованием окажет студенту-журналисту второй раздел настоящего учебного издания. В нем дается обзор основных методов научного исследования, а также доступно, с использованием примеров, имеющих непосредственное отношение к журналистике, показаны возможности их применения при выполнении курсовой работы.

Третий раздел пособия предлагает планы практических занятий по курсу «Методика учебной и научной работы студента».

Учение – это сложная и интересная работа (подчеркнем, работа). Успеха здесь добивается не тот, кто трудится от случая к случаю, а тот, кто упорно, день за днем накапливает знания, умения и навыки. Эта истина стара как мир. Но мы позволим себе еще раз акцентировать на ней внимание. Только через кропотливое обучение идет развитие способностей и талантов человека. Мы желаем всем, кто идет по пути познания, успехов и открытий.


РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ

УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА

Глава 1. ФОРМЫ АУДИТОРНЫХ ЗАНЯТИЙ В ВУЗЕ И УЧЕБНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА

 

П роцесс обучения в вузе организуется в пределах 54-часовой учебной недели и строится на сочетании аудиторной и самостоятельной работы студентов.

Основные формы организации учебной аудиторной работы – лекции, семинары, лабораторные занятия, практикумы. Каждая из них имеет свои отличительные черты, иногда складывавшиеся на протяжении нескольких веков – и в этом случае академическая традиция диктует четкое распределение ролей на каждом из занятий и условия, при соблюдении которых всех участников ждет успех. Но в современном мире образование развивается динамически, поэтому возникают и новые формы организации учебного процесса, которые, как правило, связаны с инновационными методами, применяемыми преподаватели в своей работе.

Ниже предлагается обзор наиболее распространенных в вузовской практике форм аудиторных занятий.

1.1. ЛЕКЦИЯ И ЕЕ ВИДЫ

 

Лекция – один из древнейших и важнейших видов учебных занятий в вузе. Лекция предполагает устное изложение учебной темы преподавателем, а также запись этого изложения студентом. Главное назначение лекции – обеспечить теоретическую основу обучения, развить интерес к познавательной деятельности и конкретной учебной дисциплине, сформировать ориентиры для самостоятельной работы студентов над курсом. Преимущество лекции состоит в том, что она имеет четкую композицию, компактна: за сравнительно короткое время преподавателем может быть дан большой по объему учебный материал. При этом выбираются такие формы его изложения, которые облегчают понимание и усвоение сути излагаемой темы учебного курса.

Существуют различные виды лекций:

· вводная лекция дает первое целостное представление об учебном предмете. Лектор знакомит с назначением и задачами курса, его ролью и местом в системе учебных дисциплин и в системе подготовки специалиста. Здесь же делается краткий обзор курса, отмечаются вехи развития науки и практики, достижения в этой сфере, имена известных ученых, излагаются перспективные направления исследований. Кроме того, на вводной лекции преподаватель знакомит своих слушателей с методическими и организационными особенностями предстоящей работы, анализирует учебно-методическую литературу, рекомендуемую студентам, говорит о сроках и формах отчетности.

· Информационная лекция ориентирована на изложение и объяснение студентам научной информации, подлежащей осмыслению и запоминанию. Это самый традиционный тип лекций в практике высшей школы.

· Обзорная лекция предполагает систематизацию научных знаний, исключая детализацию и конкретизацию. Чаще всего проводится перед экзаменами или на заочных отделениях, представляя конспективный обзор полного учебного курса лекций.

· Проблемная лекция – в ее основе лежит моделирование противоречий, которые на сегодняшний день существуют в развитии той или иной области знаний. Содержание проблемы раскрывается путем организации поиска ее решения или суммирования и анализа традиционных и современных точек зрения. Её задача – побудить студентов к решению и мотивированному обоснованию проблемы.

· Лекция-провокация включает в себя заранее запланированные ошибки, ее задача – активизировать познавательную деятельность студентов, вызвать дискуссию, в ходе которой идет поиск решения проблемы.

· Лекция-беседа предполагает подачу материала через серию вопросов, на которые студенты должны дать самостоятельные ответы.

· Лекция-визуализация представляет собой визуальную форму подачи лекционного материала средствами аудиовидеотехники. Чтение такой лекции сводится к развернутому или краткому комментированию просматриваемых визуальных материалов (слайдов, картин, рисунков, фотографий, схем, таблиц, графиков, моделей и др).

· Лекция-конференция проводится как научно-практическое занятие, с заранее поставленной проблемой и системой докладов длительностью 5–10 минут. Каждое выступление представляет собой логически законченный текст, заранее подготовленный в рамках предложенной преподавателем программы. Совокупность представленных докладов должна всесторонне осветить проблему.

· Лекция-консультация может проходить по разным сценариям. Первый вариант строится по схеме «вопросы—ответы». Лектор отвечает на вопросы студентов по разделу или всему курсу. Второй вариант лекции-консультации, в основе которого схема «вопросы—ответы—дискуссия», сочетает изложение учебной информации лектором с постановкой вопросов и организацией дискуссии в поиске ответов на поставленные вопросы.

 

Если цель работы преподавателя на лекции – донести учебную информацию до студента, то цель работы студента – эту информацию получить, обработать, усвоить, запомнить, научиться применять.

Конспектирование – это основной вид работы студента на лекции. Слово «конспект» означает краткое письменное изложение содержания чего-либо и восходит к латинскому «conspectus» – обзор, обозрение, очерк.

Конспектирование лекции отличается от конспектирования книги или статьи тем, что новая информация поступает в устном виде непрерывным потоком, поэтому нет возможности, как при конспектировании печатного текста, остановиться, перечитать, вернуться к началу, уточнить по словарю значение непонятного слова. Скорость изложения материала лектором в среднем темпе превышает скорость записывания его слов в 10 раз. Отсюда естественное желание и просьбы слушателей к лектору снизить темп чтения. Если преподаватель уступит, то неизбежна потеря информативной емкости лекции (почти в 10 раз), и лекция превратится в диктант, что резко снизит качество учебного процесса. Когда во время лекции идет демонстрация опорных конспектов, графиков, диаграмм, то это существенно облегчает работу студента. Если же лекция читается традиционно, то задача слушателя должна состоять не в том, чтобы записывать все подряд (это и невозможно), а в том, чтобы усвоить и зафиксировать основную концепцию лектора.

Предлагаем рекомендации, следование которым позволяет значительно повысить информативность конспекта, облегчить запоминание, читаемость, а следовательно, эффективность конспектирования и, в конечном счете, – качество учебного процесса и подготовки специалистов.

Рекомендации:

1. Настройтесь сразу же на серьезную работу на лекциях. Поставьте себе цель – научиться из звучащей информации отбирать самое существенное, и это существенное структурировать в логическое целое.

2. Некоторые студенты предпочитают лекцию просто слушать, свою работу перекладывая на диктофон, чтобы потом, дома, в более комфортных условиях законспектировать. Это крайне нерациональный подход, так как, во-первых, времени на усвоение учебного материала уйдет в этом случае в два раза больше, во-вторых, затормаживается развитие такого важно навыка, как непосредственная обработка звучащей информации.

3. Ориентироваться в структуре лекции помогает план, с которым лектор знакомит аудиторию в начале занятия. Каждый пункт плана – это заголовок раздела лекции (как правило, пункты плана лекции потом становятся экзаменационными или зачетными вопросами). Конспектируя лекцию, следуйте плану, при записи отделяя один раздел от другого свободной строкой, заголовки выделяйте с помощью цвета, подчеркивания или записывая их более крупными буквами.

Слушая каждый раздел лекции, старайтесь выявлять и записывать основные тезисы и их аргументацию. Не думайте, что примеры, которые приводит лектор в подтверждение своим мыслям, – это своеобразная разрядка и здесь можно расслабиться. Постарайтесь, хотя бы очень кратко, зафиксировать их. Когда вы в конце семестра вернетесь к своим записям, примеры помогут вам разъяснить основное содержание вопроса.

4. Не экономьте на пространстве листа. Оставляйте интервалы между строками в тексте в 1,5 – 2 раза больше размера букв, чтобы вносить исправления, делать необходимые вставки в отдельные строки.

Оставляйте свободные места в тексте конспекта для дополнительных записей, особенно если не успели что-то важное записать (при этом не следует пытаться восполнить упущенное, заглядывая в конспект соседа, поскольку будет потерян темп записи и возникнет хроническое отставание от лектора).

5. Не пренебрегайте полями в своей тетради. Пусть они тоже работают: записывайте здесь свои вопросы, которые возникают в ходе лекции, мысли, примеры, придуманное вами сокращение какого-либо слова (чтобы потом не мучиться над расшифровкой своего конспекта). Тем, кто действительно «вошел» в учебный процесс, как правило, полей обычных размеров бывает недостаточно.

6. Если лекция читается при помощи демонстрации опорных конспектов, то есть смысл на одну страницу разворота тетради перенести демонстрируемый материал как можно точнее, а вторую оставить для записи комментария преподавателя и дальнейших уточнений.

7. Если в речи лектора прозвучали новые, незнакомые слова и нет возможности узнать значение сейчас же, запишите их на полях, потом, во время обработки конспекта, обязательно обратитесь к словарям и здесь же, на полях, зафиксируйте их значение. Так будет пополняться ваш лексикон. Помните, что невыясненные значения слов образуют «белые пятна» в системе знаний, а значит, и само понятие системы становится весьма условным.

8. Хороший конспект – это конспект, обработанный в день записи, пока еще свежа в памяти лекция. В конспект вводятся пропущенные слова, фразы, уточняются определения, значения малознакомых слов, подчеркивается, выделяется значимое. Обработка повышает читаемость и облегчает запоминание.

Те студенты, которые совершенствуют умение конспектировать, не только обогащают свои знания, но и развивают аналитические и творческие способности. Как правило, они уже к концу первого курса вырабатывают собственную систему обработки материала лекций.

9. Обычно в конце лекции преподаватель оставляет время для вопросов. Вопросы от аудитории свидетельствуют в первую очередь не о том, что кто-то что-то не понял, а о заинтересованности спрашивающего. Поэтому, если вопрос возник, не стесняйтесь спрашивать лектора, тем более что будущему журналисту нужно учиться преодолевать разные барьеры, и в первую очередь барьеры в общении. Если на занятии не осталось для этого времени, подойти в перерыве. Большинство преподавателей будут рады ответить на ваши вопросы.

 

 

1.2. ВИДЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Предназначение практических занятий – в осмыслении теории, в приобретении навыков осознанно применять ее в учебной и профессиональной деятельности, в развитии умения убедительно формулировать собственную точку зрения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 417; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.062 сек.