Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Дополнительная. Чьё произведение «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного» получило название «кодекс материализма и атеизма XVIII века»?




Основная

Чьё произведение «Система природы, или о законах мира физического и мира духовного» получило название «кодекс материализма и атеизма XVIII века»?

а) П. Гольбах;

10. Согласно Ш. Монтескье климат, почва и состояние земной поверхности определяют дух народа и характер развития общества. Попробуйте восстановить ход его мысли:

1) среднеевропейские страны с умеренным климатом; в

2) южные страны с жарким климатом; а

3) северные страны с холодным климатом б

а) деспотизм;

б) демократия;

в) переход от деспотии к демократии и наоборот

 


Литература

1. Канке В. А. Основы философии. М., 2003 г.

2. Пивоев В. М. История философии. Санкт-Петербург, 2002 г.

3. Пол Роланд. Откровения. Мудрость веков. М., 2000г.

4. Джейн Стивенсон. Философия. М., 2004 г.

5. Философия. Р-н-Д., 2003 г.

6. Философия: учебник для средних специальных заведений. М., 2002 г.

7. Губин В. Д. Основы философии. М., 2005 г.

1. Кузнецов В.Н. Вольтер и философия французского Просвещения. М., 1965.

2. Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII века. М., 1973.

3. Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. Древний мир – эпоха Просвещения. М., 1991. С. 301 – 326.

4. Акимова А.А. Дидро. М., 1963.

5. Длугач Т.Б. Дени Дидро. М., 1986.

6. Кузнецов В.Н. Франсуа Мари Вольтер. М., 1978.

 

 


Тема 8. Немецкая классическая философия

Вы будете изучать:

  • философию немецких философов;
  • развитие философской немецкой мысли и её основные философские направления;
  • влияние немецкой классической философии на последующее развитие философии;
  • познавательные способности, априорные принципы;
  • основные идеи философии Гегеля, Канта, Шеллинга, Фихте, Фейербаха

Цели темы:

  • дать представление о концепциях немецкой философии;
  • сформировать представление об основных направлениях развития немецкой классической философии

После изучения темы вы сможете:

  • знать персоналии и терминологию немецкой классической философии;
  • узнать, почему немецкая классическая философия выделилась в отдельный этап развития философии;
  • знать характерные черты и основные направления немецкой классической философии;
  • уметь определять отличительные черты немецкой классической философии;
  • выявлять сходство и различие философских концепций разных веков;
  • иметь представление о философах, внесших большой вклад в культуру мирового мыслительного процесса;
  • ориентироваться во множестве мнений, верований и ценностей.

 

Немецкая классическая философия представляет собой влиятельное течение философской мысли Нового времени. Она подводит итог её развитию на данном отрезке западноевропейской истории. К этому течению относится философское учение И. Канта, И. Фихте, Г. Гегеля, Ф. Шеллинга, Л. Фейербаха. Они по-новому поставили многие философские и мировоззренческие проблемы, которые не в состоянии были решить ни рационализм, ни эмпиризм. Этих мыслителей сближают общие идейно-теоретические корни, преемственность в постановке и разрешении проблем.

Немецкая классическая философия создала универсальную и всеобъемлющую картину мира, систематизировала основные знания человечества о природе, обществе, о процессе познания.

Характерные черты немецкой классической философии:

  1. Особое понимание роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Классические немецкие философы полагали, что философия призвана быть критической совестью культуры, «душой» культуры.
  2. Исследовались не только человеческая история, но и человеческая сущность.
  3. Классическая немецкая философия разрабатывала целостную концепцию диалектики.

Можно утверждать, что представители классической немецкой философии пошли вслед за просветителями XVIII в., и прежде всего французскими просветителями, провозгласив человека господином природы и духа, утверждая могущество разума. Одновременно они явились и выразителями той социально-экономической, политической и духовной атмосферы, которая их окружала: феодальная раздробленность Германии, отсутствие национального единства, ориентация развивающейся буржуазии на различные компромиссы (так как она после Великой французской революции испытывала страх перед любым революционным развитием); желание иметь сильную монархическую власть и военную мощь.

Иммануил Кант (1724 - 1804) – основоположник классической немецкой философии, совершил переворот в философии, суть которого состоит в рассмотрении познания как деятельности, протекающей по своим законам. Главными произведениями являются: «Критика чистого разума» (теория познания), «Критика практического разума» (этическое учение), «Критика способности суждения» (эстетика).

Творчество Канта делится на два периода: докритический и критический. В докритический период Кант занимался главным образом космологической проблематикой, то есть вопросами происхождения и развития Вселенной. В своём труде «Всеобщая естественная история и теория неба» Кант обосновывает идею самообразования Вселенной из «первоначальной туманности». Кант дал объяснение возникновения Солнечной системы, опираясь на законы Ньютона. По Канту, Космос (природа) не является неизменным, внеисторичным образованием, а находится в постоянном движении, развитии. Интереса заслуживают также и другие работы этого периода.. В работе «Претерпела ли Земля в своем вращении вокруг оси, благодаря которому происходит смена дня и ночи, некоторые изменения со времени своего возникновения» высказано верное предположение о торможении вращения Земли приливными волнами, о гравитационном взаимодействии Луны и Земли, влияющем на скорость их вращения, о замедлении вращения Земли вследствие трения, вызываемого приливами, и об историческом развитии небесных тел. В работе «О причинах землетрясений» в качестве таковых называются смещения и разломы в геологических слоях Земли.

Второй, важнейший, период деятельности Канта связан с переходом от онтологической, космологической проблематики к вопросам гносеологического и этического порядка. Этот период называется «критическим», так как он связан с выходом двух важнейших работ Канта: «Критика чистого разума», в которой он подверг критике познавательные способности человека, и «Критика практического разума», в которой разбирается природа человеческой нравственности. В этих работах Кант сформулировал свои основные вопросы: «Что я могу знать?», «Что я должен делать?» и «На что я могу надеяться?». В ответах на эти вопросы раскрывается сущность его философской системы.

Основная идея «Критики чистого разума» - агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию) - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Большинство философов до Канта видели в качестве главной причины трудностей познания именно объект познавательной деятельности – бытие, окружающий мир, который содержит в себе множество неразгаданных на протяжении тысячелетий тайн. Кант же выдвигает гипотезу, согласно которой причиной трудностей при познании является не окружающая действительность – объект, а субъект познавательной деятельности – человек, точнее его разум. Познавательные возможности (способности) человеческого разума ограничены (то есть разум не может всего). Как только разум человека со своим арсеналом познавательных средств пытается выйти за собственные рамки (возможности) познания, он наталкивается на неразрешимые противоречия – антиномии (греч. antinomia, букв. противоречие между законами), противоречие двух равносильных суждений или умозаключений. То есть с помощью разума можно логически доказать одновременно оба противоположных положения антиномий – разум заходит в тупик. Наличие антиномий, по Канту, - доказательство наличия границ познавательных способностей разума.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 649; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.