КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Школа элеатов. § первопричиной всего существующего считали число (всю окружающую действительность, всё происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа);
Школа атомистов. Школа Пифагора. Основные взгляды: § первопричиной всего существующего считали число (всю окружающую действительность, всё происходящее можно свести к числу и измерить с помощью числа); § мир в своей сущности состоит из чисел и геометрических фигур. Единица – это точка, движение единицы создаёт линию – это двойка. Тройка – это движение линии, создающее плоскость. Движение плоскости создаёт фигуру – это четвёрка и т.д.; § Пифагор считал, что математика больше всего приближает человека к Богу, ибо даже Бог не может отменить то, что дважды два равно четырём. Если есть в мире законы, которым повинуются и боги и люди, то это законы математики. Материалистическая философская школа, философы которой (Демокрит, Левкипп) «строительным материалом», «первокирпичиком» всего существующего считали микроскопические частицы – «атомы». Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линия Демокрита» - противоположность «линии Платона» - идеалистическому направлению). Основные положения учения Демокрита: § весь материальный мир состоит из атомов» § атом – мельчайшая частица, «первокирпичик» всего существующего; § атом неделим (данное положение было опровергнуто наукой только в наши дни); § атомы имеют различную величину, различную форму; § между атомами существует пространство, заполненное пустотой; § атомы находятся в вечном движении; § существует круговорот атомов: вещи, живые организмы, распадаются, после чего из этих же атомов возникают новые живые организмы и предметы материального мира Существовала в VI – V вв. до н.э. в древнегреческом полисе Элея на территории современной Италии. Наиболее известные философы данной школы: Парменид, Зенон Элейский
Основные взгляды: § изучали проблемы познания; § жёстко разделяли чувственное познание и высшее духовное идеалистическое; § считали всё существующее материальным выражением идей (были предшественниками идеализма) Гераклит Эфесский (около 550 до н.э. — около 480 до н.э.) – крупный древнегреческий философ-материалист. Основные взгляды: § первоначалом всего существующего считал огонь; § вывел закон единства и борьбы противоположностей – ключевой закон диалектики; § считал, что весь мир находится в постоянном движении и изменении («В одну и ту же реку нельзя войти дважды»); § был сторонником круговорота веществ в природе и цикличности истории; § признавал относительность окружающего мира («морская вода грязная для человека, но чистая для рыб» в разных ситуациях один и тот же поступок человека может быть и хорошим и плохим); § всеобъемлющим, всепроникающим божеством считал Логос – Мировой Разум; § был сторонником чувственного (материалистического) познания окружающей действительности; § движущей силой всех процессов считал борьбу.
Расцвет античной философии приходится на V – IV вв. до н.э. Он связан с именами величайших древнегреческих мыслителей – Сократа, Платона и Аристотеля. Центром философской мысли этого периода были Афины, поэтому классический период античной философии называют также афинским. Совокупность учений классиков вошла в историю под названием Афинской школы.
Особенности классической философии: § создание систематизированных учений; § перемещение проблематики философских рассуждений от натурфилософских вопросов к вопросам антропологического и гносеологического характера; § выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего; § положили начало спору между материалистами и идеалистами; § от декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному; § внесли вклад в развитие логики; § вели практическую философско-просветительскую деятельность
Гражданин античного полиса активно участвовал в жизни своего маленького государства. Он регулярно посещал народные собрания, на которых обсуждались вопросы войны и мира, городского строительства, торговли и т.п., ежегодно участвовал в выборах государственных чиновников и сам в течение жизни неоднократно мог занимать те или иные должности. За отправление государственных должностей в античной Греции не полагалось никакой оплаты, поэтому занять их стремились немногие. Иногда граждане были вынуждены прибегать к жребию, чтобы назначить кого-то командовать армией, надзирать за рынками или общественными водопроводами. Античные греки много и с удовольствием судились, причем греческий суд не знал прокуроров и адвокатов, истец и ответчик сами должны были выступать перед судьями и присутствовавшей публикой. От умения внятно изложить суть дела и убедительно обосновать свои претензии часто зависел исход дела. Короче говоря, хорошему гражданину необходима была определенная образованность для выполнения своих гражданских обязанностей и осуществления своих гражданских прав. Вот поэтому-то в античной Греции существовало всеобщее образование и высоко ценились учителя, их называли софистами (от греческого слова “софия” - мудрость), что означало первоначально “мудрец” или “учитель мудрости”. Они учили детей грамоте, основам наук, воспитывали умение ясно и убедительно говорить, отстаивать в спорах свое мнение. Со временем, однако, софисты стали изобретать приемы, направленные на то, чтобы одурачить собеседника, представить противника в смешном или глупом виде, внушить недоверие к истине, а ложь, напротив, представить в белоснежных ризах истины. Такие недобросовестные приемы и уловки получили наименование “софизмы”, а слово “софист” приобрело тот негативный оттенок, который сохранился у него до сих пор. Вот примеры некоторых софизмов, сохранившихся в трудах древних авторов: “То, чего ты не терял, у тебя есть. Ты не терял рогов. Следовательно, ты рогат”. “Сидящий встал. Кто встал, тот стоит. Следовательно, сидящий стоит”. Со времен Античности до нас дошла следующая история. У знаменитого софиста Протагора был ученик по имени Эватл, обучавшийся праву. Учитель и ученик заключили договор, согласно которому Эватл должен был заплатить за обучение лишь после того, как выиграет свой первый процесс. Однако, закончив обучение, Эватл не спешил выступать в суде. Терпение учителя иссякло, и он подал на своего ученика в суд. “Эватл в любом случае вынужден будет заплатить мне, — рассуждал Протагор. — Он либо выиграет этот процесс, либо проиграет его. Если выиграет - заплатит в силу нашего с ним договора; если же проиграет - заплатит в силу приговора суда”. “Ничего подобного, - рассуждал, в свою очередь, Эватл. — Действительно, я либо выиграю процесс, либо проиграю его. Если выиграю - решение суда освободит меня от уплаты; если же проиграю - не буду платить в силу нашего договора”. Ученик, как видите, оказался достоин своего учителя! Озадаченный таким поворотом дела, Протагор посвятил этому спору с Эватлом особое сочинение “Тяжба о плате”, которое, к сожалению, до нас не дошло. А если вам публично начнут задавать, например, такие вопросы (договорившись предварительно, что вы будете отвечать только “да” или “нет”): “Перестал ли ты бить свою мать?”, “Перестал ли ты пить коньяк по утрам?” и т.п. Здесь можно впасть в легкий столбняк: скажи хоть “да”, хоть “нет” - все равно оказываешься в дурацком положении. Чувствуешь, что тебя слегка надувают, но в чем тут дело, сказать трудно. Софистика стала мешать общественной жизни греков, как, впрочем, она мешает нам и сейчас. Аристотель систематизировал известные к тому времени логические знания, добавив к ним немало нового, и написал несколько сочинений, в которых представил логику как средство защиты истины и разоблачения софистики и лжи. В этом качестве она служит людям вот уже более двух тысячелетий. Значительный вклад в разработку логики внесли средневековые схоласты и до сих пор сохраняется введенная ими латинская терминология. В середине XIX в. логика пережила свою научную революцию: возникла и стала бурно развиваться математическая (символическая) логика, применяющая для анализа рассуждений математические средства и методы. Именно она заложила теоретические основы последующей разработки языков программирования для компьютерной техники. Аристотелевская логика с тех пор стала называться традиционной. В России до 1917 г. логику преподавали в старших классах гимназии, и русские логики внесли значительный вклад в развитие этой науки. Однако вскоре после Октябрьской революции логика — по целому ряду причин - в России исчезает. Только в конце 40-х гг. она вновь возвращается сначала в юридические институты и университеты, затем в педагогические и другие вузы, а в последние годы логика вновь начинает проникать в школы.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 615; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |