КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гомбоева Лидия Викторовна
Введение в западную философию
Учебное пособие
Редактор Т.Н. Чудинова
Дизайн обложки:
Художественное оформление: Данзан Цыденов
Подписано в печать 23.03.2011. Формат 60х84 1/16. Печать операт., бум. писч. Усл. печ. л. 23,94. Тираж 100 экз. Заказ № 35 Издательство ВСГТУ 670013, г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 40 в
Переплетные работы выполнены 670000, г. Улан-Удэ, ул. Борсоева, 11 [1] Философский энциклопедический словарь. – М.: Инфра-М., 1997. – С. 406. [2] Следует отметить, что в современной философской литературе встречается другое понимание слова «холизм», лишенное глубокого понимания взаимозависимости. Согласно такому пониманию холизма, целое больше, чем части. [3] Комплементарная (от лат. complementum – дополнение) медицина – совокупность нелекарственных и нехирургических методов лечения, в число которых входят различные виды массажа, энергетические практики, ароматерапия и т.п. [4] Ницше Ф. Воля к власти. – М.: ТОО «Транспорт», 1995. – С. 181. [5] Цит. по Назаров В.Н. Прикладная этика. – М.: Гардарики, 2005. – С. 252-254. [6] Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. – М.: Вече, 2009. – С. 7. [7] Хесле В. Абсолютный рационализм и современный кризис // Вопросы философии. – 1990. – № 11. – С. 109. [8] Консерватизм (от лат. сonservo – сохраняю) – политическое движение и идеология, выступающие против социальных изменений, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков. Основателями консервативного направления были английский парламентарий, политический деятель и философ Эдмунд Берк (1729–1797), французский католический философ-провиденциалист, член аристократической семьи, литератор и дипломат Жозеф де Местр (1753–1821). Консерватизм, выступая против либерализма, стремится утвердить иерархическое правление привилегированных элит, заменить личную свободу абсолютизмом правительства, религиозную свободу – господством государственной церкви, мир и свободу торговли – милитаризмом, войной за интересы национального государства и т.д. [9] В Древней Греции была распространена прямая демократия – форма правления, в которой участвует каждый свободный человек. Она отличается от представительной демократии, где народ избирает органы управления, делегируя власть своим представителям. В Афинах все свободные граждане (40 тысяч примерно из 300 тысяч) могли участвовать и принимать решения на городских собраниях. [10] С христианством гилозоизм на Западе практически был вытеснен, и лишь со второй половины ХХ в. гилозоизм возродился в виде органицизма.
[11] В зависимости от того, что именно философы считают «истинно существующим», сегодня различают три онтологических направления: материализм, идеализм и холизм [см. п. 1.3]. [12] Исключением является лишь метафизика процесса, например, в учениях Джона Дьюи, Анри Бергсона, Альфреда Уайтхеда и др. [13] Атом (от греч. atomos – неделимый) – согласно Демокриту, мельчайшие полные неделимые вечные и вечно подвижные частицы бытия. [14] Строгий детерминизм (от лат. determinare – определять) – это философское учение о строгой закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений. [15] Софисты разрабатывали приемы, с помощью которых можно было бы побеждать в спорах. Например, в известном софизме приводится такой тип рассуждения: «Сидящий встал, а тот, кто встал, тот стоит; значит, сидящий стоит». Или задавались такие вопросы: «На любой простой вопрос можно ответить просто: «Да или нет»? Отвечай быстро!» Если собеседник, не подумав, скажет: «Да», тогда ему задают следующий вопрос: «Давно ли ты вышел из тюрьмы?» или «Перестал ли ты бить свою мать?» Поставив собеседника в тупиковое состояние, опытный спорщик-софист легко мог победить в споре. [16] Ницше Ф. Воля к власти. – С. 171. [17] Следует отметить, что платоновская концепция «мира идей» в современной философии науки имеет немало сторонников. Среди них В. Гейзенберг, Р. Пенроуз. [18] Историко-философская традиция приписывают это учение Платону, хотя сам Платон излагает это учение от имени Сократа. Вопрос об авторстве этого учения дискутируется и, пожалуй, останется открытым. Аристотель называл изложенное Платоном учение о государстве учением Сократа. Карл Поппер и многие другие философы считают, что Платон приписал свои взгляды Сократу. [19] Поппер К. Открытое общество и его враги: в 2 т. – М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. – Т. 1. – С. 247-248. [20] Здесь Аристотель говорит о рабах по природе, «которые повсюду рабы», а не о тех, кто благороден по происхождению и, попав в плен, был продан в рабство. [21] В Древнем Востоке знания о природе носили сугубо практический характер, и поэтому теоретическая наука как таковая там не сформировалась, несмотря на многочисленные практические открытия: например, открытия компаса, пороха, бумаги. [22] По времени основания кинизм относится к классическому периоду, но в связи с тем, что по духу и времени расцвета это учение близко эллинизму, мы посчитали приемлемым отнести кинизм к эллинизму. [23] Эвдемонизм (от греч. еudaimonia – счастье) – это этическое направление, считающее счастье, блаженство высшей целью человеческой жизни и критерием нравственности. Гедонизм (от греч. hëdonë – удовольствие) – это этическое направление, считающее высшей целью и основным мотивом человеческого поведения удовольствие, наслаждение. [24] Основные мировоззренческие и этические идеи Библии изложены в Приложении 2. [25] Манихейство – религиозно-философское учение, основанное персом Мани (216-273 или 276) и распространенное его учениками на территориях Римской империи и Китая. В своем учении Мани соединил философские идеи буддизма, индуизма, зороастризма и иудео-христианства. Основной тезис манихейства гласит, что в мире идет вечная борьба сил Света и Тьмы. Зло столь же самостоятельно, сколь и добро. Зло связано с материей, тьмой, а добро – со светом как духом. Царство тьмы напало на царство света и полонило его. Князь тьмы использовал похищенные частицы божественной субстанции, света для сотворения земли, неба, растений, животных и человека. Князь света через Будду, Зороастра, Иисуса Христа и самого Мани призвал потомков Адама освободить частицы света, заключенные в них самих, и тем самым способствовать возвращению светлой субстанции в царство света. Смысл истории – в освобождении света. Вся жизнь манихеев направлялась на «собирание» частиц света. Манихеи делились на избранных и слушателей. Избранные вели аскетический образ жизни и посвящали в тайны учения слушателей, которые должны были им служить. В следующей жизни слушатели надеялись родиться в теле избранных. [26] Древние римляне руководствовались принципом «Хлеба и зрелищ» и практически не заботились о духовном развитии общества. [27] Порфирий (232/233-304/306) – древнегреческий философ, представитель неоплатонизма, ученик Плотина. [28] Аквинский Ф. О правлении государей / Политология: краткая хрестоматия; сост. Б.А. Исаев – СПб.: Питер, 2008. – С. 43. [29] Там же. – С. 43. [30] Там же. – С. 42. [31] Основателем христианской мистики был Бернар Клерворский (1090-1153). [32] Мануфактура (от лат. manus – рука и factura – изготовление) – форма промышленного производства, основанная на разделении труда и ручной ремесленной технике; мануфактурная стадия капитализма предшествовала крупной машинной индустрии. [33] Каббала (от др.-евр. получение, принятие, предание) – средневековое мистическое течение в иудаизме, появившееся в XII в. и получившее распространение в XVI в. Каббала претендует на тайное знание содержащегося в Торе божественного откровения. Каббала провозглашает веру в то, что при помощи специальных ритуалов и молитв человек может активно вмешиваться в божественно-космический процесс. [34] Следует отметить, что в современном протестантизме изменено начальное понимание предопределения. С опорой на Священное Писание (Иоан.3:16) признается то, что каждый может спастись, т.е. свобода выбора человека в отношении спасения всегда остается. [35] Формально обе страны объединились в Королевство Великобритания в 1707 г. [36] Иезуиты – мужской монашеский орден Римской католической церкви, основанный в 1534 г. Основные принципы ордена: жесткая дисциплина, строгая централизация, беспрекословное повиновение младших по положению старшим, абсолютный авторитет главы – пожизненно избираемого генерала, подчинённого непосредственно папе римскому. [37] Вслед за Гоббсом свободу с необходимостью связывали Спиноза, Гольбах, Гегель и др. [38] Следует отметить, что либерализм Локка не касается рабов. Философ считал, что рабы, взятые в плен в справедливой войне, не имеют прав на жизнь, свободу и собственность. Поэтому «их нельзя считать какой-либо частью гражданского общества, главной целью которого является сохранение собственности». П.85. [39] Иногда Локк права на жизнь, свободу и имущество именует одним термином право на собственность. [40] Позднее Монтескье вместо федеративной ветви власти предложит судебную. [41] Ленин В.И. Материализм и эмпириокритицизм / В.И. Ленин // Полн. собр. соч. – 5-е изд. – М.: Изд. полит. лит-ры, 1973. – Т. 18. – С. 129. [42] Юнг К.Г. Нераскрытая самость / К.Г. Юнг // Избранное. – Мн.: Поппури, 1998. – С. 263. [43] Атрибут (от лат. attributum – приданное) – необходимое, неотъемлемое свойство предмета. [44] Армстронг К. История Бога: 4000 лет исканий в иудаизме, христианстве и исламе / Карен Армстронг. – М.: Альпина нон-фикшн, 2008. – С. 335. [45] Там же. – С. 335-336. [46] «Сделай же сам вывод относительно собаки, которая потеряла своего хозяина, с жалобным воем искала его по всем дорогам… и наконец, найдя любимого хозяина в его кабинете, выражает ему всю радость веселым лаем, прыжками, ласками» [2, 115]. [47] Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? / И. Кант // Собр. соч. в 8 т. – М.: ЧОРО, 1994. – Т. 8. – С. 29. [48] Токвиль А. Демократия в Америке. – М.: Прогресс, 1992. – С. 320. [49] Уолдрон Дж. Теоретические основания либерализма / Современный либерализм: Ролз, Берлин, Дворкин, Кимлика, Сэндэл, Тэйлор, Уолдрон. – М.: Дом интеллектуальной книги; Прогресс-Традиция, 1998. – С. 117. [50] Категории: количества (единство, множество, целокупность); качества (реальность, отрицание, ограничение); отношения (присущность и самостоятельное существование; причинность и зависимость; общение (взаимодействие между действующим и подвергающимся действию); модальности (возможность – невозможность; существование – несуществование; необходимость – случайность). Категории относятся к рассудку, о них молчат чувства. [51] Ригоризм (rigorisme от rigor – твердость, строгость) – строгость соблюдения какого-либо принципа (нормы) в поведении и мысли. [52] Ницше Ф. Антихристианин / Сумерки идолов. – М.: Изд-во полит. лит-ры, 1989. – С. 25-26. [53] Франкл В. В борьбе за смысл. – М.: Прогресс, 1990 – С. 98-99. [54] Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. – М.; СПб.: Медиум, Ювента, 1997. – С. 297. [55] Немецкий философ Ф.В.Й. Шеллинг (1775-1854) был другом Гегеля со студенческих времен. Шеллинг основным средством познания абсолютной идеальной субстанции признавал интуицию. Гегель опубликовал свое исследование учения друга в работе «Различия между системами философии Фихте и Шеллинга», а затем в работе «Феноменология духа» предложил свой идеализм – рационалистического толка. Больше философы не дружили.
[56] Закон тождества: А≡А, что означает: всякая мысль должна оставаться тождественной самой себе. [57] Философия духа Гегеля изложена в третьем томе Энциклопедии философских наук, написанном в 1817 г. [58] Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – М.: Ермак, 2004. – С. 17-18. [59] Там же. – С. 18. [60] В отличие от Канта Гегель считал, что философия не должна указывать на то, каким должно быть право и государство. [61] Например: «Сущность государства есть в-себе-и для себя всеобщее, есть разумность воли, но как само себя знающее и проявляющееся в действии это всеобщее есть безусловная субъективность и как действительность – отдельный индивидуум» [3, т. 3, 351]. [62] Политическая экономия – наука об общественно-производственных отношениях людей на разных ступенях развития человеческого общества, изучающая экономические законы, управляющие производством и распределением материальных благ. [63] Сам Смит выражение laissez faire, laissez passer не применял. [64] Чезаре Беккариа (1748-1794)– итальянский мыслитель, публицист, правовед и общественный деятель. [65] Немецкий философ Л. Фейербах (1804-1872) в работе «Сущность христианства» (1841) провозгласил «торжество материализма», независимость существования природы от какого-либо духа. Материализм в интерпретации Фейербаха гласит: окружающий человека вещественный и чувственно-воспринимаемый мир и есть «единственный действительный мир». Энгельс критиковал Фейербаха за механистическое видение природы, т.е. непонимание ее развития, и особенно за созерцательный, непрактический характер философии. [66] Анри де Сен-Симон (1760-1825), Шарль Фурье (1772-1837), Роберт Оуэн (1771-1858) – утопические социалисты. Они выступали против политического движения рабочих и за мирный переход к социализму путем убеждения эксплуататоров в преимуществах социализма. [67] Чем отличается физическое движение от механического Энгельс не упоминает. [68] Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М.: Владос, 2001. – С. 541. [69] Майя (с санскр. māyā – иллюзия, кажущееся), зд. – имя богини, воплощавшей в древнеиндийской мифологии иллюзорный мир. [70] Мамардашвили М. Лекции по античной философии. – М.: Аграф, 1997. – С. 198. [71] Адорно Т. Негативная диалектика. – М.: Научный мир, 2003. – С.18. [72] Карл Эрнст фон Бэр (1792-1876) – немецкий естествоиспытатель, один из основоположников эмбриологии и сравнительной анатомии, сторонник телеологической концепции эволюции, или телеогенеза, утверждающего целесообразность эволюции, наличие внутренне присущего всему живому стремления к самосовершенствованию. [73] Элиминация (от лат. eliminare – выносить за порог, удалять) – исключение, удаление, устранение. [74] Верификация (от лат. verus – истина, facio – делаю) – проверка, подтверждение теоретических положений науки опытным путем. [75] Дворкин Р. О правах всерьез. – М.: РОССПЭН, 2004. – С. 9. [76] Нерсесянц В.С. Философия права: учеб. для вузов. – М.: Норма, 1997. – С. 570. [77] Фальсификация (от лат. falsus – ложный, facio – делаю). [78] Элиминация (от лат. еliminare – выносить за порог, удалять) – зд.: исключение, удаление, устранение. [79] Консерватизм (от лат. сonservo – сохраняю) – политическое движение и идеология, выступающие против социальных изменений, отстаивающие сохранение традиционных ценностей и порядков. Основателями консервативного направления были английский парламентарий, политический деятель и философ Эдмунд Берк (1729-1797), французский католический философ-провиденциалист, член аристократической семьи, литератор и дипломат Жозеф де Местр (1753-1821). Консерватизм, выступая против либерализма, стремится утвердить иерархическое правление привилегированных элит, заменить личную свободу абсолютизмом правительства, религиозную свободу – господством государственной церкви, мир и свободу торговли – милитаризмом, войной за интересы национального государства и т.д. [80] «Новый курс» – экономическая политика, проводимая администрацией Франклина Рузвельта с 1933 г. в целях выхода из масштабного экономического кризиса 1929-1933 гг. (Великая депрессия). Правительство занялось новым для себя делом – регулированием экономики и социальных отношений.
[81] Монетаризм – возникшая в 1950-е гг. макроэкономическая теория, согласно которой капиталистическая экономика имеет внутренние регуляторы и регулирование должно опираться преимущественно на денежно-кредитные инструменты. [82] Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М.: Владос, 2001. – С. 764. [83] Метанаррати́в (англ. и фр. narrative – рассказ, повествование) – все большие идеологии, «великие проекты», претендующие на монопольное владение истиной. [84] Теория культуры: хрестоматия / сост. Н.Ю. Малкова – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2007. Ч. I. – С. 58. [85] Там же. [86] Капитал становится плавающим в биржевых торгах, во «всеобщей плавающей конвертируемости валют». [87] В канон священных книг иудаизма кроме Торы входят книги пророков, Писания и толкования, собранные в Толмуде. [88] Гусейнов А.А. Великие пророки и мыслители. Нравственные учения от Моисея до наших дней. – М.: Вече, 2009. – С. 136.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 779; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |