Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Джон Ролз. Политический либерализм и справедливость




Справедливость – это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина – первая добродетель систем мысли.

Джон Ролз(1921–2002) – американский философ, один из самых цитируемых мыслителей современости. Ролз окончил Пристонский университет в 1943 г., служил в армии, в 1950 г. получил степень доктора фи-  

лософии. С 1962 г. Ролз работал в Гарвардском университете. Он избирался президентом Американской ассоциации политических и социальных философов, президентом Восточного отделения Американской философской ассоциации. Его книга «Теория справедливости» (1971) считается парадигмальным выражением политического, неиндивидуалистического либерализма наших дней. Во второй крупной работе «Политический либерализм» (1993) Ролз предлагает решение проблемы защиты основных свобод в плюра-листическом обществе, основанное на концепции человека как существа политического homo politicus в противовес концепции человека как homo oeconomicus.

Главная концепция Ролза «справедливость как честность» продолжает либералистскую традицию Локка, Руссо и Канта и опирается на вечные идеалы свободы, равенства, братства. Под честностью Ролз понимает добровольное стремление к взаимовыгодной кооперации. Основной целью концепции справедливости как честности является организация хорошо организованного общества.

О хорошо организованном обществе. О справедливости

Хорошо организованное общество – «это такое общество, в котором каждый принимает принципы справедливости и знает, что Другие принимают те же самые принципы, а основные социальные институты удовлетворяют этим принципам, и всем известно, что они им удовлетворяют» [14, 397]. Хорошо организованное общество предназначается для блага своих членов и «эффективно управляется публичной концепцией справедливости» [14, 397].

Ролз провозглашает: «Справедливость – это первая добродетель общественных институтов, точно так же как истина – первая добродетель систем мысли [выд. Л.Г.]. Теория, как бы она ни была элегантна и экономна, должна быть отвергнута или подвергнута ревизии, если она не истинна. Подобным жеобразом законы и институты, как бы они ни были эффективны и успешно устроены, должны быть реформированы или ликвидированы, если они несправедливы. Каждая личность обладает основанной на справедливости неприкосновенностью, которая не может быть нарушена даже процветающим обществом» [14, 19-20].

Ролз предлагает следующие принципы справедливости.

Первый принцип. Принцип свободы. «Каждый индивид должен обладать равным правом в отношении наиболее общей системы равных основных свобод, совместимой с подобными системами свобод для всех остальных людей».

Второй принцип. Принцип справедливости. «Социальные и экономические неравенства должны быть организованы таким образом, что они одновременно (а) ведут к наибольшей выгоде наименее преуспевших... и (b) делают открытыми для всех должности и положения в условиях честного равенства возможностей» [14, 66].

Ролз утверждает приоритет принципа свободы. «Под приоритетом свободы я понимаю первенство принципа равной свободы над вторым принципом справедливости. Эти два принципа располагаются в лексическом порядке, и следовательно, требования свободы должны удовлетворяться в первую очередь. Пока это не достигнуто, другой принцип не вступает в действие» [14, 217]. «Справедливость ущемляется всегда, когда равная свобода отрицается без достаточных оснований» [14, 196]. Философ считает, что «свобода может быть ограничена только во имя самой свободы» [14, 218]. Свободы должны защищаться правлением закона. «Первый принцип равной свободы является первичным стандартом для конституционного собрания. Его главные требования – защита фундаментальных личных свобод, свободы совести и свободы мысли, а также и в том, чтобы политический процесс в целом был справедливой процедурой» [14, 180].

Принцип справедливости Ролза делится на две части, имеющие соответствующие названия: (1) принцип распределения ресурсов в пользу бедных, или принцип различия; (2) принцип равных возможностей.

Самые большие нарекания со стороны многих либералов вызывает принцип различия. В ответ на критику Ролз утверждает, что «…у нас есть естественные обязанности не быть жестокими, помогать другим» [14, 108]. Ролз высказывает предположение, что рациональный человек способен осознать идеи братства, вид лишений других у него не вызывает удовольствия, самоуважения. К тому же «разделение преимуществ должно быть таким, чтобы вызвать желание к сотрудничеству у каждого, включая тех, чье положение ниже» [14, 28-29]. Добровольное перераспределение ресурсов в пользу наименее преуспевших, по Ролзу, будет способствовать социальной кооперации, возникновению ощущения единства, сплоченности общества. Следует выделять ресурсы в образование, скажем, для того, чтобы улучшить положение наименее преуспевших и имеющих меньшие природные дарования. Примером соблюдения принципа различия является распространенная во многих странах практика прогрессивного налогообложения, когда те, кто больше зарабатывает, платят более высокие налоги.

Ролз отмечает, что принятие и соблюдение предложенных им принципов справедливости дает постоянный рост уверенности в себе, «надежное чувство своего собственного достоинства, которое служит основой человеческой любви» [14, 434].

Ролз считает, что «разумной и эффективной формой несогласия» в обществе, в значительной степени регулируемом чувством справедливости, является гражданское неповиновение.

«Прибегая к гражданскому неповиновению, индивид, таким образом, намеревается обратиться к чувству справедливости большинства и честно уведомить его о том, что, по его искреннему и обдуманному мнению, условия свободной кооперации нарушаются. Мы апеллируем к другим людям с просьбой пересмотреть свои убеждения, поставить себя на наше место и признать, что они не могут ожидать от нас бесконечной готовности соглашаться на условия, которые они нам навязывают» [14, 335].

Хорошо организованное общество должно быть построено без насилия, согласно договоренностям. Изначальный договор необходим, чтобы в дальнейшем при распределении благ не было насилия. Рациональные и свободные индивиды, преследующие свои интересы, объединяясь, должны принять фундаментальное соглашение относительно основных принципов справедливости, из которых могут быть дедуцированы остальные соглашения. Концепция справедливость как честность предлагает участникам предстоящего договора поместиться в ситуацию неведения относительно того, в каком месте, в какой семье, с какими способностями и с каким здоровьем мог бы родиться этот участник договора. Рациональные индивиды, полагает Ролз, в ситуации такого неведения должны признать предлагаемые им принципы справедливости и строить на их основе хорошо организованное общество.

О принципе нейтральности государства. Право и благо

Ролз считает, что политический либерализм должен опираться на принцип нейтральности в процедурном и целевом отношении. Он приветствует также такие нейтральные ценности, как непредвзятость, последовательность в применении общих принципов ко всем более или менее сходным случаям, предоставление равных возможностей противоборствующим сторонам при изложении их позиций. Эти ценности определяют справедливые процедуры для решения конфликтов между противоположными требованиями.

В то же время либеральная концепция Ролза позволяет государству не быть нейтральным в этическом отношении. Она не запрещает государству «утверждать превосходство определенных форм человеческого характера и поощрять определенные нравственные добродетели». Таким образом, «право и благо дополняют друг друга: политическая концепция должна опираться на разнообразные идеи блага» [15, 78]. Здесь необходимо подчеркнуть утверждение Ролзом разнообразия идей блага. «Государство должно предоставлять равные возможности гражданам для претворения в жизнь любого допустимого представления о благе» [15, 90]. Идеи блага в политических концепциях должны удовлетворять следующим условиям: «(1) этих идей придерживаются или могут придерживаться только свободные и равноправные граждане; (2) эти идеи не предполагают никакой конкретной (в полной мере или частично) всеобъемлющей доктрины» [15, 78]. Таким образом, Ролз предписывает государству быть нейтральным в определении блага и не навязывать никаких представлений о благе.

О необходимости развития политических добродетелей

Ролз призывает к развитию политических добродетелей и склонности участвовать в общественной жизни.

«Если широкие слои энергичных и образованных людей не будут участвовать в демократическом процессе, если они всецело посвятят себя заботам частной жизни, они неизбежно окажутся в руках тех, кто стремится к господству, кто ради власти и военной славы, ради корыстных классовых и экономических интересов, а тем более из религиозного и националистического фанатизма, готов использовать государственный аппарат для навязывания своей воли» [15, 102-103].

Ролз призывал к определенным политическим добродетелям добродетелям справедливого социального сотрудничества – таким, как вежливость и терпимость, благоразумие и чувство справедливости.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 3588; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.