![]() КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Циклы ракетных двигателейВ РД используются ядерная, электрическая, тепловая и химическая энергии. В настоящее время в РД наиболее широко используется химическая энергия топлива, которая преобразуется в камере сгорания в тепловую энергию продуктов сгорания. В сопле тепловая энергия переходит в кинетическую энергию вытекающих продуктов сгорания, в результате чего образуется реактивная сила (тяга).
В химических РД исходное топливо является одновременно источником химической энергии и источником рабочего тела (масса, отбрасываемая двигателем в процессе его работы). Химические РД в зависимости от агрегатного состояния топлива до использования в двигателе делятся на жидкостные ракетные двигатели ЖРД; ракетные двигатели, работающие на твердом топливе, комбинированные ракетные двигатели, использующие топливо смешанного агрегатного состояния (твердые и жидкие компоненты). Тяга и удельная тяга являются важными параметрами РД. Как известно, при работе сопла на нерасчетном режиме тяга определяется по формуле:
где m – секундный расход рабочего тела; pa – давление газов на срезе сопла; po – давление окружающей среды; с – скорость рабочего тела на срезе сопла; f – площадь среза сопла. При работе двигателя в космических условиях (давление окружающей среды составляет 10-2 – 10-3 Па) можно считать, что po»0, тогда выражение (24.2) запишется в виде: Если давление газа на срезе сопла равно давлению окружающей среды pa – po = 0 (расчетный режим работы сопла), формула (24.3) имеет вид:
В зависимости от соотношения давлений pa и po член f(pa – po) может принимать как положительное, так и отрицательное значения. Численно его величина составляет 7 – 12% величины mc, т.е. выражение mc в формуле тяги является основным и единственным членом, за счет которого создается тяга двигателя. Однако расчетный режим для РД не характерен, т.к. в отличие от самолетов ракета не проектируется для полета на определенной расчетной высоте. Поэтому понятие о расчетном режиме работы сопла и о расчетной тяге Rрасч. в теории РД используется условно и только для анализа работы двигателя. Удельная тяга – это тяга, отнесенная к секундному расходу рабочего тела:
Удельная тяга является одним из основных параметров РД, поскольку этот параметр характеризует его экономичность (степень совершенства рабочего процесса и энергетику применяемого топливу). Для современных ЖРД Pуд.=2500 – 4000 Жидкостные ракетные двигатели (ЖРД) – двигатели, работающие на жидком горючем и окислителе. Принципиальная схема ЖРД показана на рис. 24.4
редукторов, клапанов и т.д.), которые срабаты- Рис.24.4 вают в заданной последовательности. Если открыт клапан 5, то сжатый газ из баллона 6 через газовый редуктор 4 поступает в топливные баки 3 и 7. Давление в баках поддерживается постоянным при помощи газового редуктора. Жидкие компоненты топлива из баков через отсекающие клапаны 2 и 8 поступают в камеру сгорания 1.
Основной частью двигателя является камера сгорания 6 с соплом 7. Камера сгорания имеет смесительную головку 4, на которой устанавливается форсунки 3 и 5. Стенки камеры сгорания двойные для создания зазора между внутренней стенкой Рис.24.5 2 и наружной силовой рубашкой 1. Компонент топлива протекает по зазору между стенками и охлаждает камеру сгорания. Жидкое горючее и окислитель впрыскиваются под давлением в камеру сгорания через форсунки 3 и 5, распыливаются на мелкие капли, перемешиваются, испаряются и воспламеняются. Воспламенение топлива осуществляется химическими, пиротехническими и электрическими средствами. Часто компоненты топлива являются самовоспламеняющимися. При установившемся режиме работы двигателя новая смесь воспламеняется при соприкосновении с горячими продуктами сгорания. В камере сгорания топливо сгорает при постоянном давлении. Продукты сгорания истекают из камеры сгорания через сопло. Скорость истечения на выходе из сопла 8 современных ЖРД составляет 2200 – 4500 м/с. При изучении идеального цикла такого двигателя принимаются следующие предположения: объем жидкого топлива пренебрежимо мал по сравнению с объемом продуктов сгорания; работа сжатия жидких компонентов топлива отсутствует; циклы считаются обратимыми – процесс горения отождествляется с подводом к рабочему телу эквивалентного количества теплоты q1 при p = const, а процесс выброса газов в окружающую среду – с отводом от него эквивалентного количества теплоты q2 также при p = const; рабочее тело – идеальный газ с постоянной теплоемкостью. Так как жидкие компоненты топлива в интервале давлений от p1 до p2 практически несжимаемы, то их сжатие можно считать изохорным. Причем изохора 1-2 будет практически совпадать с осью ординат (рис. 24.6).
При работе РД на так называемом расчетном режиме Рис. 24.6 давление газа на срезе равно давлению окружающей среды (p1 = p4 = p0). Однако такой режим работы двигателя не характерен, обычно они работают на нерасчетном режиме. При этом параметрами рабочего цикла являются: d = р4/р3 – степень расширения
продуктов сгорания в сопле; e = р0/р3 – степень возможного расширения продуктов сгорания в сопле. Предполагается также, что для компонентов топлива v1 = v2 T2 = T1. Термический К.П.Д. цикла определяется по формуле: При работе сопла в нерасчетном режиме теплота q2 от рабочего тела в идеальном цикле ЖРД отводится в двух процессах по изохоре 4-6 и по изобаре 6-1 (рис. 24.6).
Так как T6 >> T1, то: Теплота q1 , подводимая к рабочему телу в процессе 2-3, определяется по формуле: Температура T3 >> T2, поэтому: Выразим в уравнении (24.8) температуры Т4, Т6 через температуру Т3. Тогда: С учетом уравнений (24.8), (24.10) и полученных соотношений (24.11) уравнение (24.6) примет вид: Из выражения (24.12) видно, что ht ЖРД зависит от трех параметров: степени расширения продуктов сгорания в сопле d, степени их возможного расширения e и показателя адиабаты продуктов сгорания k. При работе сопла в расчетном режиме давление на срезе сопла р4 равно давлению окружающей среды р0, т.е. р4 = ро, и степень возможного расширения e равна степени расширения в сопле, т.е. d = e, и выражение (24.12) имеет вид: ЖРД имеют ряд достоинств: малая удельная масса (масса двигательной установки на 1кг тяги); независимость тяги от скорости полета; возможность полета в безвоздушном пространстве. Основные недостатки: низкая экономичность; ограниченное время работы. Термический К.П.Д. идеального цикла ЖРД может быть подсчитан следующим образом (на рис. 24.6). Подводимая в изобарном процессе 2-3 теплота q1 определяется как: Следует подчеркнуть, что в данном случае мы по-прежнему считаем газообразные продукты сгорания идеальным газом с постоянной теплоёмкостью; однако количество теплоты q1 не может быть подсчитано по уравнению (24.9): q1 = cp(T3 – T2), поскольку компоненты горючей смеси поступают в камеру при температуре Т2 в жидком виде, затем испаряется и вступает в химическую реакцию. Таким образом, на изобаре 2-3 имеет место фазовый переход рабочего тела, и поэтому для подсчета q1 мы должны воспользоваться вместо уравнения (24.9) более общим уравнением (24.14), учитывающим любые превращения вещества на данной изобаре. Величина q2 может быть представлена в виде: Откуда: или,чтотожесамое:
Разность энтальпий h2 – h1 эквивалентна работе, затрачиваемой насосами на повышение давления жидких компонентов горючей смеси (топливо и окислитель) в изохорном процессе 1-2. Поскольку удельные объемы жидкого горючего и окислителя весьма малы, работа, затрачиваемая на их сжатие, пренебрежимо мала по сравнению с количеством теплоты, выделяющейся при сгорании топлива. Поэтому величиной h2 – h1 в уравнении (24.17) можно пренебречь. С учетом этого получаем из (24.17) для ht цикла ЖРД: Поскольку разность энтальпий h3– h5 превращается в кинетическую энергию продуктов сгорания в процессе их истечения из сопла, в соответствии с уравнением [h1 – h2 = где с – скорость истечения продуктов сгорания из сопла ЖРД. С учетом этого соотношения уравнение (24.18) для ht ЖРД может быть записано следующим образом:
Дата добавления: 2014-11-29; Просмотров: 1174; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |