Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Роберт Нозик. Либертарианство и справедливость




Американский философ, идеолог неоклассического либерализма, профессор Гарвардского университета Роберт Нозик (1938–2002) поддержал лозунг либеральных экономистов: «Свобода начинается со свободной эконо-  

мики». Он критиковал понимание государства как справедливого распределителя благ и богатств, введя свое либертарианское понимание справедливости. Его книга «Государство, анархия и утопия» (1974) стала теоретическим фундаментом либертарианства.

О минимальном государстве

Нозик критикует модель социального государства за насилие над индивидами и защищает модель минимального государства.

«Оправдано существование только минимального государства, функции которого ограничены узкими рамками – защита от насилия, воровства, мошенничества, обеспечение соблюдения договоров и т. п.», а любое государство с более обширными полномочиями «нарушает право человека на личную свободу от принуждения к тем или иным действиям и поэтому не имеет оправдания» [13, 11].

Индивиды в минимальном государстве не инструменты, а главная цель. «В минимальном государстве индивиды не могут быть использованы в качестве средств, инструментов или ресурсов; у личности есть неотъемлемые права и достоинство, из этих прав вытекающее». У государства нет никаких прав требовать жертв от граждан, даже во имя всеобщего процветания. Минимальное государство гарантирует всем гражданам право на защиту, поэтому налоги платят все. Это классическая либеральная концепция минимального государства как «ночного сторожа», задача которого состоит в надзоре за соблюдением взаимных договоренностей.

Необходимость минимального государства Нозик основывает с помощью своей теории справедливости.

Историческая (генетическая) теория справедливости Нозика основана на положении: «Собственность личности оправдана, если установлены права на нее посредством принципов справедливости в приобретении, передаче и ректификации (исправлении) от возможной несправедливости. Речь идет о двух принципах справедливости. Принцип справедливости приобретения. Люди имеют право завладевать собственностью, которая никому не принадлежит. Принцип справедливости передачи. Люди имеют право дарить свою собственность другим или добровольно обмениваться ею с другими».

Таким образом, понятие справедливости, концепция государства и либерализм в учении Нозика носят не социальный, а индивидуалистический характер.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 4288; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.