Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Юрген Хабермас




  Юрген Хабермас (род. в 1929) – самый именитый философ и социолог современной Германии. С 1964 г. он – профессор университета во Франкфурте-на-Майне, с 1994 г. на пенсии. Значительное влияние на его воззре-

ния оказали учения И. Канта, К. Маркса, М. Хайдеггера, Г.-Г. Гадамера, Т. Адорно, М. Хоркхаймера, Д. Дьюи, М. Вебера и др. В отличие от других франкфуртцев Хабермас – явный сторонник демократии.

Хабермас отмечает, что цивилизация рубежа XX и XXI вв. обеспечила некоторое облегчение тяжести эксплуатации человека в экономической сфере, но благодаря новейшей технике и средствам массовой информации она «колонизировала» интимные сферы жизненного мира – жизнь семьи, быт, отдых, досуг, мир мыслей, чувств, переживаний. Внутренний мир человека, как никогда ранее, стал подвергаться манипуляциям, насилиям, репрессиям. Хабермас считает, что предупредительной мерой против колонизации должно быть развитие коммуникативных действий.

Инструментальное и коммуникативное действие

Хабермас различает инструментальное и коммуникативное действия.

Инструментальное действие реализуется при достижении определенной цели, осуществляется в соответствии с критериями эффективности и контроля над действительностью, упорядочивается согласно правилам, основанным на эмпирическом знании. Оно ориентировано на успех, воплощено в сфере труда и может опираться на насилие.

Коммуникативное действие – это такое взаимодействие, по крайней мере, двух индивидов, ориентированное на их взаимопонимание, консенсус, опирающееся на убеждения, а не на принуждение. Действующие индивиды сами находят и применяют рациональные основания, способные убедить других субъектов и склонить их к согласию. Коммуникативные действия необходимы для того, чтобы через многосторонние дискуссии и постепенное достижение консенсуса человеческое сообщество могло прийти к определению необходимых в нем моральных принципов.

Хабермас считает, что коммуникативное действие, пестование механизмов достижения согласия, консенсуса должны лежать в основе всякого нормального демократического процесса. Хабермас утверждает: «Граждане должны воспринимать свои права на коммуникацию и участие активно, причем не только в собственных интересах… но и с оглядкой на общественное благо» [30, 51]. При этом граждан к «политическим добродетелям» нельзя принуждать, можно только приучать к практике либеральной политической культуры и соответствующему мышлению. Для установления равноправия неоходимо, чтобы индивиды в коммуникативном взаимодействии признавали друг друга и разумными, и могущими ошибаться. Всезнающие индивиды препятствуют подлинной интерсубъективной коммуникации.

Демократия и солидарность

Одним из важнейших условий коммуникативного действия и одной из важнейших черт демократии, по Хабермасу, является солидарность. Философ подчеркивает, что «в интересах конституционного государства бережно обходиться со всеми культурными источниками, на которых основываются осознание гражданами норм и сама солидарность между ними» [30, 69]. Хабермас соглашается с критиками демократии в том, что либерально-демократические ценности прав и свобод человека способствуют формированию атомизированных субъектов, препятствуют их солидарности. При демократии мало кто пойдет умирать «За родину». Демократические ценности индивидуальных прав человека, действительно, препятствуют гражданской солидарности, но и препятствуют совершению массовых преступлений от имени правительства. Хабермаса беспокоит то, что «рынок и административная власть вытесняют из словоупотребления, из все большего числа жизненных сфер общественную солидарность, то есть координацию действий, касающихся ценностей, норм, ориентированных на взаимопонимание» [30, 69]. Для демократии нужна солидарность, но ее нельзя требовать от людей. Важнейшим условием возникновения солидарности в социуме является глубокое внедрение в его культурные ценностные ориентиры принципа справедливости.

Философия права. Хабермас выдвигает свою коммуникативную концепцию права. Право Хабермас рассматривает как условие возможности социальной интеграции на основе коммуникативного взаимодействия и как условие возможности власти разума, воплощенного в структуре коммуникативного взаимодействия. Современный правопорядок должен выполнять две задачи: во-первых, обеспечение взаимного признания гражданами прав; во-вторых, легитимизацию правовых норм, т.е. их свободное признание со стороны каждого члена общества.

В основе законотворчества должен лежать этический дискурс сообщества. Последний должен направлять на установление справедливого общества и опираться на духовно раскрепощенных граждан и участие каждого взрослого человека в обсуждении сущности справедливости.

Либерализм и религия. Согласно Хабермасу, государство должно быть мировоззренчески нейтральным, т.е. оно не должно навязывать ни секуляристского, ни какого-либо религиозного мировоззрения.

Значение учения. Хабермас выделил основную особенность современности – в ситуациях фундаментальной неопределенности последней инстанцией для установления относительной определенности должно быть коммуникативное взаимодействие аргументирующих разумных и могущих ошибаться индивидов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 906; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.