КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тезис Антитезис
Всего ценного из Отрицания, при сохранении Отрицание предыдущего обоих утверждений) (утверждение) (отрицание)
Богословский пример Гегеля: а) Бог-отец (тезис), отказываясь от своего одиночества; б) создаёт природу (нечто внешнее, и поэтому своё отрицание); в) порождает Сына (своё другое «Я» - синтез) «Светский» пример Маркса: «Деньги-товар-деньги». Товар «отрицает» деньги, деньги – товар. (То есть там, где есть приготовленный для продажи товар, нет денег; когда же появляются деньги, «исчезает» товар). «Снятие» отрицаний происходит на последнем, третьем этапе. Здесь происходит синтез и одновременно мнимый возврат к прошлому. Мы опять имеем деньги, но это уже другие деньги и иная ситуация. Образно «пульсацию» отрицаний можно представить в виде спирали. Гегель предлагает своеобразную философскую картину «творения мира». Дух в своём основании противоречив. Противоречивость обеспечивает «энергетику» внутренних импульсов. Импульсы побуждают его к развитию. Развитие, как было сказано, осуществляет себя циклично. § Вначале развивается сам Дух (тезис); § Затем происходит отчуждение Духом материи, которая начинает развиваться в качестве природы (антитезис); § Наконец, внутри природы порождается человек, и в исторический момент его появления происходит «снятие» всех предыдущих противоречий (синтез) Вселенский процесс духовного развития существующего прогрессивен, так как служит определённой цели: достичь иной точки зрения Духа, который будет теперь находиться в новом качестве, олицетворяя собой сознание человека. Третья ступень развития Духа есть тот же дух, но соотносится он уже с человеком. Этот дух, олицетворяющий собой духовную жизнь людей, имеет собственное развитие. В своем развитии проходит также три стадии: субъективный дух, объективный дух, абсолютный дух. § Субъективный дух – это «душа», сознание отдельного человека или «дух в себе», а также уровень, изучаемый психологией. § Объективный дух - следующая ступень духа, «дух общества в целом». Выражением объектов нового духа является право – данный свыше, изначально существующий как идея (поскольку свобода заложена в самом человеке) порядок взаимоотношений между людьми. Право – реализованная идея свободы. Другим наряду с правом, выражением объективного духа являются нравственность, гражданское общество, государство. § Абсолютный дух – высшее проявление духа, вечно действующая истина Но движение здесь не останавливается. Оказывается, что этот третий этап (абсолютный дух) также содержит в себе очередные три ступени развития: 1. Искусство, по Гегелю, - это непосредственная форма отображения человеком абсолютной идеи. «Увидеть» и отобразить абсолютную идею могут лишь талантливые и гениальные люди, в силу этого они являются творцами искусства. 2. Религия – антитезис искусства. Если искусство – абсолютная идея, «увиденная»гениальными людьми, то религия – абсолютная идея, открытая человеку Богом в виде откровения. 3. Философия – синтез искусства и религии, высшая ступень развития и понимания абсолютной идеи. Это знание, данное Богом и в то же время понятое гениальными людьми - философами. Философия – полное раскрытие всех истин, познания Абсолютным духом самого себя («мир, схваченный мыслью» - по Гегелю), соединение начала абсолютной идеи с её концом, высшее знание. Вклад Гегеля в философию: § теория объективного идеализма (стержневым понятием которой является абсолютная идея – Мировой дух); § диалектика как всеобщий философский метод Фридрих Вильгельм Йозеф Шеллинг (1775 – 1854) – видный представитель объективного идеализма немецкой классической философии. Главная цель философии Шеллинга – понять и объяснить «абсолютное», то есть первоначало бытия и мышления. Прежние концепции объяснения бытия (например, «не-я» Фихте) неистинны, считает Шеллинг, поскольку природа выводится из сознания человека или даётся ограничительное толкование природы (то есть философы пытаются втиснуть природу в какие-либо рамки). Природа же есть «абсолютное» - первопричина и первоначало всего, охватывающее всё остальное. Природа также есть единство субъективного и объективного, вечный разум. Материя и дух едины и являются свойствами природы, различными состояниями абсолютного разума. Природа есть целостный организм, обладающий одушевлённостью (едины живая и неживая природа, материя, поле, электричество, свет). Движущей силой природы является её полярность – наличие внутренних противоположностей и их взаимодействие (например, полюса магнита, плюсовые и минусовые заряды электричества, объективное и субъективное и т.д.). Шеллинг показывает стадии развития противоположностей в природе. На первой ступени (например, магнетизм) противоположности внутри одного тела. На второй ступени (например, электричество) противоположности разделяются и находятся на различных телах. На третьей ступени (например, химизм) — сами тела абсолютно противоположны, а их взаимодействие ведет к неразличимости тел. Возникнув из природы, сознание постигает себя как подчиненное необходимости и как свободное, так как через свободное действие людей действует закономерный процесс и в нем сочетается единство духа и природы. Но этот процесс открывается не познанию, а вере. Поэтому у Шеллинга есть и «трансцендентальная философия». Трансцендентный - (лат. trans-cendere - переступать) - термин, означающий то, что находится за границами сознания и познания. Ее он излагает в «Системе трансцендентального идеализма». Здесь речь не о субъективном процессе познания, а о непосредственном созерцании разумом самого предмета. Он назвал это «интеллектуальной интуицией». Интуиция - постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.Она есть единство сознательной и бессознательной деятельности. Людвиг Фейербах (1804 – 1872) в ряду немецких философов является представителем материалистического направления. Его главный труд — «Сущность христианства» (1841). Еще он написал: "Основные положения философии будущего" (1843), "К критике философии Гегеля" (1839), "Предварительные тезисы к реформе философии" (1842), «История новой философии от Бэкона до Спинозы». Подвергнув критике идеализм, он выдвинул целостную и последовательную материалистическую картину мира. Он рассматривает материю как природное объективное начало мира, глубоко анализирует такие свойства материи, как движение, пространства и время. Он разработал теорию познания, в которой выступает как сенсуалист, высоко оценивая роль чувств в познании. Он полагал, что человек познаёт мир через свои ощущения, которые рассматривал как как проявление природы. Фейербах обосновал высокую роль чувств в познании. Он отстаивал объективную ценность человека в системе мира, критикуя религиозные представления о человеке как творении Бога; разработал основные принципы гуманизма, исходя из представлений о том, что человек – совершенная часть природы. Фейербах является родоначальником антропологического материализма (философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления), но в то же время он оставался идеалистом в понимании общества. Он утверждал, что исторические эпохи различаются переменами в религиозном сознании. Христианство провозглашает любовь как главную творческую духовную силу, изменяющую мораль, отношение человека к человеку. По Фейербаху, любовь к Богу выражает и любовь к человеку, так как Бог есть отчуждённая (отчуждать - передавать что-либо своё в пользу другого) сущность человека. Фейербах использовал при критике религии следующий диалектический приём мышления.
Критический анализ религии
(3)
(1) Религиозное отчуждение (2) 1. Сначала люди живут в невинности, в гармонии с собой. 2. Но с течением времени люди творят образ Бога. При этом они осознают, что Бог создан человеком. Они понимают этого Бога как нечто отличное от самих себя, как внешнюю силу, которая угрожает и наказывает. Но в действительности, по мнению Фейербаха, этот Бог является внешней манифестацией человеческих атрибутов. Не Бог создал человека, а человек создал Бога. Человек теперь раздваивается между тем, что признаёт в качестве себя, и тем, что признаёт в качестве внешней силы, которая на самом деле лишь его внешнее проявление. Это раздвоение и есть отчуждение: человек становится чужд своей собственной части или самому себе. В этом отчуждённом состоянии человек воспринимает Бога как независимую силу, а себя как бессильного. Человек становится рабом созданного им образа Бога. Человек тиранизируется своим собственным созданием. 3. Для преодоления этого злосчастного отчуждения человек должен познать подлинное отношение между собой и Богом. Бог, которого он представляет внешней силой, есть нечто иное, как порождение самого человека. Через религию человек выражает своё чувство любви, устремлённое к бессмертию. В этом духовном стремлении выражены и родовая сущность человека, и его идущая от родовой сущности идеальная сущность. Нравственное перерождение людей для Фейербаха становится двигателем общественного развития. Его философия завершила этап немецкой классической философии и заложила основы немецкого материализма. Значение немецкой классической философии: § её представителям удалось глубоко исследовать проблемы, веками мучающие человечество, и прийти к таким выводам, которые определяли всё будущее развитие философии; § немецкая философия совместила в себе почти все известные в тот период философские направления – от субъективного идеализма до вульгарного материализма и иррационализма; § открыла десятки имён выдающихся философов, которые вошли в «золотой фонд» мировой философии (Кант, Фихте, Гегель и др.) Основные понятия и термины: Агностицизм (от греч. agnostos — недоступный познанию) - философское учение, отрицающее возможность познания объективного мира и достижимость истины. Антиномии (греч. antinomia, букв. противоречие между законами), противоречие двух равносильных суждений или умозаключений. Антропологический материализм – философская концепция, усматривающая в понятии «человек» основную категорию и исходящая из нее в объяснении природы, общества и мышления. Априори (от лат. apriori — из предшествующего), понятие логики и теории познания, характеризующее знание, предшествующее опыту и независимое от него. Диалектика -всеобщий метод постижения противоречий (внутренних импульсов) развития бытия, духа и истории. Императив (от лат. imperativus — повелительный), требование, приказ, закон. Интуиция - постижение истины путем непосредственного ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства. Категории – (от греч. kategoria — высказывание; признак), в философии — наиболее общие и фундаментальные понятия, отражающие существенные, всеобщие свойства и отношения явлений действительности и познания. Трансцендентный - (лат. trans-cendere - переступать) - термин, означающий то, что находится за границами сознания и познания.
Дата добавления: 2014-12-10; Просмотров: 1665; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |