Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные мировоззренческие и этические идеи Библии




Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

(Мф. 16:26)

Библия состоит из Ветхого и Нового Заветов.

Ветхий завет (Тора) – священный текст не только в христианстве, но и в более ранней религии – иудаизме[87]. Иудаизм [от лат. Judaeus – иудей, еврей; от др.-гр. jehüdi – хвала богу] – наиболее ранняя монотеистическая религия, возникшая в I тысячелетии до н.э. в Палестине; была распространена главным образом среди евреев; основа – вера в единого Бога Яхве, бессмертие души, загробную жизнь, грядущий приход мессии, богоизбранность еврейского народа. Ветхий Завет (Тора) составлен с XIII по I в. до н.э. Он состоит из 5 исторических книг Моисея,или Законов (Бытие, Исход, Левит, Числа, Второзаконие), 4 книг под общим названием «Книга царств» и т.д.

Онтология Ветхого Завета. Креационизм. Основная онтологическая идея Ветхого Завета и всей Библии – это идея сотворения мира Богом за 6 дней. В первый день Бог сотворил небо (космос) и Землю (планету), создал свет и отделил его от тьмы. На второй – воду и небо на Земле. На третий – сушу, растения. На четвертый – Солнце и Луну, чтобы освещать Землю. На пятый – пресмыкающихся, рыб и птиц. На шестой – зверей, скот и человека.

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Быт…1: 26-28).

На седьмой день Бог отдыхал.

О первородном грехе Евы и Адама. Когда Бог сотворил людей, он дал им райскую жизнь в Едеме, но после падения Евы и Адама в грех, состоящего в том, что они нарушили запрет бога, вкусив запретный плод с древа познания добра и зла, Бог разгневался и изгнал их из рая. Жене Адама, первой нарушившей запрет, Бог умножил страдания при рождении детей, подчинил ее мужу. Адаму Бог сказал: «В поте лица твоего будешь добывать хлеб». Учение о первородном грехе утверждало греховную природу человека, а значит, невозможность человеку самому избавиться от греха.

О появлении и скитаниях богоизбранного народа. Согласно Ветхому Завету, Бог призвал Авраама переселиться в Ханаан (современный Израиль) и обещал его потомкам эту землю. Одним из сыновей Авраама был Исаак. У Исаака было два сына-близнеца: Исав и Иаков, названный впоследствии Израилем. Именно Израиль считается отцом израильского народа. У Израиля были 12 сыновей от разных жен, ставшими родоначальниками двенадцати колен Израилевых. Любимейшим сыном Израиля был Иосиф. Ему завидовали братья и при случае продали в рабство египтянам. Однажды, когда египетскому фараону приснился сон о семи тучных коровах, которых съели семь тощих коров, Иосиф растолковал этот сон как предзнаменование семи урожайных и семи голодных лет и тем самым спас египтян от голода. За это он был назначен начальником земли Египетской. Во время семилетнего голода Иосиф помог перебраться отцу и братьям в Египет. Впоследствии евреи попали в рабство к египтянам.

Примерно в 1220 г. до н.э. потомки Израиля вернулись из Египта в Ханаан. Возглавлял исход иудеев из египетского рабства пророк, вождь-освободитель Моисей (2-я пол. XIII в. до н. э.). В то время, когда родился Моисей, египетский царь издал указ о том, чтобы всех родившихся мальчиков-евреев сбрасывать в реку. Мать Моисея, чтобы спасти его от гибели, оставила ребенка у реки. Моисея заметила дочь фараона и взяла себе на воспитание. Однажды, когда Моисей вырос, он увидел, что египтянин бьет сына израилева, и он убил египтянина. Опасаясь расправы, Моисей сбежал из этих мест. Народ Израилев все больше и больше стонал под египетским гнетом. И Бог услышал стенания и обратился к Моисею, чтобы тот пошел к Израильтянам и помог им выбраться из рабства. Убедить Израильтян в том, что Моисей – посланник Бога, помогла полученная им от Бога возможность творить три чуда (превращать посох в змею, воду – в кровь, рука поражается проказой и тут же выздоравливает). В 80 лет Моисей с женой и детьми возвратился в Египет, чтобы вызволить евреев из рабства. Египетский фараон не хотел отпускать дармовую рабочую силу. Стараниями Бога и хитростью Израилеву народу удалось вырваться из плена. Во время исхода евреев из Египта Моисей услышал от Бога то, что если народ Израилев будет слушать Его, служить Ему и соблюдать союз с Ним, то станет народ Израилев святым народом, богоизбранным. Моисей также услышал Закон Божий.

Этика Ветхого Завета. Закон Божий (Исх.20:2-17)

I. Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом моим.

II. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.

III. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит его имя напрасно.

IV. Помни день субботний, чтобы святить его…

V. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.

VI. Не убивай.

VII. Не прелюбодействуй.

VIII. Не кради.

IX. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.

X. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.

Эти десять заповедей представляют собой один из первых на Западе нравственных кодексов и законодательных принципов. Говорится, что человек создан по образу и подобию Божию, поэтому должен изо всех сил уподобляться Всевышнему: «Не оскверняйте душ ваших... будьте святы, потому что Я свят» (Левит.11:45). Быть святым, означает исполнять волю Божию, хотеть того, чего хочет Бог. Бог наставляет: «Не следуй за большинством на зло» (Исх.23:2), не угнетай вдов и сирот. «Удаляйся от неправды и не умерщвляй невинного и правого, ибо Я не оправдаю беззаконника. Даров не принимай, ибо дары слепыми делают зрячих и превращают дело правых. Пришельца не обижай…» (Исх.23:7-9)

О равенстве всех перед законом. «Закон один, и одни права да будут для вас и для пришельца живущего у вас» (Числ.15:15-16).

О справедливости Бога и свободе человека. Если человек пренебрегает Законом Божьим, то Бог накажет его. Бог справедлив. Если человек принимает волю Божью, изложенную в Законе, как свою собственною, то он возносится выше всего остального тварного мира и становится свободным.

О предопределении. В Ветхом Завете есть идея о том, что судьба каждого предопределена: «Зародыш мой видели очи Твои; в Твоей книге записаны все дни, для меня назначенные, когда ни одного из них еще не было» (Пс.138:16).

Следует отметить, что многие идеи и наставления, изложенные в Ветхом завете, выглядят сегодня, мягко говоря, нецивилизованными. В частности, это идеи жертвоприношений Богу, гнева Божия за грехи и непослушания, насилия. Здесь провозглашается закон: «Глаз за глаз, зуб за зуб…» (Исх.21:24) Проповедуется нетерпимость к иным религиям. Наставляется, что каждый правоверный иудей, узнав о том, что люди поклоняются иным богам, или солнцу или луне, обязан, узнав, что точно «сделана мерзость сия в Израиле», «побить их камнями до самой смерти» (Втор.17:4-5). По-видимому, суровое отношение к иноверию было связано с общей жестокостью тех времен и со стремлением к сохранению учения в то далеко не цивилизованное историческое время.

История Иисуса Христа

Иисус родился в Иудее, в г. Вифлееме. Рождение Спасителя человечества, согласно Евангельским текстам, было ознаменовано видениями. Матери и отцу Иисуса – Марии и Иосифу – были видения Ангела, который сообщил им о том, что она зачала ребенка от Духа Святого (еще до того, как познала мужа), и когда он родится, его следует назвать Иисус; некие пастухи видели Ангелов, вещавших о рождении Сына Господа. Кроме этого, все иудеи верили в приход Мессии – Спасителя человечества, который укажет всем верный путь в жизни.

Иоганн Креститель (6-2 гг. до н.э. – ок. 30-го г. н.э.) возвещал скорый приход мессии – Спасителя, который уничтожит все зло на Земле; он призывал покаяться и очиститься от грехов с помощью омовения в водах реки Иордан.

  Одним из принявших крещение от Иоанна был Иисус(0–33),названный впоследствии Христосом[от греч. Christos букв. помазанник]. Согласно Писаниям, после обряда крещения отверзлись небеса, и Иоанн увидел Духа Божия, в облике голу-

бя ниспускавшегося на Него. И был глас с небес, глаголющий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф.3:17).

После крещения, как поведано в Евангелии от Матфея, Дух повел Иисуса в пустыню, где Иисус постился в течение 40 дней и ночей, там он подвергался искушениям сатаны, сулившем за поклон ему все царства мира и их славу. Искушениям сатаны Иисус предпочел поклонение и службу только Господу Богу.

Укрепившись после испытаний, Иисус пришел в Галилею проповедовать ветхозаветную веру в конец мира, грядущий суд над злыми силами, установление «царства Божьего» на Земле. Иисус призывал: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф.4:17). Он проявлял необычные способности: изгонял бесов, лечил прокаженных, слепых делал видящими, глухих слышащими, исцелял больных простым прикасанием или словом, даже воскрешал мертвых. Он творил и другие чудеса: превратил воду в вино, накормил досыта пятью-семью хлебами около четырех-пяти тысяч человек, предсказывал события, управлял ветром и морем, ходил по морю. Иисус называл себя Сыном Бога: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня… Слова, которые говорю Я вам, говорю не от Себя; Отец, пребывающий во Мне, Он творит дела. Верьте Мне, что Я в Отце и Отец во Мне; а если не так, то верьте Мне по самым делам… Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Иоанн. 14:6, 10-11, 21).

Иисус учил силе молитвы: «… все, чего ни будете просить в молитве, верьте, что получите… И когда стоите на молитве, прощайте, если что имеете на кого, дабы и Отец ваш Небесный простил вам согрешения ваши» (Мар.11:24-25). И если человек будет поститься при молитве, то сила молитвы увеличится.

Множество народа приходили слушать его и исцеляться от исходящей от него силы, некоторые стали его учениками. Иисус выбрал двенадцать наиболее близких учеников, назвал их Апостолами, дал им «власть над нечистыми духами», отправлял их проповедовать покаяние, изгонять бесов и исцелять больных. Но не все люди поверили Иисусу.

Иудейские вожди ожидали найти в лице Мессии земного царя. Они думали, что он низложит и упразднит все тогдашние царства на земле, составит из всего рода человеческого единую державу, в коей иудеи должны занять первое место. На такие ожидания, несомненно, Иисус Христос ответил: «Царство Мое не от мира сего; если бы от мира сего было Царство Мое, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда» (Ин.18:36).

Иудеи признали Иисуса не Сыном Бога, а самозванцем, которого следует опорочить и уничтожить. Однажды, когда Иисус сказал больному «Тебе прощаются грехи твои», книжники сказали: «Что он так богохульствует? Кто может прощать грехи, кроме одного Бога?» (Мар.9:3). Они цеплялись к таким поступкам Иисуса: трапеза Иисуса вместе с «мытырями и грешниками», лечение больных в субботу, срывание колосьев учениками в субботу. Они стали говорить, что Иисус изгоняет бесов силою бесовского князя. Многие стали свидетельствовать против Иисуса, самым весомым аргументом в виновности стало признание Иисуса себя Христом, «сыном Благословенного». За это «богохульство» Иисуса приговорили к смерти и распяли на кресте. Ученики Иисуса говорили, что видели его воскресшим после смерти.

Как отмечает А.А. Гусейнов[88], Иисус родился в хлеву, оплеван толпой, прошел через измену учеников, преследования властей, умер на кресте, но, встав на путь любви и милосердия, он не свернул с него. Для всех христиан Иисус явился воплощением человеческой свободы, не только сыном Бога, но и Богом-сыном.

Вскоре после смерти Иисуса, в день Пятидесятницы, на Апостолов снизошел Дух Святой в виде языков пламени, после чего Апостолы стали говорить и проповедовать на языках, которых прежде не знали. Около трех тысяч людей стали свидетелями чуда и присоединились к христианству. Этот день считается днем зарождения Церкви.

В I в. н.э. учениками Иисуса Христа был написан Новый Завет (Четыре Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки, от Иоанна; Деяния святых Апостолов; Корпус посланий св. Павла и т.д.). Ветхий и Новый Заветы вместе составляют Священное Писание. В прологе к Евангелию от Иоанна дано объяснение к разделению Писания на две части: «Закон дан чрез Моисея, благодать же и истина произошли через Иисуса Христа».

Этика Нового Завета

Сущность христианских заповедей заключена в повелевании любви.

Так в Евангелии от Марка: «Первая из всех заповедей:... Господь Бог наш есть Господь единый; и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею», а вторая: «... возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мар.12:30-31).

В Первом послании Иоанна: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что любовь от Бога, и всякий любящий рожден от Бога и знает Бога. Кто не любит, тот не познал Бога, потому что Бог есть любовь…» (1Иоан.4:7-13).

Многих верующих вдохновляла и вдохновляет к любви тринадцатая глава Первого послания Коринфянам апостола Павла:

«Если я говорю языками человеческими и ангельскими, а любви не имею, то я – медь звенящая или кимвал звучащий. Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять, а не имею любви, – то я ничто. И если я раздам все имение мое и отдам тело мое на сожжение, а любви не имею, нет мне в том никакой пользы. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1Кор.13:1-8).

Из всех видов любви самая богоугодная – любовь к врагам. В Евангелии от Матфея: «...любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас… Ибо, если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?.. Итак, будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф.5:44-48). Любовь к врагам – это самая трудная любовь, но только через нее можно стать сыном отца небесного, который «благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6:35).

Новый Завет призывает и к всепрощению. «Когда книжники и фарисеи привели к Нему женщину, взятую в прелюбодеянии, и, поставив ее посреди, сказали Ему: Учитель! эта женщина взята в прелюбодеянии; а Моисей в законе заповедал нам побивать таких камнями: Ты что скажешь? Говорили же это, искушая Его, чтобы найти что-нибудь к обвинению Его. Но Иисус, наклонившись низко, писал перстом на земле, не обращая на них внимания. Когда же продолжали спрашивать Его, Он, восклонившись, сказал им: кто из вас без греха, первый брось на нее камень» (Иоан.8:3-7). Таким образом, Иисус наставляет нас, что когда мы осуждаем и хотим наказать кого-нибудь, взглянуть внутрь себя: есть ли у нас моральное право осуждать и наказывать.

Новый Завет проповедовал терпение. Если человек отрекается от терпения, то Господь отрекается от него (2.Тим.2:12). В целом Новый Завет призывал каяться, веровать в Иисуса Христа и справедливость Бога.

Иисус Христос заповедовал целомудрие. «И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его: лучше тебе с одним глазом войти в Царствие Божие, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную» (Мар. 9:47).

Апостол Павел учил, что самое главное для спасения христианина не дела его, а вера: «… всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:13).

Социальное учение Нового Завета

Новый Завет обращен к людям разных сословий.

Он дает надежду бедным людям: «И еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» (Матф.19:24). «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие. Блаженны алчущие ныне, ибо насытитесь. Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетесь. Блаженны вы, когда возненавидят вас люди и когда отлучат вас и будут поносить, и пронесут имя ваше как бесчестное, за Сына человеческого. Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах. Так поступали с пророками отцы их. Напротив, горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение. Горе вам, пресыщенные ныне, ибо взалкаете. Горе вам, смеющиеся ныне, ибо восплачете и возрыдаете. Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо, ибо так поступали с лжепророками отцы их. Но вам, слушающим, говорю: любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас. Благословляйте проклинающих вас и молитесь за обижающих вас. Ударившему тебя по щеке, подставь и другую, и отнимающему у тебя верхнюю одежду не препятствуй взять и рубашку...» (Лук.6:20-29)

В то же время Новый завет поощряет богатство. «Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет» (Мар. 4:25).

Апостолы Павел и Петр учили повиноваться властям.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога; существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Рим. 13:1-2).

«Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда бьют вас за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу» (1Пет.2:18-20).

О равенстве и справедливости. Перед Богом все верующие в Иисуса Христа равны. Для Бога нет различия между эллином и иудеем (Рим.10:12), между свободным и рабом; между мужским полом и женским: «ибо все вы одно во Христе Иисусе» (Галл. 3:28). «Все вы сыны Божии по вере во Христа Иисуса» (Гал. 3:26). Люди должны уповать на высшую справедливость – справедливость Бога. «Он воздаст каждому по делам его…» (Рим.2:6)

О Царстве Божием

Главной надеждой христиан является Царство Божие. Но о Царстве Божием в Библии встречаются неоднозначные высказывания.

В Евангелии от Марка говорится: «И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мар. 9:1). Таким образом, Царство Божие можно понять как некий рай на Земле.

Иное понимание Царства Божиего в Евангелии от Луки: «Быв же спрошен фарисеями, когда придет Царствие Божие, [Иисус] отвечал им: не придет Царствие Божие приметным образом, и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, Царствие Божие внутрь вас есть» (Лук. 17:20-21). Согласно данному тексту, Царство Божие не приходит внешним образом, но обретается внутри человека, оно есть состояние человеческого естества, обновленного Божественной благодатью, воцарение Иисуса Христа в человеческом уме и сердце действием Святого Духа. «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе». (Рим.14:17).

Различные понимания Царства Божьего ведут к различным интерпретациям христианского учения. Понимание внешнего Царства Божьего дает установку на простое подчинение библейским и церковным установлениям. Понимание внутреннего Царства Божьего дает установку на развитие внутреннего божественного начала.

Значение и критика Библии. Новый Завет освободил своих верных последователей от установки простой богобоязненности, заложенной в Ветхом завете. Указав на принцип любви, Новый Завет призывает к умиротворенному существованию. Именно любовь к Богу и ближним, согласно Новому Завету, лежит в основе свободы. В то же время следует отметить, что в западной философии (Вольтер, Фейербах, Маркс, Ницше, Рассел и др.) нередко встречается критика Библии и христианства, в целом за чрезмерное насилие, за формирование личностной установки к подчинению и слепой вере.


Дополнительная литература

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учебник. – М.: Проспект, 2010.

2. Грядовой Д.И. История философии. Древний мир. Античность. Книга 1: учебник для студентов вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009.

3. Ильин В.В. История философии. – СПб.: Питер, 2003.

4. Канке В.А. Современная философия: учебник. – М.: Изд-во Омега-Л, 2010.

5. Канке В.А. Современная этика: учебник. – М.: Изд-во Омега-Л, 2007.

6. Кови С. Лидерство, основанное на принципах. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2008.

7. Кузьмина Е.И. Психология свободы: теория и практика. – СПб.: Питер, 2007.

8. Моисеев С.В. Философия права: курс лекций. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2003.

9. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней: в 4 т. – СПб.: Петрополис, 1994.

10. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: учеб. пособие для студ. Вузов. – М.: ВЛАДОС, 2001.

11. Стецкевич М.С. Свобода совести: учеб. пособие. – СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2006.

12. Философия права: учебник / О.Г. Данильян, Л.Д. Байрачная, С.И. Максимов и др. / под ред. О.Г. Данильяна. – М.: Эксмо, 2007.

13. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Гардарики, 2004.

14. Философия: учебник для вузов / под ред. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Юнити, 2010.


ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие. 3

Глава 1. Философия свободы в системе философских дисциплин.. 11

1.1. Два определения философии. 11

1.2. Структура западной философии свободы.. 13

1.3. Место философии свободы в структуре западного
философского знания. 15

1.3.1. Онтология и проблема свободы.. 16

1.3.2. Гносеология и проблема свободы.. 21

1.3.3. Этика и проблема свободы.. 28

1.3.4. Социальная философия и проблема свободы.. 31

1.3.5. Философия образования и проблема свободы.. 39

1.3.6. Философия религии и проблема свободы.. 41

1.4. Либерализм.. 42

Контрольные вопросы.. 46

Глава 2. Философия свободы Античности.. 49

2.1. Досократический период. 50

2.1.1. Пифагор. 51

2.1.2. Гераклит. 52

2.1.3. Парменид и Зенон из Элеи. 54

2.1.4. Демокрит из Абдер. 56

2.2. Классический период. 58

2.2.1. Софисты.. 59

2.2.2. Сократ. 61

2.2.3. Платон. 65

2.2.4. Аристотель. 70

2.3. Поздняя античность. 79

2.3.1. Кинизм.. 80

2.3.2. Скептицизм.. 81

2.3.3. Эпикур. 83

2.3.4. Стоицизм.. 84

Контрольные вопросы.. 95

Глава 3. Философия свободы Средневековья. 98

3.1. Патристика. 100

3.1.1. Тертуллиан. 100

3.1.2. Августин Аврелий (Блаженный) 101

3.2. Схоластика. 110

3.2.1. Центральная проблема схоластики. 110

3.2.2. Фома Аквинский. 112

3.2.3. Уильям Оккам.. 118

3.3. Мистика Мейстера Экхарта. 118

Контрольные вопросы.. 122

Глава 4. Философия свободы эпохи Возрождения. 124

4.1. Гуманизм эпохи Возрождения. 125

4.1.1. Франческо Петрарка и Пико делла Мирандола. 125

4.1.2. Мишель де Монтень. 128

4.2. Возникновение протестантизма. 131

4.3. Натурфилософия эпохи Возрождения и свобода. 136

4.3.1. Натурфилософия Николая Кузанского. 136

4.3.2. Натурфилософия Николая Коперника и Джордано Бруно. 138

4.4. Политические учения эпохи Возрождения. 140

4.4.1. Реально-политическое учение Никколо Макиавелли. 140

4.4.2. Социальные утопии эпохи Возрождения. 143

Контрольные вопросы.. 145

Глава 5. Философия свободы Нового времени.. 147

5.1. Френсис Бэкон. 148

5.2. Рене Декарт. 151

5.3. Томас Гоббс. 156

5.4. Джон Локк. 160

5.5. Бенедикт Спиноза. 165

5.6. Детерминизм механистической картины мира. 167

Контрольные вопросы.. 171

Глава 6. Философия свободы эпохи Просвещения. 173

6.1. Шарль Луи де Монтескье. 174

6.2. Вольтер. 177

6.3. Жюльен-Офре де Ламетри. 180

6.4. Давид Юм.. 182

6.5. Клод Адриан Гельвеций. 186

6.6. Дени Дидро. 190

6.7. Поль-Анри Гольбах. 192

6.8. Жан Жак Руссо. 194

6.9. Общие черты американского Просвещения. 198

Контрольные вопросы.. 203

Глава 7. Немецкая классическая философия. 206

7.1. Иммануил Кант. 206

7.2. Георг Гегель. 215

Контрольные вопросы.. 230

Глава 8. Политическая философия XIX века. 232

8.1. Классический либерализм в экономике. 232

8.2. Утилитаризм.. 235

8.2.1. Иеремия Бентам.. 235

8.2.2. Джон Стюарт Милль. 238

8.3. Либерализм Алексиса де Токвиля. 241

8.4. Анархизм.. 243

8.5. Марксизм.. 245

Контрольные вопросы.. 254

Глава 9. Иррационализм о свободе личности.. 256

9.1. Волюнтаризм Артура Шопенгауэра. 256

9.2. Предэкзистенциализм Серена Кьеркегора. 260

9. 3. Философия жизни Фридриха Ницше. 262

9.4. Прагматизм Чарльза Пирса и Уильяма Джеймса. 270

9.4.1. Чарльз Сандерс Пирс. 270

9.4.2. Уильям Джеймс. 272

9.5. Философия жизни Анри Бергсона. 274

9.6. Экзистенциализм Жан-Поль Сартра. 278

Контрольные вопросы.. 284

Глава 10. Свобода и научная методология XIX-XX веков. 286

10.1. Эволюционные учения Ж.Б. Ламарка и Ч.Р. Дарвина. 287

10.2. Философские аспекты неклассической физики. 290

10.3. Позитивизм.. 292

10.3.1. Огюст Конт. 293

10.3.2. Герберт Спенсер. 295

10.4. Неопозитивизм.. 299

10.4.1. Аналитическая философия Бертрана Рассела
и Людвига Витгенштейна. 299

10.4.2. Логический эмпиризм Морица Шлика
и Рудольфа Карнапа. 305

10.5. Позитивизм, антипозитивизм и философия права. 307

10.5.1. Правовой позитивизм и неопозитивизм.. 307

10.5.2. Правовой антипозитивизм. Густав Радбрух. 309

10.6. Постпозитивизм.. 310

10.6.1. Карл Поппер. 310

10.6.2. Пол Фейерабенд. 315

Контрольные вопросы.. 317

Глава 11. Психологические учения о свободе. 319

11.1. Позитивистская психология. 319

11.1.1. Психоанализ Зигмунда Фрейда. 319

11.1.2. Бихевиоризм.. 323

11.2. Антипозитивистская психология. 324

11.2.1. Трансперсональная психология К.Г. Юнга и Р. Ассаджиоли. 324

11.2.2. Гуманистическая психология А. Маслоу, К. Роджерса и В. Франкла 329

Контрольные вопросы.. 335

Глава 12. Либерализм ХХ и ХХI веков. 337

12.1. Социальный либерализм и инструментализм Джона Дьюи. 340

12.2. Интервенционизм Джона Кейнса. 343

12.3. Экономический либерализм.. 344

12.3.1. Австрийская школа экономики. 344

12.3.2. Милтон Фридман. 348

12.4. Антитоталитаризм Франкфуртской школы и Ханны Арендт. 349

12.4.1. Макс Хоркхаймер и Теодор Адорно. 350

12.4.2. Герберт Маркузе и Эрих Фромм.. 352

12.4.3. Юрген Хабермас. 357

12.4.4. Ханна Арендт. 359

12.5. Современный политико-правовой либерализм.. 361

12.5.1. Негативный либерализм Исайи Берлина. 361

12.5.2. Джон Ролз. Политический либерализм и справедливость. 362

12.5.3. Роберт Нозик. Либертарианство и справедливость. 366

12.5.4. Рональд Дворкин. Право и этика. 368

12.5.5. Новый естественно-правовой либерализм. Джон Финнис. 371

12.6. Френсис Фукуяма. Конец истории. 371

12.7. Конец ли истории? Ситуация постмодерна. 375

12.8. Джордж Сорос. Возвращение к идее открытого общества. 382

Контрольные вопросы.. 387

Вместо заключения. Свободная личность как идеал
образовательной политики демократического государства. 391

Приложение 1. Рекомендации участникам диспутов
по философии свободы.. 395

Приложение 2. Пифагорейские «Золотые стихи». 397

Приложение 3. Основные мировоззренческие и этические
идеи Библии. 400


 

Учебное издание

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.171 сек.