КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема лекции №13: Цветокорректирующее маскирование
Под цветокорректирующим маскированием в широком смысле слова подразумеваются все методы автоматического устранения цветоделительных недостатков. Однако часто этому термину придают более узкий смысл, имея в виду компенсацию вредного изображения соответствующем ему, но обратным по распределению оптических плотностей. Изображение, закрывающее вредное, называется цветокорректирующей маской. Негатив, с которого ее получают, – масковым, а тот, который она исправляет, – маскируемым. Остановимся кратко на классификации методов маскирования (таблица 13.1). Известные методы маскирования, как правило, дают возможность лишь сильно сократить объем ручной ретуши (до 70—80 %).
Таблица 13.1. Классификация методов цветокорректирующего маскирования
Контактное маскирование негатива. Перекрестное маскирование. Контактные методы маскирования негатива состоят в том, что маску и исправляемый негатив совмещают по контурам (приводя в контакт) и копируют. В результате этого получается исправленный цветоделенный позитив. Рассмотренный метод относится к группе, которую, в соответствии с классификационной таблицей, можно отнести к перекрестному контактному маскированию негатива внешней черно-белой маской. Перекрестным называется метод цветокорректирования, состоящий в том, что маски готовятся с основных цветоделенных негативов, а добавочных масковых негативов не требуется. Название метода условно. Если расположить цветоделенные негативы в последовательности ЖГП, то линии, указывающие маски, перекрещиваются:
Один из возможных путей смягчения отмеченных погрешностей состоит в повышении коэффициента контрастности маскируемого негатива. Чтобы избавиться от вредных изображений на масках, предлагалось масковые негативы готовить дополнительным фотографированием оригинала через специально подобранный светофильтр. Такой способ маскирования, представляющий собой, в сущности говоря, вариант перекрестного, был назван параллельным маскированием, потому что масковые негативы готовятся параллельно с основными. Компенсативное (двухступенчатое) маскирование. При достаточно полном исправлении цветоделения по избытку краски для светлых цветов маски-диапозитивы вносят искажения по недостатку краски на темных участках репродукции. Для устранения этой погрешности был разработан метод компенсативного маскирования. Метод основан на следующем принципе. При совмещении цветоделенного негатива с цветоделенным диапозитивом, полученным с другого негатива, те места негатива, на которых выделена соответствующая краска (т. е. на пурпурном негативе — пурпурная, на желтом — желтая), остаются прозрачными, а все остальные, включая те, которые изображают черные участки оригинала, закрываются. Таким образом, можно выделить изображение, образованное строго одной краской, в том числе искажающей. Это выделение происходит без влияния на серую шкалу и темные участки репродукции. Маска, не имеющая градации по серой шкале, представляет собой изображение, оптические плотности которого равны искажающим разностям по маскируемому негативу. Она называется компенсативом. Процесс маскирования компенсативом носит название компенсативного или двухступенчатого. Двухступенчатым он называется потому, что маску готовят не в одну ступень копирования маскового негатива, а в две — путем изготовления диапозитива и затем получения маски. Процесс осуществляется следующим образом. С исправляемого негатива делают диапозитив, который совмещают с негативом искажающей краски. Эту систему копируют, получая компенсатив-маску. Для маскирования желтого негатива сделанный с него диапозитив совмещают с пурпурным негативом, и копированием этой системы готовят маску желтого, т; е. диапозитив, на котором выделено строго пурпурное изображение. Диапозитив, полученный с пурпурного негатива, совмещают с голубым. Копия этой системы (слабый голубой диапозитив) служит маской для пурпурного негатива. Проекционное маскирование оригинала. Рассмотрим маскирование оригинала сначала на примере проекционных методов, когда для совмещения маски и исправляемого изображения используется оптическое проецирование. Совмещают либо оптическое изображение оригинала с маской, либо оптические изображения оригинала и маски. В первом случае оригинал с помощью объектива, экранированного светофильтром, выделяющим данную краску, проецируют на маску, находящуюся в контакте с пленкой. Контуры оптического изображения и маски должны строго совмещаться (рисунок 13.1). Маской в этом случае служит негатив вредного изображения. Чтобы понять действие маски, мысленно выделим в оптическом изображении оригинала вредное изображение. Так как оптические плотности негатива-маски обратны логарифмам освещенностей, создаваемых вредным изображением, то оно компенсируется. Система «негативная маска — вредное оптическое изображение» равномерно снижает освещенность в фокальной плоскости объектива, не влияя на градацию полезного цветоделенного изображения.
Рисунок 13.1. Проекционное маскирование; метод совмещения оптического изображения оригинала с маской: / — оригинал; 2 — светофильтр; 3 — маска; 4 — пленка
Ю. П. Селиванов предложил оригинальный способ проекционного маскирования. Особенность процесса состоит в том, что маска создается в эмульсионном слое основного негатива, и для ее изготовления не требуется дополнительный светочувствительный материал. Поэтому метод относится к числу наиболее экономичных. Процесс основан на том, что светочувствительность материала можно понизить избирательно, например пропорционально оптическим плотностям вредного изображения. Для этого, получив видимое изображение, его отбеливают гексацианоферратом (химия процесса рассматривается в курсе теории фотографических процессов). Явление снижения чувствительности в этом случае называется избирательной десенсибилизацией. Маскирование осуществляется следующим образом. Перед цветоделением материал экспонируют от оригинала через светофильтр, выделяющий мешающую краску. Например, перед выделением желтой экспонируют через зеленый светофильтр. В результате проявления образуется негативное изображение мешающей краски, в нашем примере — пурпурное. Затем его отбеливают. После этого материал укрепляют в фотоаппарате строго на том же месте, на котором он находился во время первого экспонирования (с помощью штифтов, фиксирующих положение), экспонируют от оригинала во второй раз через светофильтр, выделяющий нужную краску. Снижение чувствительности в зависимости от количества пурпурной краски оказывает то же действие, что и негативная пурпурная маска. Подавление светочувствительности эквивалентно снижению освещенности: факторы S и Е можно считать взаимозаместимыми. Внутреннее маскирование цветного негатива. Получение изображений на цветных материалах. Методы фотомеханической корректуры цветоделения нашли особенно широкое применение после разработки тeхнологии маскирования цветных диапозитивов – слайдов (англ, slide – диапозитив). Это связано с относительной простотой и доступностью новой технологии. В цветном фотографическом процессе используются многослойные пленки, в эмульсионные слои которых, наряду с обычными веществами, введены «цветные (цветообразующие) компоненты». Такое название получили органические вещества, которые в результате реакции сочетания с первичными продуктами окисления «цветных» проявляющих веществ (например, диэтилпарафенилендиаминсульфата – ЦПВ-1 или этилоксиэтилпарафенилендиаминсульфата – ЦПВ-2) образуют красители. В обычных (немаскированных) материалах компоненты бесцветны, но по красителям, которые они дадут при проявлении, их называют «желтой», «пурпурной» и «голубой». Изображение оригинала, полученное в дополнительных цветах, как в рассмотренном случае, называется цветным негативом. Его цвета не строго дополнительны цветам оригинала, потому что красители цветофотографического синтеза, как и полиграфические краски, имеют поглощение в нескольких зонах спектра. Следовательно, негатив искажен относительно оригинала по цветопередаче. Красители, образующие изображение, несколько ближе по спектральным свойствам к идеальным краскам и значительно более прозрачны, чем полиграфические краски. Поэтому цветоделительные искажения проявляются здесь в меньшей степени, чем при полиграфическом синтезе. Копированием цветного негатива получают изображение в дополнительных по отношению к нему цветах – цветной позитив или диапозитив. Такой процесс называется негативно-позитивным и для получения цветных слайдов практически не применяется. Это связано, во-первых, с его двухстадийностью, а следовательно, с относительной сложностью, а во-вторых, и это главное, с двойными искажениями цветоделения – в негативе и в позитиве. Для получения цветных слайдов – полиграфических оригиналов – используется процесс с обращением. Внутреннее маскирование цветных негативов. При внутреннем маскировании корректирующее изображение образуется внутри слоя. Процесс осуществляется на специальных материалах с «внутренней маской». В СНГ такие пленки выпускаются под маркой ЦНЛ-65. На рисунке 13.2 показан пример спектральных кривых красителей цветофотографического синтеза. Они, как и полиграфические краски, отличаются по цветовому тону от идеальных, имея не голубой, а зеленовато-голубой, не пурпурный, а красновато-пурпурный цвета и довольно близкий к идеальному желтый. Рассмотрим процесс на примере маскирования пурпурного изображения. Цвет соответствующего красителя можно получить, смешивая чисто-пурпурный (пунктирная кривая 1 на рис. 13.2) с небольшим количеством чисто-желтого (кривая 2) и пренебрежимо малым количеством голубого (кривая 3), которое в дальнейшем учитываться не будет.
Рисунок 13.2.Кривые поглощения красителей цветного материала (схема); пунктиром показаны свойства изображаемых идеальных составляющих пурпурного красителя
В большинстве случаев для получения копии с маскированных негативов применяют специальные позитивные материалы. Соотношение чувствительностей их эмульсионных слоев изменено в сравнении с обычными материалами с расчетом на экранирующее действие масок и компенсируемых ими изображений. Внутреннее маскирование удобно тем, что цветокорректирование совершается полностью автоматически, без дополнительных усилий на расчет и изготовление масок. Все трудности процесса переносятся на предприятия, изготавливающие материалы, причем главным образом – на стадию освоения технологии изготовления пленки. Контактное маскирование слайдов. Маскирование единой цветной маской. Для маскирования слайдов можно было бы использовать маски, каждая из которых компенсирует одно из вредных изображений. Эти маски, называемые раздельными, получаются копированием оригинала с использованием трех соответствующим образом выбранных светофильтров, выделяющих вредные изображения. Однако успехи фотомеханики и химической промышленности позволили значительно упростить процесс маскирования слайдов путем изготовления одной маски, единой для всех трех изображений, составляющих оригинал. Суть процесса состоит в том, что в масковой пленке образуются элементарные маски, каждая из которых используется при определенных условиях (спектральных или экспозиционных) и маскирует изображение, находящееся в том или ином слое слайда-оригинала. Изменяя условия, можно «включать» нужную элементарную маску. Известны две группы методов маскирования единой маской – маскирование цветной и маскирование черно-белой маской. При использовании единой цветной маски сокращается число операций: вместо двух или трех готовится только одна маска. По той же причине значительно упрощается операция совмещения изображений. Облегчается и упрощается процесс обработки материала. Маскирование единой черно-белой маской. Маскирование единой цветной маской дает хорошие результаты. Но такой процесс сложен и дорог и к тому же требует точного соблюдения режимов. В связи с этим разработан более простой метод маскирования оригинала-слайда единой черно-белой (серой) маской. Для ее изготовления применяются специально выпускаемые черно-белые пленки. К ним относится, например, пленка ФТ-М2 (СНГ) или «Веримаск» (Агфа-Геверт). Они представляют собой малоконтрастные панхроматические материалы. Противослой пленки «Веримаск» служит темно-оранжевым светофильтром, через который она экспонируется при получении маски. Пленка ФТ-М2 не содержит такого слоя, и ее экспонируют при копировании последовательно через красный и зеленый светофильтры. При соответствующем соотношении выдержек это дает тот же эффект, что и использование темно-оранжевого слоя. Оригинал копируют на масковую пленку с соблюдением указанного условия и получают негатив-маску, содержащую одновременно «голубое» (красный светофильтр) и «пурпурное» (зеленый светофильтр) серые компенсирующие изображения. Использование того или иного основано на зависимости градационного эффекта от выдержки. При цветоделении через зеленый светофильтр (пурпурный негатив) экспозиция устанавливается с расчетом на то, чтобы не прокопировывалось пурпурное поле. Тогда плотность желтого уменьшится, а голубого возрастет. Значительное упрощение процесса при маскировании единой маской по сравнению с маскированием раздельными масками, его невысокая стоимость привели к довольно широкому применению единой маски. Однако при ответственных работах используется раздельное маскирование, дающее более точную коррекцию, чем маскирование единой маской, и в особенности – серой. Расчет масок. Х арактеристики цветокорректирующих масок определяют исходя из спектральных свойств выбранных красок. Расчет характеристик применительно к некоторой триаде обеспечивает получение масок, дающих наилучшую коррекцию только принятых в расчет красок. Это значит, что на практике расчет приходится вести лишь при переходе от одной триады к другой. Расчет масок ведется по цветоделительным характеристикам негативов, подобным характеристикам частичных изображений. Расчет маски заключается в определении коэффициента контрастности диапозитива, полезное изображение на котором компенсирует вредное изображение на исправляемом негативе. По кривой кинетики проявления в этом случае находят время обработки, обеспечивающее требуемое значение коэффициента контрастности диапозитива. Для осуществления компенсации нужно, чтобы контраст компенсирующего изображения равнялся контрасту негатива по компенсируемому изображению. Так как компенсировать можно только одно из вредных изображений, то выбирают то из них, которое имеет большой контраст. Основная литература: 1[211-240] Контрольные вопросы: 1Цветокорректирующее маскирование 2 Цветокорректирующая маска 3 Масковый негатив 4 Маскируемый негатив 5 Контактное маскирование негатива 6Перекрестное маскирование 7 Параллельное маскирование 8 Компенсативное (двухступенчатое) маскирование 9 Проекционное маскирование оригинала 10 Избирательная десенсибилизация 11 Внутреннее маскирование цветного негатива 12Получение изображений на цветных материалах 13 Контактное маскирование слайдов 14Маскирование единой цветной маской 15 Раздельные маски 16 Маскирование единой черно-белой маской 18 Расчет масок
Дата добавления: 2014-12-08; Просмотров: 849; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |