КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема 3. Философия Античности
Дополнительная Основная Что такое срединный путь? а) философия недеяния; б) взаимосвязь всех поступков человека; в) умеренность, избегание крайностей; г) взаимодействие противоположностей 5. Сиддхартха Гаутама – создатель: а) конфуцианства; б) буддизма; в) даосизма; г) джайнизма 6. Главный источник школы Инь-Ян: а) «Книги мёртвых»; б) «Книга перемен»; в) «Беседы и суждения»; г) «Беседы и наставления 7. Главные принципы конфуцианства: а) человек обладает изначально злой природой; б) нравственный авторитет правителя; в) государство – главный регламентирующий механизм общества; г) гуманность, человеколюбие 8. Соотнесите философское учение и основной вопрос: 1) инь-ян а) управление людьми через их воспитание 2) конфуцианство б) теория недеяния 3) легизм в) разработка подробных законов 4) даосизм г) взаимодействие противоположных сил 9. Укажите древнекитайский философский текст: а) «Упанишады»; б) «Книга перемен»; в) «Книга мёртвых»; г) «Трипитака» 10. «Теория недеяния» - основной принцип: а) даосизма; б) буддизма; в) конфуцианства; г) легизма Литература 1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г. 2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г. 3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г. 4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г. 5. Философия. Р-н-Д., 2003 г. 6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г. 7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г. 1. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. 2-е изд. М.,1993. 2. Корнев В.И. Буддизм – религия Востока. М., 1990. 3. Лысенко В.Г. Опыт введения в буддизм: ранняя буддийская философия. М., 1994. 4. Лысенко В.Г., Терентьев А.А., Шохин В.К. Ранняя буддийская философия. Философия джайнизма. М., 1994. 5. Шохин В.К. Брахманистская философия: начальный и раннеклассический периоды. М., 1994. 6. Шохин В.К. Первые философы Индии. М., 1997. 7. Кравцова М.Е. История культуры Китая: Учебное пособие. СПб., 1999. 8. Лукьянов А.Е. Лао-цзы и Конфуций: Философия Дао. М., 2001. 9. Малявин В. Конфуций. М., 1992. 10. Панферова Т.В. Человек в мировоззрении Востока. М., 1993. 11. Рубин В.А. Личность и власть в Древнем Китае. М., 1993. 12. Торчинов Е.А. Даосизм. СПб, 1998. Вы будете изучать:
Цели темы:
После изучения темы вы сможете:
Античной философией называют философию Древней Греции и Древнего Рима (VII в. до н.э. – VI в. н.э.). Культурные достижения древнегреческого и древнеримского общества по праву считаются основой европейской цивилизации. Античная философия явилась главным источником развития европейской общественной мысли – философской, правовой, экономической и т.д. По преданию у духовных истоков древнегреческой цивилизации стоят семь мудрецов, чьи идеи положили начало всей античной науке, философии, этике. Каждый из семи мудрецов знаменит своей особой фразой, афоризмом: Клеобул Линдский – «Мера важнее всего» Хилон Спартанский – «Познай самого себя» Периандр Коринфский – «Сдерживай гнев» Питтак Метиленский – «Ничего лишнего» Солон Афинский – «Наблюдай конец жизни» Биант Приенский – «Худших всегда больше» Фалес Милетский – «Ни за кого не ручайся» Семерым мудрецам приписывали и другие уроки жизненной мудрости: Не делай того, за что бранишь других. О мёртвых говори хорошо, или ничего. Чем ты сильнее, тем будь добрее. Пусть язык не опережает мысли. Не спеши решать, спеши выполнять решённое. У друзей всё общее. Суди о словах по делам, а не о делах по словам. В развитии античной философии выделяют следующие этапы: § VII – V вв. до н.э. – досократовский; § V – IV вв.до н.э. – классический; § IV – I вв. до н.э. – эллинистический; § I в. до н.э. – VI в. н.э. – римский
Досократические школы Древней Греции возникли в ранних древнегреческих полисах, находившихся в процессе становления.
Особенности философии досократовского периода: § ярко выраженный космоцентризм (тип философского мировоззрения, в основе которого лежит освоение окружающего мира и явлений природы), состоящий из космологии (учение об устройстве мира и его составных элементов) и космогонии (учение о происхождение мира); § повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы; § поиск первоначала, породившего всё существующее; § гилозоизм (одушевление неживой природы); § недискуссионный характер философских учений Наиболее известные философские школы и представители досократовского периода:
Милетская школа. Существовала в Древней Греции в VI в. до н.э. и получила своё наименование от названия города, где она была основана: Милета – крупного торгово-ремесленного полиса в Малой Азии. Философы милетской школы выступали с материалистических позиций. Занимались не только философией, но и другими науками – точными и естественными. Пытались объяснить законы природы (за что получили своё второе название – школа «физиков»). Искали первоначало – субстанцию, из которой возник окружающий мир. Представители: Фалес (примерно 640 – 560 гг. до н.э.) – основатель милетской школы, один из самых первых выдающихся греческих учёных и философов. Оставил большое научное и философское наследие. Основные взгляды:
§ первоначалом всего существующего считал воду. Вода сгущаясь, превращается в землю, разжижаясь – в воздух, а воздух, сгущаясь, превращается в огонь. В мире происходит круговорот этих четырёх стихий, но главной стихией является вода. Воды на Земле больше, чем суши, вода составляет большую часть живых организмов; § представлял Землю в виде плоского диска, который покоится на воде; § считал, что неживая природа, все вещи имеют душу; § считал центром Вселенной Землю; § точно определил продолжительность года – 365 дней; § сделал ряд математических открытий (теорема Фалеса).
Анаксимандр (610 – 540 гг. до н.э.) – ученик Фалеса. Основные взгляды: § первоначалом всего существующего считал «апейрон» - вечную, неизмеримую, бесконечную субстанцию, из которой всё возникло, всё состоит и в которую все превратиться; § вывел закон сохранения материи (фактически открыл атомарное строение вещества): всё живое, все вещи состоят из микроскопических элементов; после гибели живых организмов, разрушения веществ элементы остаются и в результате новых комбинаций образуют новые вещи и живые организмы; § первым выдвинул идею о происхождении человека в результате эволюции от других животных. Анаксимен (546 – 526 гг. до н.э.) – ученик Анаксимандра. Основные взгляды: § первопричиной всего существующего считал воздух; § выдвинул идею о том, что все вещества на Земле – результат различной концентрации воздуха (воздух сжимаясь, превращается сначала в воду, затем в ил, затем – в почву, камень и т.д.);
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 625; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |